СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 6 «а» классе по русскому языку на тему: «Глагол как часть речи»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 6 «а» классе по русскому языку на тему: «Глагол как часть речи»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ахтынская средняя общеобразовательная школа №2»



Открытый урок

в 6 «а» классе

по русскому языку на тему:

«Глагол как часть речи»


















Провела: учитель русского языка и литературы

МКОУ «Ахтынская СОШ№2»

Гюльметова Радифа Нежефовна







Урок "Глагол как часть речи". 6-й класс

Гюльметова Радифа Нежефовна учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  • расширить представления учеников о глаголе, его признаках;

  • развивать речь учащихся, активный словарный запас;

  • развивать умение работать коллективно;

Форма работы - групповая

Ход урока

Мотивационная беседа (учащиеся отвечают на вопросы):

Ребята, вы были когда-нибудь в лесу? Значит, вы легко ответите на вопрос, с чем мы встречаемся, когда попадаем в лес? Вот и мы с вами сегодня отправляемся в лес. Здесь много красивых деревьев. Но очень пасмурно, серые тучи нависли над лесом, кое-где на деревьях еще не растаял снег. Здесь растут известные вам деревья: сосна, ель, осина, береза и кустарники (на доске появляются изображения деревьев).

Но наше путешествие по лесу будет не совсем обычным.

Перед вами знакомые для вас части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, предлог и глагол.

Посмотрите внимательно на эти деревья и скажите, какое из них соответствует определенной части речи (учащиеся высказывают свои мнения; затем учитель высказывает свое мнение).

Береза для меня - это прилагательное

Предлог - это, конечно же, кустарник, потому что и кустарник маленький и предлог - очень короткая часть речи.

Осина - это числительное, потому что числительное - это число, а на осине мы можем посчитать гнезда.

Существительное - сосна, потому что сущ без глагола существовать не может, в каждом предложении оно дружит с существ., поэтому это и хвойные деревья.

Глагол - ель - строгое и стройное, имеющее четкую форму.

И сегодня нам с вами предстоит поближе узнать такое хвойное дерево, как глагол.

Как вы видите, кое-где на деревьях еще лежит снег. Но в наших с вами силах сделать так, чтобы снег начал таять, а деревья начали просыпаться. Мы должны вспомнить все, что нам известно о глаголе, и узнать кое-что новое.

Но для начала, мне хотелось бы спросить у вас, знаете ли вы, что значит слово "глагол"? Слово глагол - старославянское слово, вообще и означало слово, речь. Существовало также и слово глаголати - говорить.

Что мы знаем о глаголе? Что такое глагол?

По подсчетам ученых, глагол занимает второе место по частоте употребления в речи, причем в текстах разных стилей глаголам отводится неодинаковая роль. Самое большое количество глаголов используется в художественном стиле (учитель читает рассказ):

Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: "Опоздаешь!" Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:

Прибежал, открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, кончили работать, зовут. Вспоминаю - вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, натягиваю, засыпаю:

Что придает рассказу юмористический характер?

И тема нашего сегодняшнего урока "Глагол".

2. Изучение этой темы я бы хотела начать с того, чтобы мы с вами поухаживали за корневой системой этого дерева, то есть вспомнили знакомые нам грамматические категории глагола.

(Открыть тетради, записать число, классная работа и тему урока)

а) О каком грамматическом признаке глагола говорится в следующем стихотворении?

б) И еще один очень важный корень нам предстоит вспомнить.

Я читаю текст, а вы выписываете глаголы, а затем определяем их время.

В пути много бед ждет перелетных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Летите, ласточки, к людям, они вам помогут. (По В.Бианки)

(вешается еще одна карточка "время")

Вот мы с вами и поухаживали за корнями нашего дерева, а теперь наша с вами задача, сделать все возможное, чтобы у дерева появились листики.

И опять-таки обратим внимание на корень "Время", потому что без него у нас не появятся листики на дереве.

На доске незаконченное предложение, у него нет сказуемого. Ваша задача из предложенных слов выбрать верный вариант:

Оля : в гимназии (училась, будет учиться, училась бы, учись)

Выбрать сказуемое, которое обозначает действие, действительно происходит в настоящее время;

Действительно происходило месяца два назад;

Будет происходить через два года

Действие, которое бы произошло бы, если бы Оля успешно сдала экзамены

Действие, которое обозначает просьбу мамы

Посмотрите внимательно на глаголы и скажите, на какие бы группы вы их поделили?

Отношение действия к действительности называется наклонением.

Изъявительное - явь

Условное - условие (посмотреть, как образуется)

Повелительное - повелеваю, приказываю

Запишите предложение в тетради:

"Поживите на даче", - сказала мама. Мы с Мишкой очень обрадовались. Продолжалась бы такая жизнь целое лето!

Задание: выписать глаголы, попробовать записать во всех трех наклонениях

3. Назовите глаголы, которые в вашей жизни являются самыми главными.

А вот И.С. Тургенев в романе "Отцы и дети" очень любит глаголы говорения (речи). Более 160 глаголов использует: шепнуть, твердить, продолжить, сообщить, бормотать и пр.

На самом деле глаголы играют колоссальное значение в русском языке. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А.Н.Толстой писал: "Движение и его выражение - глагол - являются основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе" Писатель считает: "По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы - в глаголе, ибо глагол - это действенность характера".

4. А как должен выглядеть глагол? Как вы себе его представляете?

Встреча с персоной (учитель играет роль короля Глагол)

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду - все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

Я энергичный король Глагол 1 и правлю королевством всяческих действий. У меня есть три сына с совершенно разными характерами.

Старший сын - самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить

Средний - мечтатель, романтик и фантазер.

Третий - очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Город, в котором градоначальником был старший брат назывался :

Девизом жизни всех горожан были слова: "Было! Есть! Будет!"

Город, в котором жил средний брат, назывался :

Здесь мечтательные жители существовали под девизом: "Если бы, да кабы!"

Обитатели третьего города : подчинялись девизу: "Так точно! Будет сделано!".

Мои сыновья прислали меня сегодня к вам, чтобы проверить, насколько хорошо вы сможете описать жизнь в их городах.

В первом городе нет никаких проблем. Жители работали, работают и будут продолжать работать.

Домашнее задание: написать мини-сочинение, используя любимые глаголы