1 этап. Организационный. 2Фронтальный опрос - повторить основные понятия генетики, законы Менделя. 3этапТема. Постановка цели урока с учащимися. 4 этап. План урока (на доске): 1.Хромосомная теория наследственности. 2.Кроссинговер. 3.Хромосомные карты. Итак, тема урока: ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ». Цель: (Ставим с учащимися и на доске записываем) познакомиться с основными положениями хромосомной теории наследственности Томаса Моргана; обосновать необходимость этих знаний в повседневной жизни. 5этап. Ознакомление с новым материалом. ( по станциям и работа с рабочими тетрадями) Вначале 20века были открыты митоз и мейоз, заново переоткрыты законы Менделя, исследователи Германии и США предполагали, что наследственные факторы расположены в хромосомах. 1906г. Реджиналд Пеннет впервые описал нарушение менделеевского закона независимого наследования двух признаков. Провел опыт дигибридного скрещивания растений душистого горошка, отличающихся по окраске цветков и форме пыльцы, во втором поколении Пеннет не получил ожидаемого расщепления 9:3:3:1. гибриды F2 имели только родительские фенотипы в соотношении 3:1, т.е. перераспределения признаков не произошло. Постепенно противоречия накапливались. Возникал вопрос, а как именно расположены гены в хромосомах? Ведь число признаков, а следовательно и генов, отвечающих за разные признаки больше, нежели самих хромосом. Как же наследуются гены, расположенные в одной хромосоме? На эти вопросы смогла ответить группа американских ученых, возглавляемая Томасом Морганом, они установили, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются совместно т.е. сцеплено. Это явление получило название закона Моргана. Группы генов, расположенные в одной хромосоме, были названы группой сцепления. 1911г. – создание хромосомной теории наследственности. Основные положения: 1 единица наследственности – ген, который представляет собой участок хромосомы. 2 гены расположены в хромосомах в строго определенных местах (локусах), причем аллельные гены (отвечающие за развитие одного признака) расположены в одинаковых локусах гомологичных хромосом. 3 гены расположены в хромосомах в линейном порядке, т.е. друг за другом. 4 в процессе образования гамет между гомологичными хромосомами происходит коньюгация, в результате они могут обмениваться аллельными генами, т.е. может происходить кроссинговер. Работа по станциям – в 3 группах Оценочный лист. 1 группы. Тема занятия | Хромосомная теория наследственности. | Основные вопросы темы | Ф.И. ученика | № вопроса | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | итог | | Ковров Саша - отв. За ноутбук | | | | | | | Почему считают, что Г. Мендель опередил своё время? Сколько хромосом и сколько генов у человека ? | Соколова Таня - защищает | | | | | | | Когда и кем предложены элементы наследственности? | Рамазанова Регина | | | | | | | Пример не дающий расщепление. | Химченко Аня-руководитель. | | | | | | | Когда и кем создана теория наследственности? Назвать три положения теории. | Янсон Саша – презентация: «Прыгающие гены» | | | | | | | Какие объекты применял Т. Морган в своих опытах? Определение закона Т. Моргана. | Оценочный лист. 2 группы. Тема занятия | Хромосомная теория наследственности. | Основные вопросы темы | Ф.И. ученика | № вопроса | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | итог | | Деньгин Илья - руководитель | | | | | | | В опытах Т. Моргана были ли отклонения от его закона? | Сибирякова Оксана | | | | | | | Что происходит при мейозе у гомологичных хромосом? | Банер Надя - защищает | | | | | | | Кем открыт кроссинговер и что лежит в основе четвёртого положения? | Руппель Настя – презентаци «Т. Морган, опыты, хромосомные карты» | | | | | | | Что происходит при кроссинговере? | Старченко Вова - отв. За ноутбук | | | | | | | Каким является сцепление генов? |
Оценочный лист. 3 группы. Тема занятия | Хромосомная теория наследственности. | Основные вопросы темы | Ф.И. ученика | № вопроса | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | итог | | Петрашов Ваня | | | | | | | Что помогло учёным генетикам явление кроссинговера? | Розова Марина - защищает | | | | | | | Какой сделали вывод Т. Морган и его ученики в процессе кроссинговира? | Березина Юля | | | | | | | Что можно определить между генами? | Попов Витя- руководитель | | | | | | | Что можно построить, зная растояние между генами? | Берин Аня - вывод | | | | | | | Объясни рис.60. | Брюханцева Наташа – отв. За ноутбук | | | | | | | Т. Морган проводил опыты над какими организмами и почему? | и защита каждой группы: Соколова Таня, Базнер Надя, Розова Марина. Презентация: Руппель Н. Работа с ноутбуками: а) с микропрепаратами б) с презентациями: №19 слайды 9,10.№26 слайды . И с рабочими тетрадями. Презентация: Янсон Саша « Прыгающие гены». О ЗОЖ. Закрепление материала: 1Решение задачи№ 1. ( на столе….) 2ТЕСТ- 1 минута. Т.Морган создал хромосомную теорию наследственности в А) 1902году. Б)1906г. В)1911г. Закон Т.Моргана касается А) дигибридного скрещивания. Б) чистоты гамет. В) неполного доминирования. Г) сцепления генов. 3.ген, который представляет собой участок хромосомы – это А) единица наследственности. Б) единица изменчивости. 4Схема взаимного расположения генов, находящихся в одной группе сцепления, т.е. в одной хромосоме, это – А) нарушение сцепления, Б) генетическая карта. Вывод: Берин Аня 4. Подведение итога урока - (оценивание) Все потрудились сегодня на славу Я много хороших оценок поставлю. Знанья, надеюсь, ваши прочны, Ведь в жизни они вам, бесспорно, нужны. Кто дополнял, защищал, презентации и оценочные листы. Отметки. Дома: 42 и рабочая тетрадь. Спасибо! |