Методический кабинет МДОУ «Ясли-сад № 381 г. Донецка»
Памятка по проведению утренней гимнастики
Памятка по проведению утренней гимнастики в ДОУ
Подготовила:
воспитатель-методист
Дегтярёва Ю.В.
Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Построение утренней гимнастики.
Начинается она со строевых упражнений, затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом.
После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений в колонну по 2, 3. Дается команда. «Через центр в колонну по 2, по 3 марш!»
за ними даются прыжки и более интенсивный бег.
Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики.
Подбор упражнений для утренней гимнастики.
Используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.
Общеразвивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса туловища и ног) и мелкие мышцы шеи, кисти, пальцев рук, стопы).
Упражнения могут выполнятся без предметов, с предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа).
Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем.
Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).
Один комплекс дети выполняют две недели.
Методика проведения утренней гимнастики.
Моторная плотность утренней гимнастики должна быть высокой, поэтому на объяснение и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения.
В первой младшей группе длительность ее составляет 4 -5 мин,
Во второй младшей группе – 5-6 мин,
В средней –6 - 8 мин,
В старшей 8 -10 мин,
В подготовительной группе – 10 – 12 мин.
В начале года детей первой младшей группы перед выполнением упражнений не строят: они ходят, бегают стайкой, врассыпную. В дальнейшем детей строят в шеренгу. Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную; со средней группы обычно перестраивают в колонну по три, по четыре.
При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения упражнений, обращать внимание на правильную осанку.
Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы (обычная ходьба, на носках, пятках, наружных краях стоп).
Полезно менять скорость ходьбы - от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением).
Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, дышали через нос.
При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки, цапли, ходьба по глубокому снегу»).
Бег на утренней гимнастике в младших группах сначала проводится стайкой, врассыпную, а потом в колонне по одному, как на месте, так и с продвижением в разных направлениях
продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается:
для младшего возраста она составляет 10 - 20 сек,
для среднего 20 - 25 мин,
для старшего 25 - 30 мин,
для подготовительного 30 - 40 мин.
В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков:
прыжки на одной и двух ногах на месте,
с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, по кругу),
Для детей старшего возраста количество прыжков доводится до 25 - 30.
В младших группах применяется имитация «зайчики», «мячики»
Общеразвивающие упражнения подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после для мышц туловища и ног.
1.Для детей первой младшей группы рекомендуется 3 - 4 упражнения,
2. Для второй младшей 4 упражнения,
3. Для средней 4 - 5 упражнений,
4. Для старшей 5 - 6 упражнений,
5. Для подготовительной 6 - 8 упражнений
в первой и во второй младших группах упражнения повторяются 4-5 раз,
в средней 5 - 6 раз,
в старшей 6 - 8 раз,
в подготовительной 8 - 10 раз, а более трудные – для мышц живота, спины - 4 - 6 раз.
Упражнения могут выполнятся в разном темпе:
сначала 2 - 3 раза в среднем темпе,
потом 3 - 4 раза в быстром,
потом 2 - 3 раза в медленном.
Это увеличивает нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию. Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа на спине, животе.
Упражнения для рук плечевого пояса
детьми младшего возраста выполнятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь,
старшего – основная стойка.
Упражнения для мышц туловища
в младшем возрасте проводятся из и.п. узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь,
в старшем – стойка ноги врозь, широкая стойка.
В упражнениях для ног
В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.
В средней группе он сначала называет упражнение, кратко объясняет (если нужно показывает), а затем подает команду, если возникают ошибки, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнения представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит «Присели, спина прямая»)
В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. При выполнении общеразвивающих упражнений используется имитация во всех возрастных группах.
Для детей младшего возраста комплексы построены в сюжетной форме (птички, бабочки, часики, самолеты).
Во второй младшей группе подражают разным образам в одном комплексе.
В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений,
В старшей группе – для выполнения отдельных элементов упражнения. При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания
5