СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Откуда мы знаем, как жили наши предки?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Откуда мы знаем, как жили наши предки?»

Урок №1. Откуда мы знаем, как жили наши предки?

Цель: Создать у учащихся первичные представления об истории как науке.

Задачи:

  • Обеспечить усвоение понятий «Исторический источник», «Всемирная или Всеобщая история».

  • Содействовать пониманию того, что история Древнего мира – часть Всеобщей истории.

  • Формировать умение работать со справочным аппаратом книги.

Оборудование: презентация №1, памятка при работе с исторической карте.

Ход урока

Момент урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оргмомент

5мин.

-Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут _____________.

Сегодня мы с вами начнем путешествие по стране, которая называется История. Для начала я бы хотела познакомиться с вами.

Провожу перекличку.

-Замечательно. Теперь расскажу немного о правилах нашего путешествия:

1. Правило первое – правило поднятой руки.Что это значит?

2. Правило второе - У каждого из вас на каждом уроке должны быть дневник, тетрадь 48 листов, учебник, набор разных ручек.

3. Обязательно принести тонкую тетрадь для контрольных работ и атласы.

Вот вроде бы и все! Ну а теперь вперед! Начнем наше путешествие!

Приветствуют учителя вставанием.







Отвечают.

Слушают учителя.

Домашнее задание

2 мин.

Но для начала запишем домашнее задание в дневники.

Прочитать с. 6 в Повоторить понятия-история, исторический источник, Всемирная история, история Древнего мира

Записывают домашнее задание.

Изучение новой темы.

20мин.

Откройте тетрадочки и запишите тему урока:

«Откуда мы знаем, как жили наши предки». Тему урока мы записываем всегда цветной ручкой.

УЧИТЕЛЬ: На уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима.

Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы…

А Подробную информацию обо всем этом мы получим, ИЗУЧИВ этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

Прочитайте с. 8 в учебнике. (читают).

  1. Что дает информацию ученым о жизни людей в прошлом?


  1. А то знает, Как называется наука, изучающая вещественные памятники истории?

Давайте ЗАПИШЕМ определение понятия «Археология». Цветной ручкой с красной строки пишем Археология, берем синюю ручку и ставим тире, а далее пишем определение тоже синей ручкой.

Археология – наука, изучающая историю по вещественным остаткам древних людей.

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия.

Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения. 
УЧИТЕЛЬ: Нам радостно, нам весело! 
Смеемся мы с утра. 
Но вот пришло мгновенье, 
Серьезным быть пора. 
Глазки прикрыли, ручки сложили, 
Головки опустили, ротик закрыли. 
И затихли на минутку, 
Чтоб не слышать даже шутку, 
Чтоб не видеть никого, а 
А себя лишь одного!


  1. Как работает археологическая экспедиция?

УЧИТЕЛЬ: Перед началом работ археологической экспедиции ее участники ИЗУЧАЮТ литературу того района, где предполагаются исследования. ЗАТЕМ отыскивают сам памятник. Довольно часто ОН ОТКРЫВАЕТСЯ случайно, ОСОБЕННО при земляных работах, иногда при естественном размыве почвы. Первый полевой этап работы археологов – РАЗВЕДКА, когда проводится сплошное обследование района, на карту-план условными археологическими обозначениями заносятся все памятники; тогда же проводится предварительное обследование главного объекта, включая обмер, сбор подъемного материала и шурфовку, то есть проведение небольших земляных работ. Много интересных памятников археологи открыли с помощью аэрофотосъемки.

По окончании разведки начинаются РАСКОПКИ. Слой за слоем снимают археологи почву. Каждый такой слой, он называется штоком, равняется примерно 18 – 20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Чтобы работа шла успешно, археологи разбивают памятник на участки (раскопы). Собранный во время раскопок материал отправляется в институт, где его очищают, реставрируют и изучают.

Как же называется весь тот материал, который находят археологи?

Итак, запишем определение понятия Исторический источник. Само понятие пишем цветной ручкой, а его определение синей.

Исторический источник – это памятник истории, который дает информацию о жизни людей в далеком прошлом.

УЧИТЕЛЬ: Исторические источники бывают ДВУХ видов: письменные и вещественные. Зарисуйте схему в тетрадь.

И сторический источник


Письменные Вещественные

К письменным историческим источникам ОТНОСЯТСЯ рисунки на скалах, летописи, законы, письма и т.д.

К вещественным источникам ОТНОСЯТСЯ глиняные горшки, керамика и т.д.

УЧИТЕЛЬ: Так же на уроках истории мы с вами будем ПОЛЬЗОВАТЬСЯ картами. Для того чтобы эта работа была плодотворной нам НУЖНО ознакомиться с ПАМЯТКОЙ при работе с исторической картой, которая лежит у вас на партах.

Читаем памятку и объясняю ее положения.

УЧИТЕЛЬ: А теперь, попробуйте каждый сам у себя в тетради синей ручкой написать определение понятия История.


Теперь в парах попробуйте сформулировать общее для вас определение этого понятия.

Выслушаем несколько определений.


УЧИТЕЛЬ: А теперь выслушаем и ЗАПИШЕМ определение, которое считается официальным в науке. Цветной ручкой пишем История, а синей определение.


История – наука, изучающая прошлое и настоящее человечества.

Как вы считаете, чье определение ближе всего к официальному определению понятия и почему?


Молодцы!

Записывают тему урока в тетрадь.





Слушают учителя.






Читают учебник.

1.Надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют судить о мастерстве их создателей.

2.Это наука археология.



Записывают определение понятия.





Проделывают физкультминутку






Рассказывают свои догадки.м, как жили наши предки"ока:

еонтрольных работ и атласы.

тов, учебник, набор разных ручек.

00000000000000000000000



Слушают учителя.




















Весь этот материал называется историческим источником.


Записывают определение понятия Исторический источник.







Зарисовывают схему в тетрадь.












Читаем памятку и объясняю ее положения.


Записывают определение понятия История.



Работают в парах.


Читают свои определения.






Слушают и записывают определение в тетрадь.


Предлагают лучшие определения.




7 мин.

Творческое задание: Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени, очень нужно соседям!

С помощью предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.


1. Необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки, следующую информацию: «На ваше племя надвигается гроза, сильный дождь. Спасайтесь!


2.Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки, следующую информацию: «Сегодня наша охота очень удалась! Поймали много дичи!»


3.необходимо сообщить соседям, используя символы и

рисунки, следующую информацию: «Приглашаем вас на

свадьбу нашего вождя!»


Закрепление

5мин

  1. Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Что изучает история Древнего мира?








  1. Что изучает археология?

  2. Что называется историческим источником?


  1. Что изучает история?



  1. ЗАЧЕМ человечеству нужно знать историю с Древнего мира? Может, достаточно того, что мы знаем о сегодняшних событиях?


Поэтому на следующем уроке мы начнем знакомиться с тем, как жили древнейшие люди.


Задают вопросы.

Остались ли у вас какие-либо вопросы?

Отвечают на вопрос.


2.Как появились древние люди на Земле, как они жили, какие изобретения придумали, какие государства были первыми на Земле, какие народы их создали, каковы были достижения людей в далекой древности.


3.Вещественные памятники истории.

4.Это то, что дает нам информацию о жизни людей.

5.История – это наука, изучающая жизнь людей.


6. Знать и гордиться достижениями (теорема Пифагора)

Учитывать ошибки, сделанные человечеством

Использовать знания, добытые в прошлом (республика, стекло, бумага, алфавит

Подведение итогов урока

2 мин.

Итак, сегодня на уроке мы с вами приготовились к путешествию по стране История, познакомились с правилами путешествия.

Теперь нам можно пожелать только удачи и двинуться в путь.

Слушают учителя.

Рефлексия








Приложение.

Творческое задание.

Группа 1. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощью предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию:

«На ваше племя надвигается гроза, сильный дождь. Спасайтесь!»



Группа 2. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «Сегодня наша охота очень удалась! Поймали много дичи!»


Группа3. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «Приглашаем вас на свадьбу нашего вождя!»











Памятка учащимся для работы с контурной картой.

Что такое контурная карта?

- Историческая контурная карта - это особый вид карт, позволяющий изобразить любые объекты, процессы, события с помощью условных обозначений.

- Контурные карты называются так потому, что на них обозначены только общие очертания тех или иных объектов.

Зачем нужно выполнять задания в контурной карте на уроках истории?

  - Заполнять контурные карты на уроках истории учащимся задают для того, чтобы они лучше усвоили материал;

- Задания, выполняемые в контурной карте, развивают память, внимание, художественное воображение и пространственное восприятие;

- Задания, выполняемые в контурной карте, способствуют запоминанию картографического содержания.

Легенда карты – это перечень используемых на карте условных знаков и объяснения к ним. Легенда должна содержать все использованные на карте условные знаки, которые должны быть расположены в таком порядке, чтобы из чтения легенды можно было составить представление о содержании карты, не глядя на нее. Изображения знаков в легенде и на карте должны быть одинаковыми.

Порядок выполнения работы в контурной карте.

  1. При выполнении задания в контурной карте, как правило, используется атлас или карта учебника.

  2. Прежде чем приступить к работе, необходимо определиться с темой и периодом, по которому будете выполнять задания. Каждая контурная карта и карта атласа имеют название. Необходимо по теме контурной карты найти соответствующую карту атласа.

  3. Прочитайте задания, которые необходимо выполнить в контурной карте и проанализируйте карту атласа, ее легенду, найдите соответствующие обозначения, определитесь, как и где вы будете наносить обозначения на карте. Для того, чтобы определить, как расположить тот или иной объект, в контурных картах есть подсказки: подписаны реки, территории государств условно обозначены контуром, подписаны и обозначены моря.

  4. Заполнение контурной карты необходимо делать цветными карандашами, подписывать города, государства и т.п. или остро заточенным карандашом, или ручкой (но не гелевой). Категорически запрещается использовать фломастер, краски, гуашь.

  5. При закрашивании территорий обязательно обратите внимание, где территория закрашивается более темным цветом, а где более светлым цветом - это имеет значение. Закрашивание должно наноситься аккуратно и так, чтобы были видны надписи, не прослеживались штрихи закрашивания от карандаша.

  6. Обозначения должны наноситься правильно, как в легенде карты атласа (в легенде четко указано, как обозначить ту или иную битву, границы, зависимость территорий от других государств и т.д.).

  7. В контурной карте необходимо заполнить условные обозначения, т.е. вы создаете легенду своей контурной карты. Без заполнения условных обозначений будет непонятно, как вы выполнили задания и что, где обозначили.

  8. В контурной карте выполняются только те задания, которые даны или в самой контурной карте, или учителем. Лишние обозначения, закрашивания не делаются.

  9. Если подписи городов или других объектов слишком длинные и занимают много места, поставьте цифру и поясните ее в легенде карты, надписи не должны выходить за территории названия, также не должны наслаиваться друг на друга, должны быть четкими. Большие города пишутся более крупными буквами, маленькие менее крупными. Как правило, используются печатные буквы.





Творческое задание.

Группа 1. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощью предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию:

«На ваше племя надвигается гроза, сильный дождь. Спасайтесь!»



Группа 2. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «Сегодня наша охота очень удалась! Поймали много дичи!»


Группа3. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «Приглашаем вас на свадьбу нашего вождя!»

Творческое задание.

Группа 1. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощью предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию:

«На ваше племя надвигается гроза, сильный дождь. Спасайтесь!»



Группа 2. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «Сегодня наша охота очень удалась! Поймали много дичи!»


Группа3. Представьте, что вы древнейшие люди! Живете вы в племени, читать и писать не умеете, а сообщить о важных событиях, которые произошли в вашем племени,  очень нужно соседям!

С помощь предложенных вещей вам необходимо создать письмо для соседнего племени, используя символы и рисунки.

Вам необходимо сообщить соседям, используя символы и рисунки следующую информацию: «Приглашаем вас на свадьбу нашего вождя!»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!