Конспект урока математики в 5-м классе. "Сложение и вычитание многозначных чисел"
Шиганова Елена Николаевна, учитель математики
Соколова Зинаида Юрьевна, учитель математики и физики
Разделы: Математика
Дидактические цели:
Обучающие:
Развивающие:
формировать познавательные умения через формулировку проблем, выдвижение предложений, применение знаний в новой ситуации, проверки правильности решений;
развивать сенсорную систему, двигательную сферу и речевых навыков.
Воспитывающие:
воспитывать целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и доброжелательное отношение друг к другу в учебном процессе;
воспитывать способность к самоанализу.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите на полях число, классная работа. Подпишите рабочие листы.
2. Устная работа
– Сегодня знаменательным день. 15 октября в 1608 г. родился итальянский физик и математик. Он внес большой вклад в развитие точных наук. Например, одно из его изобретений – это ртутный барометр для измерения атмосферного давления.
– Кто же он, вы сможете узнать, вычислив цепочку математических выражений. В рабочем листе дана таблица для задания №1 . Работаем устно, не забывая фиксировать промежуточные результаты.
РЕШЕНИЕ
Е Л О Ч Р Т
Давайте посмотрим, какая фамилия у нас получилось. (Торричелли)
3. Постановка учебной задачи
– Но не только великие умы делают открытия, и мы на уроках можем стать юными исследователями, открывая для себя новые законы математики.
– Ребята, к нам на урок пришел гость домовенок Кузя, мы с вами с ним уже встречались. Он, как и обещал, принес нам свои необычные задачи.
Задача №1. В каком году был основан город Углич, если в 2017 году ему исполнится 1080 лет. (937год).
Задача №2.В каком году было первое упоминание об Угличе , если оно было спустя 211 лет после его основания, в Ипатьевской летописи.(1148)
– Какие числа были использованы в задачах?
- Какие действия с многозначными числами нам пришлось выполнить для решения задач?
– Кто поможет сформулировать тему сегодняшнего урока?
– Записываем тему урока: «Сложение и вычитание многозначных чисел».
–Давайте вспомним основные компоненты при сложении и вычитании.
a + b = c (слагаемое, сумма)
a – b = c (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
– Вставьте пропущенные буквы в словах. Это задание №2 в рабочих листах
(Один ученик вставляет буквы на доске)
ОТВЕТ
Слагаемое
Сумма
Уменьшаемое
Вычитаемое
Разность
– Проверьте себя.
– Пока мы с вами вспоминали компоненты действий Кузя попробовал сам выполнить сложение и вычитание многозначных чисел.
– Все ли правильно он сделал?
– Как исправить эти ошибки?
– Сформулируйте правило сложения и вычитания многозначных чисел.
ПРАВИЛО
При сложении и вычитании многозначные числа записывают так, чтобы цифры одноименных разрядов были записаны друг под другом.
Проверочная работа (с взаимопроверкой)
– А сейчас – проверочная работа. Примените изученное правило при сложении и вычитании многозначных чисел. Работа по вариантам
Рабочие листы № 3
1 вариант
84 273 + 1 328 564
2 вариант
5 806 052 – 39 371
– Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность решения.
– Посмотрите правильные ответы на доске.
РЕШЕНИЕ
1 вариант 2 вариант
5. Физкультминутка
– После умственной работы, надо нам немного передохнуть.
На доске пример писали,
Потом губкой вытирали,
Заглянули мы к соседу,
Отвернулись от него,
Потянулись, улыбнулись,
Еще раз мы повернулись.
Лучше нас на свете нет
Кузе шлем большой привет!
6. Включение в систему знаний
– Продолжим нашу работу. (работа по учебнику)
Задача № 171.
Решение записываем в тетрадь. (1 ученик у доски)
РЕШЕНИЕ
1780 – 1250 = 530 (юке) – кабриосы
1084 – 530 = 554 (юке) – пельсианы
1250 – 554 = 696 (юке) – рангаты
Ответ: пельсианы 554 юке, рангаты 696 юке, кабриосы 530 юке.
А теперь домовенок Кузя предлагает вам решить еще 2 задачи, которые он приготовил для вас.
Задача №3. В 2016 году в городе Угличе проживало 32321, а в Угличском районе – 45348 человек. Какова численность сельского населения в Угличском районе? (13027).
Задача №4.
Численность населения г. Углича. |
1601 | 1620 | 1856[15] | 1897[15] | 1913[15] | 1926[15] | 1931[15] | 1959[16] | 1967[15] | 1970[17] |
40 000 | ↘595 | ↗10 000 | ↘9698 | ↗10 800 | ↘8026 | ↘7100 | ↗28 890 | ↗34 000 | ↗35 463 |
1979[18] | 1989[19] | 1992[15] | 2000[15] | 2001[15] | 2002[20] | 2003[15] | 2005[15] | 2006[15] | 2007[21] |
↗39 069 | ↗39 975 | ↘39 800 | ↘37 500 | ↘37 100 | ↗38 260 | ↗38 300 | ↘37 100 | ↘36 500 | ↘35 945 |
2008[22] | 2009[23] | 2010[24] | 2011[25] | 2012[26] | 2013[27] | 2014[28] | 2015[29] | 2016[3] | |
↘35 400 | ↘34 972 | ↘34 507 | ↘34 354 | ↘33 900 | ↘33 273 | ↘32 766 | ↘32 496 | ↘32 321 | |
А) На сколько изменилась численность населения в г. Углича с 1601 года по сравнению с 2016? (7679)
Б) Найти среднюю численность населения с 2010года по 2014 год. (33560).
7. Вторичное закрепление материала
Самостоятельная работа (разноуровневая)
1 вариант
2 вариант
3 вариант
РЕШЕНИЕ
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Собрать тетради с рабочими листами.
Спросить какие результаты получились по вариантам.
8. Подведение итогов (рефлексия деятельности)
Оцените свою работу на уроке:
-Поднимите руку, кто считает, что на уроке работал на «отлично».
– А кто работал хорошо?
-А кому надо еще поработать над данной темой?
9. Домашнее задание: Домовенок Кузя вашей работой очень доволен. И предлагает вам в качестве домашнего задания попробовать составить задания с краеведческим содержанием на сложение и вычитание многозначных чисел и по учебнику №170.
Спасибо за работу.
При составлении конспекта урока был использован материал http://festival.1september.ru/articles/609263/