Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Бирская детская школа искусств им. М.З.Баширова
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Открытый урок
«Сюжетная композиция «Царевна Лебедь».По произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» . Понятия «симметрия» и «асимметрия».
Палитра в 2 тона»
4 класс 1 группа
Преподаватель: Алетдинов Т. Г.
Дата: 5. 11. 2017 г
.
Конспект открытого урока.
Тема урока: «Сюжетная композиция «Царевна Лебедь». По произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» . Понятия «симметрия» и «асимметрия». Палитра в 2 тона»
Цель: написать композицию «Царевна Лебедь» по сюжету сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Задачи:
Образовательные:
познакомиться с фильмом-сказкой режиссера Александра Птушко «Сказка о царе Салтане» , познакомиться с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Знакомство с репродукцией работы М. Врубеля «Царевна Лебедь» и с изображениями детских рисунков на тему Царевны Лебедь.
Знакомство с понятием симметрия и асимметрия в композиции.
Знакомство с работой над композицией с двумя цветовыми тонами.
Развивающие:
Развитие чувства колорита.
Развитие чувства гармонии.
Развитие чувства эстетики.
Развитие чувства пластики.
Воспитательные:
Воспитание любви к искусству.
Воспитание любви к творчеству.
Воспитание любви к отечественным сказкам.
Воспитание любви к оперному искусству.
Воспитание любви к народному искусству.
Оборудование:
- для учителя: телевизор, флешка с записью фильма-сказки режиссера Александра Птушко «Сказка о царе Салтане» , с записью оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», с репродукциями работ детей и художников, мольберт, бумага формата А-3, классная доска, мел, акварельные краски, кисточки.
- для учащихся: мольберт, бумага формата А-3,простые карандаши М-2, М-4, акварельные краски, гуашь, кисти.
Структура урока:
1.Орг. Момент.
- сообщение новой темы и постановка задачи.
2.Основная часть:
-актуализация знаний и введение новых знаний.
-практическая работа.
3. Итоги урока: опрос, обсуждение.
Ход занятия:
Учитель: - Здравствуйте. Мы с вами любим сказки разных авторов.
Давайте мы с вами сегодня нарисуем картину по произведению великого русского поэта А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», а конкретно мы с вами создадим образ царевны Лебедь в своих рисунках.
Вы конечно читали эту сказку в рамках школьной программы и хорошо ее знаете. Но мы сегодня с вами посмотрим фильм -сказку режиссера Александра Птушко «Сказка о царе Салтане» снятый по произведению А. С. Пушкина. Фильм очень длинный, и поэтому мы посмотрим не весь фильм, а только отрывки с участием царевны Лебедь.
Учитель демонстрирует фильм - сказку режиссера Александра Птушко «Сказка о царе Салтане» с отрывками при участии царевны Лебедь .
Учитель: - Вам понравился фильм?
Учащиеся: - Да
Учитель: - Что конкретно вам понравилось?
Учащиеся: - как царевна Лебедь одета, игра актеров и т.д.
Учитель: - кроме фильма есть еще опера написанная великим русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» .
Давайте и мы с вами посмотрим и послушаем отрывки из этой оперы.
Учитель демонстрирует запись оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» с отрывками при участии царевны Лебедь.
Учитель: - Вам понравилась опера?
Учащиеся: - Да
Учитель: - Что вам понравилось в опере?
Учащиеся: - как царевна Лебедь поет, какой у нее голос, как она одета, какие в опере декорации и т.д.
Учитель: - посмотрите какая красивая одежда у царевны лебедь, какие красивые украшения у нее, какой красивый костюм, как композитор через музыку передал образ царевны.
После фильма преподаватель показывает репродукции работы М. Врубеля «Царевна Лебедь» и изображения детских рисунков на тему Царевны Лебедь.
Учитель: - композиция, где композиционный центр находится по середине называется симметричной композицией.
Композиция, где композиционный центр находится с боку называется асимметричной композицией.
Учитель: - сегодня композицию мы с вами будим писать двумя цветами, желтым и синим. Какой цвет будит если мы смешаем эти два цвета?
Учащиеся: - зеленый.
Учитель: - Правильно. Постарайтесь передать максимальное количество оттенков этих цветов.
Учитель подходит к мольберту с чистым листом бумаги ( формат А-3) и начинает показывать смешение желтого и синего цвета акварельными красками большой белечьей кистью .
А теперь начнем работать над композицией. Представьте свой рисунок на листе, возьмите мягкий карандаш и начините рисовать.
Учащиеся начинают работать за мольбертом на формате А-4 .
Учитель: - Начинаем свой рисунок тонкими линиями с абриса всей фигуры, работая сразу над композиционным центром, стараясь передать движение и общие пропорции натуры,. С начало рисуем большие формы особенно не деталируя ничего.
Не спешите, работаем уверенно и смело.
Время от времени учитель подходит к учащимся и подсказывает или подправляет рисунки.
Ближе к концу урока, учащиеся делают небольшую выставку из своих рисунков.
Учитель: - посмотрите, какие красивые композиции у вас получились. Какие работы вам понравились и почему?
Учащиеся начинают говорить свое мнение о рисунках друг друга.
Учитель: - Какие недочеты вы видите?
Учащиеся начинают говорить свое мнение .
Список литературы
Волков Н.Н. «композиция в живописи» М. иск. 1977
Кибрик Е. А. «Объективные законы в изобразительном искусстве» Вопросы философии №10 1966