СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отрицательные местоимения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок открытия новых знаний  в форме путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Отрицательные местоимения»

Тема урока: Отрицательные местоимения.

Составила: Макарова А.П.

Класс: 6

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: изучить особенности отрицательных местоимений

Задачи урока:

Образовательные: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов: актуализировать знания обучающихся о вопросительных местоимениях, изучить особенности отрицательных местоимений.

Формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки, осуществлять самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Развивающие: развивать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Воспитывающие: развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать культуру поведения при парной и индивидуальной работе.

УУД

1.Формирование умений слушать и понимать речь других людей, формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя определённые термины.

2.Формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре (определять Планируемые результаты):

Предметные результаты:

•сформировать умение способа образования отрицательных местоимений;

•сформировать умение объяснять способы написания отрицательных местоимений;

•сформировать умение понимать смысл словосочетаний: отсутствие предметов, признаков, количества.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1.Формирование умений самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы;

3.Формирование умений выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

1.Формирование умений ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, создавать отрицательные местоимения; представлять информацию в виде схем, таблиц.

2.Формирование умений анализировать текст, находить ошибки в построении, редактировать текст в соответствии с навыками читательской грамотности.

3.Формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные результаты: проявлять познавательный интерес к изучению отрицательных местоимений; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, определять уровень своей успешности при изучении темы.

Оборудование: мультимедийный проектор , ноутбук, презентация, конспект урока

Учебник: Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч./М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова– М.: Просвещение, 2016

Использованные технологии: информационно-коммуникационная технология, элементы технологии критического мышления, технология рефлексии.

Тип урока: изучение нового материала(урок-путешествие)

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий

Методы обучения и методические приемы: деятельностный, проблемно – поисковый, работа с учебником и презентацией.

Формы работы: парная, индивидуальная, коллективная

I. Организационный момент

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Эмоциональное вхождение в урок : включение элементов новизны, необычности

Звучит музыка группы «Space» «Волшебный полёт» https://sparkmusic.ru/


Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Ваш курс - планета «Отрицательные местоимения». Представьте себя астронавтами, наденьте космические ободки, но перед вылетом запишите в бортовой журнал дату начала полёта и укажите свой курс полёта. Перед стартом задержимся ненадолго и окинем взглядом родную землю…

II.Мотивация к учебной деятельности

На слайде отрывки из стихотворений:

  1. Ты на земле этой дома.

Ты - дома!

Её у тебя не отнять никому.

В. А. Луговской


2.Развесистый дуб на земле зеленеет

Раскинувши ветви широко,

И в землю родную своими корнями

Он входит глубоко-глубоко.

И пусть над вершиной проносятся тучи,

Пусть ветры над ним завывают,-

Он держится крепко за землю родную,

И бури его не сломают.

М. В. Исаковский

- Прочитайте отрывки из стихотворений В.А. Луговского и М.В.Исаковского.

Установите их смысловую связь

- Земля - это наш дом. На своей земле не страшны никакие препятствия и трудности

-Кого в настоящее время можно сравнить дубом?

- Наши солдаты подобны дубу, они тоже крепко держатся за землю, которую освобождают, и никакие бури не смогут их сломить.

-А ваша сила в чём заключается?

- В знаниях. Чем умнее общество, тем сильнее страна.

- Итак, в путь ! За пополнением знаний!

Формулирование темы и цели урока

-Найдите в первом отрывке местоимение, заключающее в себе отрицание.(Никому)

-Определите разряд местоимения никому, учитывая его значение, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(В местоимении никому содержится отрицательное значение.

Следовательно, тема урока «Отрицательные местоимения»)

Сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с отрицательными местоимениями; учиться правильно их писать и отличать от местоимений других разрядов


II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

- Местоимения какого разряда имеются в каждом отрывке стихотворения?(Личные)

Расскажите о личных местоимениях, используя в качестве примеров слова из стихотворных строк..

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

- Запишите вопросительные местоимения . Теперь станьте капризными детьми и «превратите» их в отрицательные.

Сформулируйте проблему.

Проблема: в чем особенность отрицательных местоимений?

Вопрос: Для чего необходимо знать особенности отрицательных местоимений?

Гипотеза: знание особенностей отрицательных местоимений поможет избежать ошибок при определении разряда и правописании.

Составляют план исследования:

1. Почему называются отрицательными?

2. Как образуются отрицательные местоимения?

3.От чего зависит написание гласных в приставках не- и ни-?

4. Как изменяются?

5. Есть ли какие-то особенные местоимения в этом разряде?

6. Могут ли не и ни отделяться от местоимений?

- Попробуйте записать теоретический материал в сжатом виде, например, в виде таблицы.

(Лишний груз вам ни к чему при возвращении на Землю)

.


Кто?- Никто

Что?-

Какой?-

Чей?-

Кого?-

Чего?-

Результат исследования

Местоимения называются отрицательными, потому что указывают на отсутствие предмета, признака, предмета, количества .

Образуются они от вопросительных местоимений при помощи приставок ни- и не-

Написание гласных в приставках не- и ни- зависит от ударения. Не- под ударением, ни-в безударном положении

Изменяются так же, как и вопросительные местоимения, от которых они образованы.

К особенным относятся местоимения некого, нечего , так как они не имеют форму И. п.

Не и ни могут отделяться от местоимений предлогом. В таких случаях они пишутся раздельно с местоимением.


Не- вопросительные

Ни- + местоимения = отрицательные местоимения

Сущ.

Никто, ничто

некого, нечего и др., кроме местоимений некто, нечто

Прилаг.

никакой, ничей

Числ..

нисколько, кроме местоимения несколько


IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.А теперь обобщите всё, что вы узнали об отрицательных местоимениях( Иначе ваш полёт не будет иметь смысла)

2. Выполнение упражнения 464, стр.80

Закрепляют на практике условия выбора не- и ни- в отрицательных местоимениях.

3.Цифровой диктант.

Ни (с) чем,

Ни ( к) кому,

Не (кому)

(Ни)какой,

(не)сколько,

Ни(от)чего, ни(что),не(на)кого.

4.. Выборочное списывание.

Запишите только те пословицы, в которых говорится об отрицательных качествах человека. Обозначьте орфограммы в отрицательных местоимениях.

1.Красиво говорит, а слушать н..чего

2.Моя хата с краю, н..чего не знаю..

3. Худо тому, кто добра (не) делает н..кому.

4. На зеркало н..чего пенять, коли рожа крива.

5 Есть - так сегодня, а работать- так завтра.

6. Делать не я, работать не я, а есть кисель н.. кого нет против меня.


- Расскажите о написании отрицательных местоимений. Объедините их попарно

Что общего в записанных предложениях и в чём их различия? Какое предложение вы исключили и почему?

5.Динамическая пауза

Мы в ракету дружно сели, (приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).

Итак, чтобы убедиться в прочности полученных знаний и чтобы не скучать во время возвращения на землю, выполните ещё одно задание.

6. Редактирование текста

Прочитайте предложения. Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте задание к этому упражнению и выполните его

Учёные многих стран возвращались из Арктики, н..чем не обогатив науку В течение столетий н..кто (не) бывал на Северном полюсе и н.. кем он (не) был изучен. В начале двадцатого века кое(кто) из полярных путешественников сумел добраться до полюса, но н..кому (не) удавалось там продержаться более двух суток.

№ п/п

Разряды местоимений


Личные

Неопределённые

Отрицательные

1

1

-

2

2


1

1

3



1





6. Подведение итогов урока.

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Эмоциональное завершение .

Звучит музыка группы «Space» «Волшебный полёт» https://sparkmusic.ru/


Ура! Мы дома! С возвращением на планету Земля! В гостях хорошо, а дома ?….( Лучше)

1.Насколько плодотворно было путешествие, вам предстоит определить самим.

- Что нового узнали во время путешествия?

-Был ли полёт напрасным?

Для подведения итогов урока использовано упражнение «Плюс-минус-интересно».(Используются распечатки с перечнем заданий)

2.Самооценивание (с обоснованием оценки)

(В случае затруднения взаимное оценивание)

7. Рефлексия настроения и эмоционального состояния: «Цветная феерия» Дорисовать «смайлик» и создать на доске «Цветок настроения»

8. Домашнее задание.

Выучить орф.45-46(задание для всех уч-ся)

(По выбору)

1..Придумать рассказ или сказку с использованием отрицательных местоимений.

2. Составить карточку для соседа из 20 слов на правописание отрицательных местоимений.

3.Упр.466, орф.45-46

Взаимопроверка теории.(При проверке исправляют ошибки и недочеты, оценивают друг друга(работа в паре)

Обозначают условия выбора приставки не- или ни- в местоимениях.



Записывают отрицательные местоимения с предлогом. Обозначают условия выбора слитного и раздельного написаний не- и ни- в отрицательных местоимениях. Осуществляют взаимоконтроль выполненного задания.

Корректно высказывают свою точку зрения.

Используют полученные знания на уроке.









Закрепляют на практике условия выбора приставки не- или ни- в местоимениях

Объясняют принцип объединения предложений (по смыслу).

Общее в записанных предложениях -это использование отрицательных местоимений в пословицах. Различие в приставках не- , ни- в отрицательных местоимениях.

Исключили 5 предложение из-за отсутствия отрицательного местоимения.

Взаимопроверка, оценивание





















В предложенном тексте предложения расположены не в хронологическом порядке. Записывают предложения, ориентируясь на данные таблицы. Раскрывают скобки, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограмму графически.