Просмотр содержимого документа
«Анализ урока русского языка на соответствие требованиям ФГОС»
Оценка урока деятельностной направленности
Подготовлено Блиновой Т.Г., доцентом кафедры естественнонаучного
образования КГБУ ДПО АКИКРО
Инструкция по проведению оценочной процедуры:
Проведите экспертизу урока по критериям и показателям, представленным в таблице.
Каждый показатель оценочного листа оценивается от 0 до 3 баллов:
0 баллов – данный показатель полностью отсутствует;
1 балл – показатель слабо отражён;
2 балла – показатель в основном отражён;
3 балла – данный показатель ярко выражен.
Один критерий оценивается один раз. Графа «Возможные баллы» дана в помощь эксперту. Оценка по критерию выставляется в графе «Оценка эксперта». Максимальная сумма баллов может составлять 24. Если сумма баллов составила 17-20 баллов, то урок может рассматриваться для аттестации педагога на первую категорию, а от 20 баллов и выше – на высшую категорию. Если сумма составила менее 17 баллов, то данный урок не соответствует требованиям ФГОС.
В примечании желательно прописать, что требует доработки.
В заключении напишите вывод о соответствии урока требованиям ФГОС и рекомендации (если требуется).
Приведем пример заполнения оценочного листа:
Критерии | Показатели | Возможные баллы | Оценка эксперта | Примечания |
Организация мотивации обучающихся | Приёмы мотивации обучающихся не нашли отражения в содержании урока | 0 | 2 | Учитель использует различные приемы мотивации обучающихся на протяжении урока: 1. 2. 3. |
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся осуществляется только на этапе целеполагания через создание проблемной ситуации | 1 |
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся, развитие их учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с использованием различных приёмов | 2 |
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающих на уроке с опорой на их личный субъектный опыт: создаются условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности | 2 |
Оценочный лист урока на соответствие требованиям ФГОС
Фамилия имя отчество Куликова Наталья Дмитриевна |
Место работы (полное наименование учреждения) МБОУ СОШ №3 |
Должность (преподаваемый предмет) учитель начальных классов |
Имеющаяся квалификационная категория первая квалификационная категория |
Категория, на которую претендует учитель первая квалификационная категория |
Критерии | Показатели | Возможные баллы (0–3) | Оценка эксперта | Примечания |
1. Организация мотивации обучающихся | Приёмы мотивации обучающихся не нашли отражения в содержании урока | 0 | 2 | Учитель использует различные приёмы мотивации на протяжении всего урока: 1.создание проблемной ситуации 2. наглядно-поисковый метод 3.саостоятельная работа |
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся осуществляется только на этапе целеполагания через создание проблемной ситуации | 1 |
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающихся, развитие их учебно-познавательных мотивов осуществляется на протяжении всего урока с использованием различных приёмов | 2 |
Воздействие на мотивационную сферу личности обучающих на уроке с опорой на их личный субъектный опыт: создаются условия для возникновения внутренней потребности обучающихся в учебной деятельности | 3 |
2.Организация процесса целеполагания | Процесс организации целеполагания отсутствует на уроке | 0 | 2 | В процесс целеполагания активно включены учащиеся: с помощью учителя формулируется цель урока и фиксируется на доске в знаковой форме |
Формулирование целей осуществляет сам учитель, при этом цели формулируются на понятном детям языке и в них отражен конечный результат | 1 |
Процесс целеполагания предполагает активное включение обучающиеся: ученики вместе с учителем формулируют и фиксируют учебные цели | 2 |
Учебные цели рождаются в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Сформулированные учебные цели отражают формирование и/или развитие УУД.Учитель использует приемы, помогающие удерживать учащимся цели деятельности в течение всего урока. | 3 |
3.Организация планирования деятельности по достижению учебной цели | Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке отсутствует | 0 | 2 | Составление плана учащимися совместно с учителем Фиксация плана на доске Реализация плана через алгоритм |
Планирование деятельности по достижению учебной цели на уроке подменено планированием урока, или алгоритмом способа предметного действия, или предложено учителем в готовом виде, но его понимание не организуется. | 1 |
План деятельности по достижению цели составляется в процессе фронтальной работы учащихся и учителя. Организуется понимание и принятие учащимися составленного плана | 2 |
Планирование деятельности по достижению цели осуществляется с использованием самостоятельной работы учащихся в групповой форме. Организуется обсуждение его полноты и правильности, необходимых средств и этапов его реализации с учетом реальных возможностей. | 3 |
4. Работа с источниками информации | Отсутствуют задания на организацию работы с источниками информации (в т.ч. на организацию работы с учебником) | 0 | 3 | Организованы задания по работе с различными источниками информации, связанные с самостоятельным поиском и обработкой информации, ориентированные на продуктивную деятельность учащихся: -работа с учебником -работа с толковым словарём -слайдовая презентация |
Представлены задания на организацию фронтальной работы с различными источниками информации под непосредственным руководством учителя. Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы на репродуктивную деятельность обучающихся | 1 |
Задания, связанные с работой с информацией, ориентированы как на репродуктивную, так и на продуктивную деятельность обучающихся. | 2 |
Представлены задания на организацию работы с различными источниками информации, связанные с самостоятельным поиском и обработкой информации, ориентированные в большей мере на продуктивную деятельность обучающихся. | 3 |
5. Организация учебного сотрудничества, совместной деятельности | Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности обучающихся в малых группах на уроке не предусмотрена | 0 | 2 | На уроке представлены задания для работы в малых группах: парная, групповая |
В содержании урока преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся, изредка используются приёмы организации учебного сотрудничества со сверстниками, но задания для организации групповой работы не прописаны | 1 |
В содержании урока представлены задания для работы обучающихся в малых группах и приёмы организации учебного сотрудничества, позволяющие детям проявить инициативу, активность, самостоятельность | 2 |
На уроке предусмотрено органичное сочетание групповых, коллективных и индивидуальные формы взаимодействия учителя и учащихся. Их педагогическая целесообразность определяется согласованностью с другими компонентами образовательного процесса, учетом возрастных особенностей детей конкретного класса. В уроке предусмотрены задания, ориентированные на передачу отдельных компонентов организации работы в группах самим учащимся | 3 |
6. Организация контроля учебных действий и деятельности | Контроль деятельности учащихся осуществляется только учителем. В содержании урока не предусмотрены задания, направленные на организацию контроля учащимися процесса и результата собственной деятельности | 0 | 3 | На протяжении всего урока учитель организует формирование контрольной деятельности обучающихся, используя различные приёмы: -определение критериев контроля -обратная связь пооперационный контроль -самоконтроль взаимоконтроль |
В содержании урока представлены единичные задания, направленные на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими учащимися | 1 |
Содержание урока пронизано заданиями, направленными на организацию контроля процесса и результата учебных действий и деятельности самими обучающимися, с использованием разных форм (самоконтроль, взаимоконтроль) и средств контроля (в т.ч. обратной связи) | 2 |
Контрольная деятельность на уроке строится в соответствии с деятельностными целями/планируемыми результатами урока и с учетом особенностей конкретного класса. На протяжении всего урока учитель специально организует формирование контрольной деятельности обучающихся: контролю учителя предшествует контроль обучающихся, предмет контроля, его способ и результаты обсуждаются с детьми | 3 |
7. Организация оценивания достигнутых результатов | Оценка достигнутых обучающимися результатов осуществляется только учителем. Задания на участие детей в оценочной деятельности отсутствуют. Критерии оценки работы обучающихся на уроке не называются | 0 | 2 | Оценивание самими обучающимися на каждом этапе по определённым критериям, обратная связь, взаимооценка |
Преобладает оценочная деятельность учителя, задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися представлены лишь для отдельных заданий. Критерии оценки не определены, или имеют общий, или эмоциональный характер | 1 |
Задания на оценивание достигнутых результатов самими обучающимися предусмотрены на протяжении всего урока (самооценка, взаимооценка) по заданным критериям, соответствующих целям/планируемым результатам урока | 2 |
На протяжении всего урока предусмотрены специальные задания на организацию формирования оценочной деятельности обучающихся по совместно выработанным критериям: оценке учителя предшествует самооценка учебных действий учащимися. Используются различные приемы и средства организации оценивания | 3 |
8. Организация рефлексивного осмысления | В содержании урока не предусмотрены задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание причин успеха / неуспеха | 0 | 2 | В течение всего урока используются задания на определение учащимися смысла собственной учебной деятельности, на понимание своего продвижения, метод неоконченных предложений: -Мне понравилось… -Я уже научился… -Я хочу научиться… |
В содержании урока имеют место единичные задания на определение смысла учебной деятельности для учащегося, понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха | 1 |
Содержание урока пронизано заданиями на определение учащимися смысла собственной учебной деятельности, на понимание своего продвижения, причин успеха / неуспеха. Учитель планирует и организует их в соответствии с содержанием, типом урока | 2 |
На протяжении урока предусмотрены задания на организацию рефлексии учащимися своей деятельности, ее результатов. Учитель планирует и организует её в соответствии с содержанием, типом урока, уровнем развития учащихся. При организации рефлексии внимание обращается не столько полученным предметным знаниям и умениям, сколько самому процессу учения, т.е. способам достижения учебной цели, осознанию возникших затруднений в ходе работы. Используются различные приемы и средства организации рефлексии | 3 |
| Сумма баллов по 8 критериям | | | |
Вывод эксперта: урок соответствует заявленной первой категории
Рекомендации
Ф.И. О. эксперта Киселева л. А. Подпись эксперта__________________
Дата _________________________