Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 х.Восточный Советского района»
«Оценка эффективности современного урока»
Учитель: Б.М.Самурханова
31.10.2017 г
Оценка профессионального мастерства учителя позволяет выявить профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.
Анализ урока необходим для повышения качества обучения. Однако в традиционных схемах анализа уделяется так много внимания личности учителя, что для личности ученика места попросту не остается. Конечно, учитель продолжает оставаться главным действующим лицом урока, и его деятельность должна анализироваться.
Вопрос в том, что наиболее ценно в деятельности учителя? Качество образования приобретает полную зависимость от понимания конкретным учителем сущности той педагогической позиции, которую он избирает. При такой расстановке акцентов невозможно обойтись без содержательных критериев оценки
эффективности урока.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие
бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем
держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад,
встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как для учеников,
так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для
будущего.
В работе современного педагога должна занимать немалое место рефлексия, то есть анализ проведенного урока, его соответствие санитарно-гигиеническим требованиям, оправданность использования тех или иных педагогических приемов и методов работы.
Оценка эффективности работы педагога может быть дана не только самим учителем-предметником, но и его коллегами, а также администрацией школы, методистами городского или районного управления. Оценка эффективности работы на уроке может также быть комплексной или же касаться какого-то отдельного аспекта, такого, как использование вспомогательного материала или целесообразности выбора задач и упражнений. Как правило, методики оценивания работы педагога сходятся к одному, а именно умению учителя грамотно распределять время на уроке, давать посильные задания, стимулировать к мышлению, а также учитывать возрастные психо-физиологические особенности. Поскольку любой анализ урока, это, прежде всего документ, то в нем должны быть указаны такие компоненты, как собранность учащихся, их желание изучать предмет, наличие правил проведения уроков различных видов, принятие во внимание санитарно-гигиенических норм. Независимо от предмета существуют общие требования, но есть и отдельные пункты, которые применимы исключительно к предметам точного или гуманитарного циклов. Что касается одной из наиболее часто используемых методик, а именно, структурного анализа работы, то его автором стал Ю.А. Конаржевский, он предложил делить современный урок на 8 частей.
Сюда входят – наличие организационного момента, физкультминутки, подвижных игр, проверка домашнего задания, подготовка к новой теме, её презентация, возможность проведения практических занятий, рефлексия, которая сопровождается ясными и четкими указаниями относительно домашнего задания. Кроме того, на каждом занятии должны проводится опросы, которые бы давали возможность систематизировать знания и применять их в деле. При анализе каждый из этапов должен обязательно содержать текущую дидактическую задачу, условия достижения успеха на уроке, дифференциацию вопросов и заданий в деле.
Одним из обязательных условий, на которые стоит обратить внимание при проведении анализа или самоанализа урока, является наличие домашнего задания, а также инструкции, презентации или пояснения относительно его выполнения. Не менее важна и минутка рефлексии и релаксации, что касается последней, то она не очень распространена в массовой работе учителей, но этот вид учебной деятельности достаточно эффективен и дает положительные результаты работы.
Среди эффективных методик оценивания работы педагога можно также выделить работу со структурными аспектами учебного процесса во время урока. Этот способ неразрывно связан с идеями Ю.А. Конаржевского, однако он был усовершенствован и взят за основу другими педагогами. Так, в системе аспектов анализа урока стоит выделить такие составляющие, как характеристика замысла урока, морфологический, структурный и функциональный аспект, а также аспект конечной оценки результатов урока. Если рассматривать детально каждый из выделяемых аспектов, то, безусловно, самыми важными является структурный и функциональный, поскольку они дают возможность оценивать не только работу педагога, но и всего класса, причем делать это за достаточно короткий срок и без привлечения каких-либо дополнительных методик. Также присутствует возможность уделить внимание тем учебно-воспитательным моментам, которые оказали наиболее сильное влияние на учащихся на различных этапах работы. Что касается функционального аспекта, то он также позволят четко определить соответствие урока его целям и поставленным задачам, кратко изложить формы и методы работы с учениками, а также обратить внимание на общую атмосферу урока, стиль поведения педагога с учениками.
Достаточно распространен и такой метод контроля, как самоанализ, который проводится каждым педагогом после проведенного занятия. Иногда такой вид деятельности может проводится исключительно в форме обсуждения, размышлений или совета, но не редки случаи, когда учитель ведет отдельную тетрадь самоанализа уроков, куда он вносит такие данные, как время и место проведения занятия, класс, успехи и неудачи, перечисление форм и видов деятельности. Такой вид работы позволяет учитывать организационные моменты, избегать их в будущем, планировать время урока и его соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.
Существует значительное количество методик оценивания эффективности урока, сюда могут быть включены такие аспекты, как работа педагога, наличие наглядных материалов, контакт с классом. Однако среди всего разнообразия в силу своей популярности и удобства повсеместно используется методика Ю.А. Конаржевского, этот вид оценивания достаточно разносторонний и детальный.