- формировать представление «относительные имена прилагательные», изучить признаки этих прилагательных;
- формировать умение различать качественные и относительные прилагательные, использовать их в тексте
- воспитывать внимательность, наблюдательность, активность, стремление к достижению цели, самостоятельность, уверенность;
- формировать умение слушать учителя и товарищей, ставить учебные задачи и решать их;
- воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Я предлагаю начать наш урок с высказывания Пьера Буаста. Учитель читает высказывание. «Образование – клад, труд – ключ к нему» П. Буаст -Как вы понимаете это высказывание? - Я вам желаю хорошо потрудиться и найти ключ к новым знаниям. Проверяет готовность учащихся к уроку. | Слушают. Высказывают свое мнение. Проверяют готовность к уроку. - Если мы будем трудиться, то мы найдем самый ценный клад- это знание. | ЛИЧНОСТНЫЕ - самоопределение - смыслообразование ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ -целеполагание КОММУНИКАТИВНЫЕ - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности | - Откройте тетради, запишите число и классная работа. Чистописание. ие // ые - В каких словах мы встречаем эти сочетания букв? - Ребята, посмотрите у кого на столе карточка с индивидуальным заданием? Вы работаете по ней, только будьте очень внимательны. - А остальные ребята работают со мной. (По карточкам работают более сильные дети с усложненным заданием) Слайд 1 Открывается строка: рыжий, светлый, мокрый, санаторий, узкий - Прочитайте слова на доске, как вы думаете какое слово лишнее? - Почему? Слово «санаторий» стирается. -Что объединяет эти прилагательные? - Запишите их в форме мн. числа ( записывают самостоятельно) - Определите род прилагательных? - Обозначьте окончания. Слайд 2 Взаимопроверка (открывается строка рыжие, светлые, мокрые, узкие) - Составьте предложение с полученными прил.(заслушиваются варианты предложений) - Я тоже составила предложение, прочитайте и объясните пропущенные орфограммы. Слайд 3 Открывается надпись: Рыж... ств .. лы сосен мокры от весен... дождя. - Какие прил. из нашего списка есть в предложении? - Чем они отличаются? - Что особенного вы увидели? | - В прил. мн. ч. - Лишнее «санаторий», оно сущ., а остальные – прил. - Они стоят в нач. форме, т.е. в муж.р. и ед.ч., и относятся к качественным – доказывают -Во мн. ч. у прил. род не определяется. Ученик объясняет орфограммы - Мокрые в краткой форме | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ строить сообщения в устной форме; структурирование знаний ЛИЧНОСТНЫЕ мотивационная основа учебной деятельности |
Постановка учебной задачи | - Мы сейчас потренируемся в образовании краткой формы прил. На доске расположены слова Звонкая лесное тонкое заливистые дубовый барабанная громкий ночные - Данные прил. надо распределить в 2 столбика: в1-ый – те, от которых можно образовать краткую форму, во 2-ой – от которых нельзя. Учащиеся по цепочке выходят к доске и распределяют прилагательные в нужный столбик. | Устные ответы | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; - определение основной и второстепенной информации; - постановка и формулирование проблемы РЕГУЛЯТИВНЫЕ - волевая саморегуляция в ситуации затруднения КОММУНИКАТИВНЫЕ - выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Построение проекта выхода из затруднения | - Как называются прил. в первом столбике? (качественные – доказывают) - Как называются прил. во втором столбике? (затрудняются ответить) - С какой проблемой столкнулись? - С чем мы будем знакомиться? - А давайте откроем учебники на с.134 и посмотрим как составили тему авторы учебника. - Сегодня на уроке мы будем изучать новую группу имён прилагательных. - Чему мы научимся и что нового узнаем сегодня на уроке? | - Мы не знаем как называется эта группа слов. -С прилагательными, от которых нельзя образовать краткую форму. - Узнаем что такое относительные имена прилагательные; - узнаем признаки относительных прил.; - научимся их образовывать; отличать от качественных и использовать в речи. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ самостоятельно формулировать цель урока; принимать и сохранять учебную задачу; планирование собственной деятельности на уроке КОММУНИКАТИВНЫЕ: задавать вопросы. ЛИЧНОСТНЫЕ ориентация на самоанализ и самоконтроль результата ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ выбор наиболее эффективного способа решения задачи |
Реализация построенного проекта | - Вспомните определение качественных прил. - Предположите, какое определение будет у относительных прил.? - Признак предмета относительных прилагательных может проявляться в большей или меньшей степени? - Давайте сравним с определением в учебнике с.114 (читают, делают вывод о правильности предположения) - Что надо ещё дополнить в определении О.П.? | К.П. обозначают такой признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени - Они обозначают такой признак, который НЕ может проявляться в большей или меньшей степени. - Они не имеют краткой формы. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ вычитывать текстовую информацию КОММУНИКАТИВНЫЕ достижение договорённости и согласование общего решения |
Физ.минутка | | | |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - А теперь поучимся образовывать относительные прил. Выполнение упр.2 из учебника. Учащиеся образовывают прил.из данных сущ. по вопросу, записывают их в тетрадь и доказывают, что получившиеся прил. относительные.(образец: воздух в горах – воздух (какой?) горный) - От какой части речи мы образовали прил.? - Как вы думаете, от других частей речи могут образовываться относительные прил.? - Давайте проверим ваши предположения .. | - От существительных. Учащиеся высказывают предположения. Читают правило в учебнике с.115, делают вывод. | РЕГУЛЯТИВНЫЕ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. КОММУНИКАТИВНЫЕ формулировать собственное мнение и позицию ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ самостоятельный учёт установленных ориентиров действий в новом учебном материале |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - А сейчас научимся различать относительные и качественные прилагательные. Открывается надпись: тихие звуки- лесные звуки - В каком словосочетании прил. относительное? - Таким же образом вы поработаете в парах. У вас на партах лежат карточки. Выбирайте словосочетание с относительным прил., объясняйте соседу свой выбор и записывайте в тетрадь. | - Во втором (доказывают и записывают) Выполняют самостоятельно с последующей самопроверкой. | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; - классификация; - моделирование, преобразование модели. |
Включение в систему знаний и повторение. | - А сейчас научимся использовать прилагательные в речи. Слайд 4 (включается запись «Звуки леса» ) Звуки весеннего леса. Лес полон звуков. У озера раздаётся голос кукушки. Среди сосен слышны посвист синички, песенка скворца, дробь дятла. Вечерами выводит трели соловей. - Кто издает звуки в весеннем лесу? - Какие птицы поют весной в лесу? - А вы заметили, что слово «пение» заменено разными синонимами, назовите их. - Как сделать текст еще интереснее и красивее? - Чему сейчас будем учиться? - У каждого на столе лежит текст, дополните его, дописав имена прилагательные. Самостоятельная работа. Чтение получившихся текстов. Вариант текста: Звуки весеннего леса. Весенний лес полон красивых звуков. У маленького озера раздаётся звонкий голос серой кукушки. Среди сосен слышны тонкий посвист синички, заливистая песенка скворца ,барабанная дробь дятла. Вечерами выводит хрустальные трели соловей. | Выполняют задание. Отрабатывают умение использовать прилагательные в речи. - Птицы. - Кукушка, синичка, дятел, соловей. - Голос, посвист, песенка, дробь, трели. - Добавить прил. - Использовать прил. в речи | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ - самостоятельное создание алгоритмов деятельности; - выполнение действий по алгоритму; РЕГУЛЯТИВНЫЕ - контроль, коррекция, оценка; КОММУНИКАТИВНЫЕ - достижение договоренностей и согласование общего решения |
Рефлексия и домашнее задание | - Над какой темой работали на уроке? - Давайте подведем итоги и скажем что нового вы узнали на уроке. - Сформулируйте свой ответ, продолжив предложения. Сегодня на уроке Я узнал… Я потренировался… Мне было трудно… Мне было интересно… - Спасибо за работу, вы хорошо потрудились и нашли ключ к новым знаниям.
| Подведение итогов работы | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Обобщать полученные знания; строить рассуждения КОММУНИКАТИВНЫЕ оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации ЛИЧНОСТНЫЕ ориентация на самоанализ и самоконтроль результата; внутренняя позиция школьника |