I. Организационный момент Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне Эмоциональное вхождение в урок : включение элементов новизны, необычности Звучит музыка группы «Space» «Волшебный полёт» https://sparkmusic.ru/ Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Ваш курс - планета «Отрицательные местоимения». Представьте себя астронавтами, наденьте космические ободки, но перед вылетом запишите в бортовой журнал дату начала полёта и укажите свой курс полёта. Перед стартом задержимся ненадолго и окинем взглядом родную землю… II.Мотивация к учебной деятельности На слайде отрывки из стихотворений: Ты на земле этой дома. Ты - дома! Её у тебя не отнять никому. В. А. Луговской 2.Развесистый дуб на земле зеленеет Раскинувши ветви широко, И в землю родную своими корнями Он входит глубоко-глубоко. И пусть над вершиной проносятся тучи, Пусть ветры над ним завывают,- Он держится крепко за землю родную, И бури его не сломают. М. В. Исаковский - Прочитайте отрывки из стихотворений В.А. Луговского и М.В.Исаковского. Установите их смысловую связь - Земля - это наш дом. На своей земле не страшны никакие препятствия и трудности -Кого в настоящее время можно сравнить дубом? - Наши солдаты подобны дубу, они тоже крепко держатся за землю, которую освобождают, и никакие бури не смогут их сломить. -А ваша сила в чём заключается? - В знаниях. Чем умнее общество, тем сильнее страна. - Итак, в путь ! За пополнением знаний! Формулирование темы и цели урока -Найдите в первом отрывке местоимение, заключающее в себе отрицание.(Никому) -Определите разряд местоимения никому, учитывая его значение, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. (В местоимении никому содержится отрицательное значение. Следовательно, тема урока «Отрицательные местоимения») Сформулируйте цель урока. Цель урока: познакомиться с отрицательными местоимениями; учиться правильно их писать и отличать от местоимений других разрядов |
- Запишите вопросительные местоимения . Теперь станьте капризными детьми и «превратите» их в отрицательные. Сформулируйте проблему. Проблема: в чем особенность отрицательных местоимений? Вопрос: Для чего необходимо знать особенности отрицательных местоимений? Гипотеза: знание особенностей отрицательных местоимений поможет избежать ошибок при определении разряда и правописании. Составляют план исследования: 1. Почему называются отрицательными? 2. Как образуются отрицательные местоимения? 3.От чего зависит написание гласных в приставках не- и ни-? 4. Как изменяются? 5. Есть ли какие-то особенные местоимения в этом разряде? 6. Могут ли не и ни отделяться от местоимений? - Попробуйте записать теоретический материал в сжатом виде, например, в виде таблицы. (Лишний груз вам ни к чему при возвращении на Землю) . | Кто?- Никто Что?- Какой?- Чей?- Кого?- Чего?- Результат исследования Местоимения называются отрицательными, потому что указывают на отсутствие предмета, признака, предмета, количества . Образуются они от вопросительных местоимений при помощи приставок ни- и не- Написание гласных в приставках не- и ни- зависит от ударения. Не- под ударением, ни-в безударном положении Изменяются так же, как и вопросительные местоимения, от которых они образованы. К особенным относятся местоимения некого, нечего , так как они не имеют форму И. п. Не и ни могут отделяться от местоимений предлогом. В таких случаях они пишутся раздельно с местоимением. Не- вопросительные Ни- + местоимения = отрицательные местоимения Сущ. | Никто, ничто некого, нечего и др., кроме местоимений некто, нечто | Прилаг. | никакой, ничей | Числ.. | нисколько, кроме местоимения несколько | |
1.А теперь обобщите всё, что вы узнали об отрицательных местоимениях( Иначе ваш полёт не будет иметь смысла) 2. Выполнение упражнения 464, стр.80 Закрепляют на практике условия выбора не- и ни- в отрицательных местоимениях. 3.Цифровой диктант. Ни (с) чем, Ни ( к) кому, Не (кому) (Ни)какой, (не)сколько, Ни(от)чего, ни(что),не(на)кого. 4.. Выборочное списывание. Запишите только те пословицы, в которых говорится об отрицательных качествах человека. Обозначьте орфограммы в отрицательных местоимениях. 1.Красиво говорит, а слушать н..чего 2.Моя хата с краю, н..чего не знаю.. 3. Худо тому, кто добра (не) делает н..кому. 4. На зеркало н..чего пенять, коли рожа крива. 5 Есть - так сегодня, а работать- так завтра. 6. Делать не я, работать не я, а есть кисель н.. кого нет против меня. - Расскажите о написании отрицательных местоимений. Объедините их попарно Что общего в записанных предложениях и в чём их различия? Какое предложение вы исключили и почему? 5.Динамическая пауза Мы в ракету дружно сели, (приседают) В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх) С притяжением Земли Мы бороться не смогли. Шлём вам всем большой привет, (помахать руками) Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту). Итак, чтобы убедиться в прочности полученных знаний и чтобы не скучать во время возвращения на землю, выполните ещё одно задание. 6. Редактирование текста Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к этому упражнению и выполните его Учёные многих стран возвращались из Арктики, н..чем не обогатив науку В течение столетий н..кто (не) бывал на Северном полюсе и н.. кем он (не) был изучен. В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но н..кому (не) удавалось там продержаться более двух суток. № п/п | Разряды местоимений | | Личные | Неопределённые | Отрицательные | 1 | 1 | - | 2 | 2 | | 1 | 1 | 3 | | | 1 | | | | | 6. Подведение итогов урока. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Эмоциональное завершение . Звучит музыка группы «Space» «Волшебный полёт» https://sparkmusic.ru/ Ура! Мы дома! С возвращением на планету Земля! В гостях хорошо, а дома ?….( Лучше) 1.Насколько плодотворно было путешествие, вам предстоит определить самим. - Что нового узнали во время путешествия? -Был ли полёт напрасным? Для подведения итогов урока использовано упражнение «Плюс-минус-интересно».(Используются распечатки с перечнем заданий) 2.Самооценивание (с обоснованием оценки) (В случае затруднения взаимное оценивание) 7. Рефлексия настроения и эмоционального состояния: «Цветная феерия» Дорисовать «смайлик» и создать на доске «Цветок настроения» 8. Домашнее задание. Выучить орф.45-46(задание для всех уч-ся) (По выбору) 1..Придумать рассказ или сказку с использованием отрицательных местоимений. 2. Составить карточку для соседа из 20 слов на правописание отрицательных местоимений. 3.Упр.466, орф.45-46 | Взаимопроверка теории.(При проверке исправляют ошибки и недочеты, оценивают друг друга(работа в паре) Обозначают условия выбора приставки не- или ни- в местоимениях. Записывают отрицательные местоимения с предлогом. Обозначают условия выбора слитного и раздельного написаний не- и ни- в отрицательных местоимениях. Осуществляют взаимоконтроль выполненного задания. Корректно высказывают свою точку зрения. Используют полученные знания на уроке. Закрепляют на практике условия выбора приставки не- или ни- в местоимениях Объясняют принцип объединения предложений (по смыслу). Общее в записанных предложениях -это использование отрицательных местоимений в пословицах. Различие в приставках не- , ни- в отрицательных местоимениях. Исключили 5 предложение из-за отсутствия отрицательного местоимения. Взаимопроверка, оценивание В предложенном тексте предложения расположены не в хронологическом порядке. Записывают предложения, ориентируясь на данные таблицы. Раскрывают скобки, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограмму графически. |