Орг.момент | Присаживаемся на свои места. Давайте поприветствуем своих партнеров по парте - столкнемся плечом и состыкуемся своими кулачками. На столе лежат слова : гореть, зажигать, сам, другие. Составьте из них предложение. Правильно связывая их грамматически и по смыслу. (Гори сам и зажигай других). Как вы понимаете это выражение? Давайте возьмем это предложение девизом нашего урока, а эпиграфом нашего урока возьмем высказывание «Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил, Кто грамматических не знает правил.» А.П. Сумароков Любовь к языку связана с умением «вдумываться в слово». Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить и грамотно писать. Этим мы занимаемся каждый урок. И сегодняшний не исключение. | Приветствуют друг друга, настраиваются на урок. Работа в группе. | Настрой детей на работу. Объяснение задания. Знакомство с высказыванием русского поэта и драматурга А.П.Сумарокова. | Предметные результаты: овладение основными нормами русского литературного языка и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний Личностные результаты: осознание эстетической ценности русского языка; |
II.Целеполагание | Посмотрите на слова. Что это за слова? (Не)настье,(не)счастье,(не)доразумение(не)правда,(не)погода,(не)вежда, (не)вежа,(не)достаток.;(не)счастье, а горе. Так какая тема нашего урока? Записываем число и тему нашего урока. А кто скажет, какая цель нашего урока? | Формулируют тему и цель урока. | Подводит учеников к определению и осознанию темы и цели урока. | Метапредметные результаты: способность определять цели предстоящей учебной деятельности; |
III.Обобщение и систематизация знаний | Сегодня к уроку ребята подготовили небольшую сценку, давайте послушаем их. Ребята, так как может писаться НЕ с существительными? Давайте вернемся к нашим словам на доске. Сформулируйте задание к данному упражнению. Подумайте, каким оно может быть. Выполним сформулированное задание. | Выступление учащихся. Обобщают. Формулируют задание. Работа у доски с объяснением. | . | Предметные результаты: усвоение основ научных знаний о родном языке; Метапредметные результаты: умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями; способность определять цели предстоящей учебной деятельности; |
V.Применение знаний и умений в новой ситуации VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Игра «Корректор» Что это корректор? Или кто? Выясним лексическое значение слова по словарю Ожегова. На доске записаны предложения. Вам необходимо исправить неверное написание не с существительными. 1 уч.: Видно не ряху по грязной рубахе. Мешала непогода, а другие обстоятельства. Сила с неправдою не уживается. 2 уч. Говорить неправду, а ложь. Ненастья бояться – счастья не видеть. Не счастье состарило его за один год. Пока ребята находят и исправляют ошибки, мы поработаем в группах. Корабль наш по морю плыл, К чудо-острову спешил. Ждали там давно гостей, Сообразительных детей. На этом корабле к нам плыли две команды слов с НЕ, теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам. Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам. После выполнения этой работы, проверяют работу учеников, работающих у доски. А сейчас выполним тест на усвоение темы «Не с существительными». Перед вами 5 заданий, выберите 1 правильный ответ в каждом задании. На работу даю 2-3 минуты. Сейчас поменяйтесь листочками с соседом и проверьте задание. Ответы представлены на экране. Далее оцените работу вашего соседа. | Работа с толковым словарем. Работа у доски двух учеников. Работа в группе. Взаимопроверка. Самостоятельная работа. Самопроверка по эталону. | Объясняет задание, консультирует. Объясняет задание, консультирует. | Предметные результаты: овладение основными нормами русского литературного языка (лексическими, грамматическими) и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; |
VII. Итог урока | О чём сегодня мы говорили на уроке? Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня? Записываем домашнее задание: Придумать сказку на лингвистическую тему «В царстве НЕ» | Ответ учащихся. Записывают домашнее задание. | Формулирует домашнее задание. | Метапредметные результаты: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; |