СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Отрицательные местоимения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 6 класса с использованием ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«"Отрицательные местоимения"»

Отрицательные местоимения 6 класс

Цель:

Развивающая:

- Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в ЭОР и учебнике и применять полученные знания

- Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

- Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания

Воспитательная: привить любовь к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, определять их роль в тексте; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов

Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности

Метапредметные: Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней; Общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, осуществлять поиск и выделение необходимой информации

Ход урока

  1. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, 
Пожелайте мысленно удачи.

- У нас сегодня необычный урок, Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье.

- А почему он так называется?

- А чтобы наше путешествие было результативным, за активную работу и  за верные ответы вы будете получать жетоны в виде якоря. По количеству жетонов  каждый получит оценку за урок.


2. Актуализация знаний

1.Местоимение обозначает предмет, признак, количество.

2.Местоимения его, меня, их личные.

3.Возвратное местоимение себя не имеет формы именительного падежа.

4.В предложении «Я знаю, кто об этом сообщил» местоимение кто вопросительное.

5.Местоимения некто, кое-кто, некоторый, несколько,- неопределенные

7.В предложении местоимения бывают только подлежащими и определениями.


– Местоимения очень часто используются в речи, особенно образной. Об этом говорит большое количество пословиц, поговорок, в которых встречаются местоимения.

Задание 1: Вспомните и скажите пословицы и поговорки, в которых употребляются местоимения.

Хорошо того учить, кто слушает. 
Кто много обещает, тот мало делает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Чего сам не любишь – того людям не желай. 

На чужой сторонушке рад своей воронушке. 
Не кричи о себе, пусть другие о тебе тихо скажут. 
Что упало, то пропало.


3. Проверка домашнего задания

1) У нас на пути какой - то остров. На этом острове живут забавные обезьянки. Они, к тому же, большие шалуньи – перепутали все падежные формы некоторых местоимений. Давайте исправим ошибки и назовем этот остров.

Неправильный вариант:

Ходить со вам

Смеяться над вас

Шутить с его

Ждал тобой

Зашёл к вами

 Правильный вариант:

Ходить со мной

Смеяться над тобой

Шутить с вами

Ждал его

Зашёл к вам

2) Игра “Четвертый лишний”.

- Найдите лишнее местоимение, объясните свой выбор.

1) я, вы, себя, тебе;

2) мой, твой, тот, ваш;

3) несколько, некто, некоторый, ничто.


4. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Пришло время изучить морское дно, оно скрывает в себе много тайн, которые мы сегодня узнаем.

- Сравните два предложения, ответьте на вопросы.

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

- Что вы можете сказать об этих предложениях?

- В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

- Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

- Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение.

Возможно ли определить тему урока?

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему и опорные слова.

(Запись темы урока в тетради)

5. Объяснение новой темы

- Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает  отпускать нас царь, пока не выполним задания.

Кто? –

Что? –

Какой –

Чей? –

Кого? –

-Прочитайте местоимения. Определите их разряд.

Образуйте устно от вопросительных местоимений отрицательные.

Вывод: Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений.


1) Выборочный диктант. (1 ученик у доски. Самопроверка)

- Из предложений выпишите отрицательные местоимения, графически обозначьте приставку и частицу НИ.

Цель: формирование умения видеть отрицательные местоимения в предложении, уметь правильно писать отрицательные местоимения.

  • Худо тому, кто не делает добра никому.

  • Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.

  • Упрямого ничем не убедишь.

  • Остаться ни с чем.

  • Худого человека ничем не уважишь.

  • Кто ни в чём не виноват, того и обвинять не в чем.

Вывод: отрицательные местоимения пишутся в одно слово (без предлога) и в три слова (с предлогом)

2) Дочь морского царя – прекрасная русалка с необыкновенным голосом – тоже приготовила для нас задания. ( Карточки. 1 ученик у доски. Взаимопроверка)

 Н..чего не знал, Н..чем не освещены,   н..кого винить,  Не боялись н..каких препятствий, н..чем   удивить,  Слушать н..чего,  н..кто не пришел, Н..какой причины нет. 

Вывод: под ударением пишется Е, без ударения – И.

5. Физкультминутка

3. Какая необыкновенная раковина. А что обычно скрывают в себе раковины такой красоты? Верно, жемчуг. А наша жемчужина – это упражнение. Составьте пословицы, найдите отрицательные местоимения. Работа в парах.

1. Если хочешь себе добра, …(никому не делай зла).

2. Лживый хоть правду скажет, (никто не поверит.)

3. Моя хата с краю - …(ничего не знаю).

4. Глупцом на свете жить - …(ни о чём не тужить).

5. Не стыдно молчать, когда…(нечего сказать).

4) Творческий диктант.

- Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму. (Самопроверка)

Цель: формирование умения лексической сочетаемости глаголов и отрицательных местоимений, правильного написания отрицательных местоимений с предлогами и без них, развитие речи учащихся.

Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было ( ).

с демонстрацией (отметка заносится в “Лист учёта знаний”).

5) Самостоятельная работа (взаимопроверка) Может из учебника

Цель: формирование умения самостоятельного применения изученного материала на практике. Указать падеж.

1 вариант Петя решил до самого города (н..) (за) что (не) покидать своего поста.

(Н..) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать.

(Н..) кто ему на это (н..) чего (не) ответил.

2 вариант В поисках слов нельзя пренебрегать (н.) чем.

Я (не) буду спорить (н..) (с) кем из вас.

Маруся (ни) кого не узнавала.

Закрепление

-Что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть? (Работа в группах)

Игра «Лови ошибку»

Найдите ошибки в написании отрицательных местоимении и исправьте их в соответствии с орфограммой «Не и ни в отрицательных местоимениях».

Ничем хвалиться, если опыт никчему не пригодится.

Нечем хвалиться, если опыт ни к чему не пригодится.

Кому работа служит, тот ниочём не тужит.

Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.

Худого человека ни чем не уважишь.

Худого человека ничем не уважишь.

Ни откого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть.

Ни от кого не скроешь тайны, коль явью суждено ей быть

Рефлексия

-Ребята, мы сегодня успешно справились с заданиями, которые встретились в нашем путешествии. Теперь мы смело можем причалить к родному берегу. Прежде чем расстаться, ответьте на мои вопросы местоимением. (хоровые ответы)

  • Кто сегодня опоздал? Никто.

  • Какое задание тебя затруднило? Никакое.

  • Чей ответ был плохим? Ничей.

  • Кого винить, если сам виноват? Некого.

  • Что исправить, если нет ошибок? Нечего.



- Было ли сегодня интересно на уроке? Было ли трудно? Давайте вспомним наши цели, которые мы поставили перед собой в начале урока. Как вы думаете, мы достигли их? Чему мы научились? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения:

Я узнал…

Мне понравилось…

Я открыл для себя…

Домашнее задание

Подведение итогов

Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 

Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Н..чего не знал, н..чем не освещены,  

н..кого винить, не боялись н..каких

препятствий, н..чем   удивить,

 слушать н..чего,  н..кто не пришел,

н..какой причины нет. 


Если хочешь себе добра, никто не поверит.

Лживый хоть правду скажет, ни о чём не тужить.

Моя хата с краю, никому не делай зла.

Глупцом на свете жить, нечего сказать.

Не стыдно молчать, когда ничего не знаю.


Если хочешь себе добра, никто не поверит.

Лживый хоть правду скажет, ни о чём не тужить.

Моя хата с краю, никому не делай зла.

Глупцом на свете жить, нечего сказать.

Не стыдно молчать, когда ничего не знаю.


Если хочешь себе добра, никто не поверит.

Лживый хоть правду скажет, ни о чём не тужить.

Моя хата с краю, никому не делай зла.

Глупцом на свете жить, нечего сказать.

Не стыдно молчать, когда ничего не знаю.


Если хочешь себе добра, никто не поверит.

Лживый хоть правду скажет, ни о чём не тужить.

Моя хата с краю, никому не делай зла.

Глупцом на свете жить, нечего сказать.

Не стыдно молчать, когда ничего не знаю.


Если хочешь себе добра, никто не поверит.

Лживый хоть правду скажет, ни о чём не тужить.

Моя хата с краю, никому не делай зла.

Глупцом на свете жить, нечего сказать.

Не стыдно молчать, когда ничего не знаю.


Если хочешь себе добра, никто не поверит.

Лживый хоть правду скажет, ни о чём не тужить.

Моя хата с краю, никому не делай зла.

Глупцом на свете жить, нечего сказать.

Не стыдно молчать, когда ничего не знаю.


Если хочешь себе добра, никто не поверит.

Лживый хоть правду скажет, ни о чём не тужить.

Моя хата с краю, никому не делай зла.

Глупцом на свете жить, нечего сказать.

Не стыдно молчать, когда ничего не знаю.


Если хочешь себе добра, никто не поверит.

Лживый хоть правду скажет, ни о чём не тужить.

Моя хата с краю, никому не делай зла.

Глупцом на свете жить, нечего сказать.

Не стыдно молчать, когда ничего не знаю.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!