СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

интересный урок

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 1 классе»

Литературное чтение     

Звуки [х], [х’]. Буквы  Х, х.

Предметные результаты: знакомство с новыми звуками [х][х] и новыми буквами Х и х; чтение звукобуквенных моделей, выделение нового звука; развитие  речи, внимания, мышления,  памяти, фонематического слуха; воспитание интереса  к чтению.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:  сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой; формирование умения работать по условным обозначениям.

Регулятивные УУД: умение следовать точной инструкции учителя; самоконтроль результата учебной деятельности. Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: предлагать помощь и сотрудничество, строить понятные для партнера высказывания, обращаться за помощью, слушать собеседника (работа в парах); вести устный диалог при ответах на вопросы.

Ход урока

  1. Оргмомент. Этап мотивации.

    Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня на уроке гости.

    Поприветствуйте наших гостей. Скажите, в какой стране мы живём?(России) Россия славится своим гостеприимством, и мы должны подтвердить своим поведением эту традицию. Давайте улыбнёмся и свои добрые улыбки подарим гостям и друг другу.

    Девиз: Учись доброму, плохое на ум не придёт.

    -Какое настроение нужно на уроке? (хорошее)

Дети: Мы умные, мы дружные,

Мы старательные, мы внимательные,

Мы в 1 классе учимся.

Всё у нас получится.


2. Актуализация знаний

- Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»

- Верите ли вы, что…

- Звуки бывают гласные и согласные? (да)

- Гласные звуки не поются? (нет)

- Согласные звуки произносятся с преградой?(да)

- Согласные бывают звонкие и глухие? (да)

- Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)

- Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)

- Звуки [ж], [ш] всегда мягкие? (нет)

- Есть буква, не имеющая звука?(да)

- Звуки мы видим и пишем.(нет)

- На письме звук обозначается буквой ? (да)

- Что мы сейчас делали в игре? (Повторили)

 

  1. Постановка целей и определение темы урока .Актуализация знаний.

    Какие наказы давали вам родители, когда отправляли в школу?

    Если хочешь много знать,

    Многого добиться,

    Обязательно читать,

    Должен научиться.

Определить тему урока поможет игра

  «Доскажи словечко».

1-е задание мальчикам. Готовы?

Хрюша сел на петуха. Мы смеялись: …! (ха — ха — ха!)

2-е задание девочкам. Готовы?

Сочинять он стал стихи — Мы смеялись :...!(хи — хи — хи!)

Как смеялись мальчики? Девочки?

 Кто догадался  какая тема урока сегодня у нас будет?

Тема: Звуки [х] и [х’] и буква, которая их обозначает.

  • Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений (опорные слова), сформулируйте задачи урока:

  • Слайд 1.

Познакомиться с …буквами Х,х и  звуком[ х ], [х,],

Узнать, какие … звуки она обозначает;

Научиться читать… слоги и слова с новой буквой.

- Мы познакомимся сегодня с важной буквой, а вот почему она такая важная, вы узнаете на уроке.

4. Работа по теме урока

1). Звуковой анализ слов: пастух, пастухи в распознавании звуков [х]и [х,].

- Откройте азбуки на с. 39.

- Кто изображен на картинке справа?

- Кто такой пастух? (Человек, пасущий скот)

Давайте попробуем разделить это слово на слоги.

-Пас-тух.

-Верно, сколько слогов в слове?

-2

- Как определили количество слогов. (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Проанализируйте слово пастух.

-Произнесите последний звук в слове.

-[х]

-Дайте ему характеристику, какой он?

-Согласный, глухой, твёрдый.

-Позовите пастуха, на какую гласную букву падает ударение?

- У.

- Один – пастух, а много?

-Они пастухи.

-Верно, произнесите слово по слогам.

-Пас-ту-хи.

- Проанализируйте слово.

-Произнесите 3 слог, в нём 1 звук.

- Хи,[х`]

Из этих двух слов выделяются звуки [x], [x’].

Вывод:

В слове пастух – звук [x] – согласный, глухой, твердый.

В слове пастухи – звук [x’] – согласный, глухой, мягкий.

Молодцы!

2). Игра «Твёрдый - мягкий».

- Поднимайте синюю карточку, если звук  [Х ] твёрдый, а зелёную – если согласный мягкий.

Халат, холод, хитрец, хомяк, хоккей, хижина, химик, хлопушка, петухи, холодильник, черепахи, подсолнухи.

3). Какая картинка лишняя? Почему?

- Подсолнух, кисточка, халат, мухомор

- Художник, сухари, тарелка, холодильник

  1. Физкультминутка

    Игра «Хлоп-топ»

Все встали. Сейчас я буду называть слова. Если в слове встретиться буква Х, то хлопаем в ладоши, а если в слове нет буквы Х, то топаем ногами. Готовы? Хохот, слон, муравей, бухгалтер, мох, песок, хижина, ошибка, хомяк.

Утка, молоко, звук, петух, хан, характер, чай, хвастун, кошка.

-  Все справились! Молодцы!

6. Продолжение работы по теме урока.

1). Знакомство с буквой «Хх»

- Ребята! Твёрдый и мягкий  согласные звуки [х] и [х;]обозначаются на письме вот такой буквой. (Показ буквы).  Её называют буквой «ха».

-  Давайте пофантазируем,  на что похожа буква « х»?

 Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

 

X — на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь — порешь,

Хочешь — шьешь,

Хочешь — сам себя стрижешь.


Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку!

Раз-листочки поднимаем,

Два-листочки загибаем,

Три- ещё разок свернём,

На четыре развернём.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив- назови!

 

- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.

-А теперь сложите букву «ха» из карандашей парами.


- Какие звуки мы обозначаем буквой Х?

- Пользуясь рамочками на с. 39 азбуки, дайте характеристику этим звукам.

–На верхнем или нижнем этаже живёт буква Х на ленте букв? Почему? (обозначает глухие звуки)

2) Работа в «Азбуке»

- Почитаем слоги в учебнике стр.39.

1ряд - сверху вниз, 2 ряд - снизу вверх, где Х – твердый; понижая голос, тихо, где х –мягкий.

- Почему решили, что х – мягкий?

- Поиграем в игру «Наоборот». Девочки  читают слог, а вы, мальчики, произносите его наоборот.

 

ХА (ах) ХИ (их) ХО (ох) ХЕ (ех) ХУ (Ух)

 

3) Чтение слов с буквой Х.

- Найдём букву в словах. (на экране  слова):

Ложка, лопата, муха, хлопушка, пастух, хоккей, хорошо, запах.

- Читаем слова только с буквой Х.

- Прочитайте  слова с буквой Х в начале слова (хлопушка, хоккей, хорошо)

- Прочитайте слово с буквой Х в середине слова (муха)

- Прочитайте  слова с буквой Х  в конце слова (пастух, запах)

- Молодцы!

4). Хлеб - наше богатство

-Я неслучайно сказала, что X — это очень важная буква. С нее начинается важное слово. А какое, вы узнаете, если отгадаете загадку.

 

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

            ( Хлеб)  (Слайд)

- Рассмотрите картинку на стр.38, что изображено в центре? (Хлеб.)

- Как называется хлеб, который изображен на картинке? (Каравай.)

- Кого у нас принято встречать хлебом и солью? (Гостей.)

Мы гостей всегда встречаем
 Пышным, круглым караваем.

- Что изображено в нижней части иллюстрации?

- Какую роль в жизни человека играет пшеница?

- Обычно хлеб пекут из пшеничной и ржаной муки.
 - О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. Так поступают только самые чуткие и добрые люди.

- Откуда же хлеб берётся на нашем столе, ребята?

- Ведь не сразу он стал таким, каким мы его едим и видим.

- Кто приложил руки, кто имеет отношение к созданию хлеба? 

- Правильно, ребята. Землю сначала надо вспахать, посеять в тёплую, мягкую землю крошечные зёрна, поливать и ухаживать за всходами, которые наливаются в колосья. (Учитель показывает колоски пшеницы). А вот в каждом колосе находится зерно, которое тоже проходит долгий путь, прежде чем из него напекут хлеб. Зерно размалывают в муку, но прежде его хранят на элеваторе. Элеватор – это специальное помещение для хранения зерна. Здесь зерно очищают, проветривают.    С элеватора зерно идёт на мельницу, Здесь зерно превращают в муку.

120 профессий трудится, чтобы на нашем столе  был всегда хлеб.

  • Как мы должны относиться к хлебу?   (бережно…..) 

    Хлеб...какое простое повседневное слово. Оно также естественно для нас как слово мама, солнце, вода. К сожелению мы поколение 21 века, не придаём этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает.

  • В магазине большое разнообразие хлебобулочных изделий: душистые батоны, буханки ржаного хлеба, булочки, калачи, плюшки...

  • У войны, ребята, свой хлеб, небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Во время блокады Ленинграда(трёхмиллионный город),она длилась 900 дней дневная норма сокращалась до минимума- 125 граммов на одного человека, а рабочие получали- 250 грамм .(Стих «Шестнадцать тысяч матерей)


Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.

 

  1. Физкультминутка

    Хомка, Хомка хомячок,

    Полосатенький бочок.

    Хомка раненько встаёт,

    Шейку моет, щёчки трёт.

    Подметает Хомка хатку

    И выходит на зарядку.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Хомка хочет сильным стать.


 

8. Работа по азбуке.

1). Чтение слов с х (стр.39)

Хорошо – плохо

Как  называются такие слова? (Противоположные по смыслу.)

Хлеб

Что  заметили в этом слове? (оглушение согласного)

Как можно проверить какую букву писать?

Хлеба

Холод - холода

2) Чтение и озаглавливание текста на стр. 39 учебника.

   а) первичное чтение рассказа детьми

- Рассмотрите картинку в самом низу с. 39. Что видите?

 - О чем будет текст? (О том, как убирают хлеб)

   б) оценка качества первичного восприятия рассказа учащимися:

- Верны наши предположения?

- О чем этот рассказ? ( Скоро зима, надо убирать хлеб)

- Какие стали дни? (дни стали короткими).

-  Как можно озаглавить текст? ( «Уборка урожая»  и др.)

  в) выборочное чтение рассказа учащимися:

- Что появилось в мелких озёрах? (в мелких озерах появился ледок)

- Почему ледок, а не лед? (в озерах появился ледок,  а не лед потому, что морозы ещё слабые, это только начало осени)

- Почему дрожат осины? (осины дрожат от холода)

- Кто еще может дрожать? (дрожать от холода могут люди)

- Когда нужно убирать хлеб? (до зимних холодов надо убрать хлеб).

- Какая техника выходит на поля?

- Хлеб никогда не давался людям легко. Более ста лет назад хлеб убирали вручную, с помощью серпа.

3) Работа с пословицами с. 38 азбуки.

4) Чтение стихотворения «Хлеб» с. 42 азбуки.

8. Подведение итогов урока
 - Ребята, какие два новых звука мы сегодня изучили?

- Дайте характеристику этим звукам.

- Назовите, пожалуйста, слова, в которых есть звуки [х] и [х’]

- Какой буквой на письме обозначаются звуки [х],  [х’]?

- Какая это буква?

- Почему она согласная?

  1. Рефлексия.

    -Ребята, (на столах буква на листочке) раскрасте букву х. У кого всё получилось и доволен своей работой раскрасте - зелёным цветом,

    Кто испытывал трудности — жёлтым,

Кто ничего не понял — красным.


- Покажите  ваше настроение!

  • Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.

    Учитель:

  • Пусть живут здесь вместе с нами
    Только добрые дела.
    А плохие пусть уходят, 
    Мы их гоним со двора.