
Провела в 3 «В» классе Биймурзаева А.Д.
Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы.
Оборудование: тесты, дидактический материал для чтения, карточки с заданиями, портрет писателя, презентация, читательские альбомы, учебник «Родная речь. 3 класс».
Ход урока:
1. Организационный момент. (Цель – проверить готовность учащихся к уроку, нацелить на плодотворную работу, положительный настрой, активизацию внимания.)
Учитель:
Для ребят звенит звонок,
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
На вопросы отвечайте,
Дружно тему обсуждайте.
Не пройдёт ваш даром труд,
Знанья пользу принесут.
2. Пробуждение интереса к пробуждаемой теме. (Цель – активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, формирование мотивации на учебную деятельность, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.)
На доске записаны два слова: Этика, этикет.
Учитель: Что общего у этих слов?
Учащиеся: Это однокоренные слова.
Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам?
Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.
Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?
Учащиеся: Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек.
Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. Сейчас вы познакомитесь с небольшим рассказом В. Осеевой, который называется «Навестила» (Приложение 1). После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте.
/У каждого на парте лежит текст. Дети читают жужжащим чтением./
Учитель: Муся – воспитанный человек?
Примерные ответы учащихся:
Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек.
Учитель: Кого же можно назвать воспитанным человеком?
Учащиеся: Человек с хорошими манерами не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться.
3. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
/На экране появляется портрет писателя./
Учитель: Знаете ли вы, этого человека?
Учащиеся: М.М.Зощенко.
Учитель: Что вы о нём знаете?
/Учащиеся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет./
Ученик:
Родился писатель в семье художника (1894 – 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии.
Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.
Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.
Учитель: Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея?
/Если учащиеся знают, то говорят, если нет читают информацию на слайде./
Учащиеся: Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью.
Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали?
Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов.
/Учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов./
Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».
Учитель: Сформулируйте тему нашего урока?
Учащиеся: Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.
4. Ознакомление с новым материалом
Учитель: Как мы уже говорили, М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя.
Учитель: Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?
Учащиеся: Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота.
Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»?
Учащиеся: Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные.
Учитель: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?
Учащиеся: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться.
Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»?
/Учащиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают.
Зачитывают те пары, кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами.
Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.
Учитель: Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова.
Словарная работа.
/На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./
Прельщала – стала заманчивой, приятной.
(Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.)
Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.
Угоревший – отравился угаром.
Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.
(В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….)
Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.
5. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
1. Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.
1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
Учитель: От чего имени ведётся рассказ?
Учащиеся: Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.
Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми?
Свои ответы дети подтверждают словами из текста.
Учитель: Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?
Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю?
Учитель: Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.
Учитель: Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?
6. Физкультминутка
Музыкальная физминутка
7. Продолжение чтения произведения
2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают.
Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?
Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?
Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.
Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки?
Учитель: Почему это произошло?
Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Чтение рассказа до конца.
Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым?
Учащиеся: Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд.
2. Каждому ученику предлагается тест (Приложение 2). Дети работают самостоятельно. Проверка.
8. Подведение итогов урока.
1. Беседа о смысле выражения «золотые слова».
Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?
Учащиеся: Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.).
Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой».
Учитель: Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа?
Учитель: В чем она заключается?
Учащиеся: Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений.
Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?
Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.
Ученик: Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применять их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом.
9. Домашнее задание.
• Составить краткий пересказ текста.
• Выразительное чтение по ролям.
Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям.
7