№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | «История письменности» |
2 | Актуальность исследования | Проект "История письменности" в формате внеурочной деятельности является актуальным в современном образовательном контексте. Письменность является одной из важнейших культурных достижений человечества, которое позволило сохранять и передавать знания, идеи и традиции из поколения в поколение. Исследовательский проект направлен на достижение метапредметных умений, которые будут достигаться проведением исследования различий и сходств первого русского букваря и современного букваря. Проект проводится для учащихся 3 класса. |
3 | Проблема исследования | Значение появления письменности для человека. |
4 | Объект исследования | Первый русский букварь и современный букварь. |
5 | Цель исследования | Для учителя: Организация деятельности обучающихся по формированию исследовательских умений по теме «История письменности» Для ученика: исследовать сходства и различия первого русского букваря и современного букваря. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: Узнать теоретический материал по теме исследования «История письменности». Провести исследование. Подвести итоги занятия. |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что первый русский букварь и современный букварь совершенно разные. |
8 | Методы исследования | Эмпирические: наблюдение, эксперимент. Теоретические: синтез, анализ. Оборудование для проведения исследования: |
9 | Тип исследования | По продолжительности: (краткосрочный, долгосрочный) По организационной форме:групповой По содержанию: монопредметный |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | Подготовительный этап. Учитель проводит анкетирование с цель выявления у детей интересующих тем. Выявление интересующих тем. Раздаются темы проектов. Совместно с учителем формулируется тема, цель и задачи. По жетонам учащиеся делятся на группы. Теоретический этап. Проведение классного часа для просмотра видеоролика по теме «История письменности». После просмотренного видеоролика учащиеся пишут отзыв о том, что им понравилась, с чем бы хотели познакомиться. После этого, учитель раздаёт каждой группе информацию. Информация фиксируется в дневник исследователя. После группы выступают с информацией, а вторая группа фиксирует дополнительную информацию, (осуществляется обмен необходимой информацией). Практический этап. Рассматривают два изображения первого русского букваря и современного, затем формулируется гипотеза и фиксируется в дневник исследователя. Учитель организует исследование для подтверждения гипотезы. Совместно с обучающимися подводятся итоги о том, что они узнали на данном этапе, проводится рефлексия деятельности «Древо успеха». Аналитический этап. Обучающиеся совместно с учителем формулируют выводы, готовят рассказ, отражающий результаты проведённого исследования. Презентационный этап. Каждая группа представляет результат своего исследования. Представляет дневник исследователя и оформленную страницу по теме «История письменности». Рефлексивный этап. Учащиеся проводят анализ и оценку своей деятельности. Отвечают на вопросы учителя по проведённому исследованию. Проводится эмоциональная рефлексия « Остров успеха». |
11 | Практический этап (полное описание) | Цель исследования: исследовать различия и сходства первого русского букваря и современного букваря. Ход исследования: Учитель делит учащихся на группы по жетонам. Заранее проговариваются правила работы в группе и технику безопасности. Организация рабочего пространства. Подготовка необходимых материалов. Каждая группа получает необходимы материалы. Рассматривают первый русский букварь и современный букварь. Находят сходства и различия. После группам раздаются пословицы, которые нужно записать буквами из первого русского букваря, оформить страницу по теме «История письменности». Совместно с обучающимися подводятся итоги о том, что они узнали на данном этапе, проводится рефлексия деятельности «Древо успеха». Фиксируют результаты в дневник исследователя. Происходит обмен информаций между группами. Обсуждают полученные результаты в группах. Группы высказывают своё мнение, предлагают дополнения. Делают вывод (сходства в том, что оба букваря служат для обучения грамоте, некоторые буквы похожи между собой, а различия в том, что в старом букваре нет картинок, только орнаменты). Проверяют свои результаты записанные в дневнике исследователя, если необходимо, то вносят поправки. Возвращаются к гипотезе и проверяю подтвердилась она или опровергалась. Подводят итоги занятия. |
11 | Оборудование для проведения исследования | Раздаточный материал, цветные карандаши, клей, ножницы, фломастеры, листы а4, дневник исследователя. |
12 | Продукт исследования | Страница с текстом написанным буквами из первого букваря и иллюстрациями, дневник исследователя. |
13 | Перспектива исследования | Данную тему можно использовать на уроках окружающего мира. Далее можно больше изучать тему «История письменности» и выходить с этой темой на различные конкурсы и научно - практические конференции. |
14 | Используемые источники | |