СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 8 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока в 8 классе на тему: Однородные и неоднородные определения

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 8 классе»

МБОУ Хайыраканская СОШ





























Открытый урок по теме:

«Однородные и неоднородные определения»



















Составила: Хертек Е.А.,

учитель русского языка и литературы









Хайыракан - 2020

Русский язык 8 класс

Тема: Однородные и неоднородные определения

Цель:

  • углубить представление об однородных членах предложения;

  • дать понятие об однородных и неоднородных определениях;

  • научить находить их в тексте, использовать в речи, изображать графически

Задачи урока:

  • Раскрыть тесные связи русского языка и литературы, используя изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов;

  • Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся, делая акцент на межпредметные связи;

  • Обогащение словаря обучающихся, активизация их устной и письменной речи.

Межпредметные связи:

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока: раздаточный материал, изображение дерева, изображение листьев, яблок (для рефлексии).



Ход урока:

I. Организационный момент

- Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждёт лета. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.



 - А теперь закройте глаза. Представьте себе улыбку. Попытайтесь нарисовать то, что представили. Подарите рисунок соседу по парте. Подарите мне свои улыбки. Что ж, я вижу – вы готовы к работе. Начнём.

(рисование на смайликах улыбки)



II. Вступительное слово учителя.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

И маленькие детки.

(обратить внимание учащихся на дерево без листьев)

  1. Повторение изученного материала на предыдущем уроке.

  • Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу: «Однородные члены предложения»?

- Сегодня мы закрепим знания, полученные по теме «Однородные члены, ряды однородных членов, пунктуация при сочинительных союзах» и углубим знания по теме «Однородные члены».



  1. Работа у доски. (Нужно найти ОЧ, расставить знаки препинания, построить схему)

  1. Деревья травы летом сочные и свежие.

  2. Бор шумит устало глухо.

  3. Осенней свежестью листвою плодами благоухает сад.

Проверка:

  1. Деревья, травы летом сочные и свежие. (однородные подлежащие и однородные определения)

  2. Бор шумит устало, глухо. (однородные обстоятельства)

  3. Осенней свежестью, листвою, плодами благоухает сад. (однородные дополнения)



  1. Индивидуальная работа у доски. Выполнить синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения:

По сторонам тропы высокой и крутой стеной стоял алый шиповник. (однородные определения)



  1. «Мозговой штурм»

  1. Какие члены предложения называются однородными?

  2. При помощи чего соединяются между собой однородные члены предложения?

  3. Чем могут быть выражены однородные члены предложения?

  4. Как произносятся однородные члены предложения?

  5. Сколько рядов однородных членов может быть в предложении?


4. Проверка выполненной работы у доски.



III. Работа по теме урока «Однородные и неоднородные определения».

Стадия «Вызов». 

НА ДОСКЕ:

За рекой росли дубовые, пихтовые леса.

За рекой росли густые пихтовые леса.

– Скажите, у вас не возникли какие – то вопросы?  Чем похожи и чем отличаются эти предложения? (Дети сразу видят, что в первом предложении стоит запятая, а во втором ее нет.)

  • - Найдём однородные члены предложения, чем они выражены?

  • - Что вы заметили в предложениях?

  • - В чём разница между этими прилагательными?

Определение темы урока, запись в тетрадь. Осмысление названия темы.

- Почему одни слова одного рода, а другие – не одного рода?

1. Работа со словарём. Определение слова «род». Словарь С.И. Ожегова. (опережающее задание)

2. Самостоятельная работа.

а/. Чтение теоретического материала на стр. 118 в учебнике

б/. Работа в группах.

Составить характеристики, свойственные однородным и неоднородным определениям на стр.114 в учебнике. Разделить тетрадный лист на 2 колонки.

    1. группа – неоднородные определения;

2 группа – однородные определения.

в/. проверка работы в группах

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА НА ДОСКЕ учителем







IV. Физминутка. 

Учитель берёт в руки яблоки и задаёт ребятам вопросы:

- Ребята, как вы думаете, почему я сегодня на урок пришла с яблоками? (звучат предположения).

Как яблоки могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? (звучат предположения).

А для меня русский язык такой же сочный как эти яблоки.

Задание: Придумайте свои определения к яблокам.

Учитель записывает названные ребятами определения на доске. Данная физминутка разряжает атмосферу, вызывает улыбки, потому что прилагательные звучат разные: шарообразное, однородное, вкусное, красочное и т.д.)



V. Закрепление изученного материала

1. Найти признаки однородных и неоднородных определений (работа в парах). На отдельных листах предложения без знаков препинания. Задание: найти однородные и неоднородные определения и расставить знаки препинания.

Задание для 1 пары:

  • Река уходила торжественным поворотом в золотые, синие от осени леса. (К. Паустовский.)

  • У девушки была длинная черная коса на спине. (И. Бунин.)

Задание для 2 пары:

  • И вдруг я увидел длинный скалистый берег и пустые зеленые равнины. (И. Гончаров.)

  • Для поделки понадобились белые, красные, синие листы бумаги.


Задание для 3 пары:

  • Наконец-то дождались первого легкого морозца.

  • На ней было длинное шелковое платье цвета луковой шелухи. (И. Бунин.)



Задание для 4 пары:

  • В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

  • В морозные зимние дни продолжается скрытая жизнь в лесу. (И. Соколов – Микитов)

  1. Задание с элементами ОГЭ.



  1. Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.


(1) А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! (2) Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. (3) Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины. (Соколов-Микитов И.)

Ответ: 1

  1. Среди предложений 1-4 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.


(1) За стволами старых лип огромный пылающий шар поднимался над проснувшейся землёю. (2) Казалось, он раздувался, сиял радостным светом, играл, улыбался. (3) Детская душа моя ликовала. (4) На всю жизнь запомнилось мне лицо матери, освещённое лучами восходящего солнца. (Соколов-Микитов И.)

Ответ: 2



Распространите предложения, используя данные в скобках определения. Подумайте, нужна ли запятая между определениями.

1) Под одним из кленов стояла ветхая скамья на заржавленных ____________________ лапах (чугунный).

2) Осенью часто налетают порывистые __________________ ветры (холодный).

3) Сутулый человек был одет в серый _______________ костюм (тонкий).

4) Большая _______________________ тень виднелась рядом с домом (черный).

5) Мы напились холодной __________________________ воды (вкусный).




VI. Поэтическая минутка. Чтение учителем вслух стихотворения. Задача учеников – посчитать количество определений.

ЯБЛОКИ

Майк Зиновкин

Я люблю яблоки, сладкие яблоки,

Жёлтые яблоки, красные яблоки.

Правда, ведь, здорово грызть эти яблоки? –

Вкусные яблоки, сочные яблоки.



Вот бы попасть мне туда, где на яблонях

Выросли яблоки, спелые яблоки.

Чтобы, вдыхая забытые запахи,

С веток срывать долгожданные яблоки.

И, задыхаясь в немом вожделении,

С хрустом смыкать возбуждённые челюсти.



Долгой зимой я скучаю по яблокам,

И, в магазин заходя продовольственный,

С тайной надеждой и мятым полтинником,

Сразу смотрю: продаются ли яблоки ...



Больше всего среди фруктов, признаюсь вам,

Я люблю яблоки, сладкие яблоки.. .

VII. Итог урока.

  1. Какими свойствами характеризуются однородные определения?

  2. Какими свойствами характеризуются неоднородные определения?

  3. Какие определения отделяются запятыми?



VIII. Домашнее задание.

Упражнение 256 (списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы)



XIX. Оценки за урок.

X. Рефлексия.



Чего не хватает нашей яблоне? Повесьте на неё яблоки: красные – если урок понравился, зеленые – если урок не понравился.



В память об уроке - яблоки!










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!