2. Тема проекта: Откуда берутся снег и лед?
3. Актуальность проекта:
Актуальность данной темы заключается в расширении знаний о физических свойствах снега и льда. Дети часто видят снег и лёд зимой, но не всегда понимают, как и почему они образуются.
Знания о том, откуда берутся снег и лед позволит учащимся лучше понять природу воды, повысить интерес к естественным наукам, осознать взаимосвязь между различными физическими характеристиками веществ.
Проблема: отсутствие у обучающихся понимания о том, как связаны между собой снег и лёд, и откуда они берутся.
Гипотеза: если будет организован эксперимент, то у детей сформируется понимание о свойствах снега и льда.
4. Объект исследования:
Физические свойства льда и снега.
5. Цель проекта:
Для учителя: создание условий для ознакомления учащихся с физическими свойствами снега и льда.
Для ученика: развитие знаний о формировании снега и льда.
Задачи:
1. актуализировать знания о явлениях снега и льда.
2. изучить свойства снега и льда.
2. Провести практическую работу - исследование свойств снега и льда.
4. Создать макет «Круговорот воды в природе».
6. Тип проекта:
По количеству участников: групповой
По продолжительности: краткосрочный
По направлению: исследовательский
По учебному предмету: монопредметный
По содержанию: учебно-познавательный
По масштабу: малый
По сложности: простой
По уровню контактов между участниками: внутри классный
7. Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание:
1. Подготовительный этап — определение темы, составление плана, постановка цели, выбор объекта исследования, формулировка гипотезы и подбор методов.
- Урок окружающего мира на тему: «Как измеряется температура?»
Методы: беседа, рассказ, эксперимент, анализ.
Планируемые результаты (предметные):
- знать понятие «температура»;
- уметь измерять температуру воды.
- Урок окружающего мира на тему: «Откуда берутся снег и лед?»
Методы: беседа, рассказ, работа с информацией, частично-поисковый метод, наглядные материалы.
Планируемые результаты (предметные):
- знать определения «вода», «лёд», «снег»;
- понимать различия между льдом и снегом.
2. Теоретический этап — сбор информации.
- Внеурочное занятие: «Форма воды»
Методы: беседа, рассказ, обобщение знаний, работа с информацией, использование наглядных материалов, дидактическая игра (загадки).
Планируемые результаты:
- обучение обработке информации;
3. Исследовательский этап — проведение практических исследований.
- Урок окружающего мира на тему: «Откуда берутся снег и лёд?»
Методы: беседа, экспериментирование, анализ данных, наглядные материалы, практическая деятельность.
Планируемые результаты (предметные):
- знать свойства снега и льда;
- понимать взаимосвязь между снегом, льдом и водой;
- провести эксперименты для изучения свойств снега и льда.
- Внеурочное занятие: создание макета по теме «Круговорот воды в природе»
Методы: беседа, обобщение опыта, практическая деятельность, творческий подход.
Планируемые результаты:
- подведение итогов проведённых опытов со снегом и льдом;
- обработка информации и создание макета «Круговорот воды в природе».
4. Аналитический этап — обработка собранных данных и результатов исследований.
5. Презентационный этап — демонстрация полученных результатов.
6. Рефлексивный этап — анализ проделанной работы и полученных знаний.
8. Исследовательский этап проекта (полное описание)
Цель исследования: изучить свойства снега и льда, а также их взаимосвязь с водой.
Гипотеза исследования: предполагается, что если растопить снег и лёд, то получится вода. Из этого можно сделать вывод, что снег и лёд — это разновидности воды.
Методы исследования:
1. Анализ литературы
2. Проведение экспериментов
3. Наблюдение
4. Моделирование процессов
5. Анализ данных
Оборудование для проведения исследования: емкости для хранения снега и льда, разноцветные листы бумаги, учебник по окружающему миру для 1 класса А.А. Плешакова, учебно-методический комплект «Школа России».
План проведения исследования:
1. Вступление в тему.
2. Исследование сохранения формы: ученики проводят эксперименты со снегом и льдом, чтобы проследить изменения их структуры. В результате выясняется, что снег — это рыхлое вещество, а лёд — хрупкий твердый материал.
3. Изучение цвета: сравнивая снег и лёд на поверхностях разного цвета, делается вывод, что снег белый, а лёд — прозрачный.
4. Исследование прозрачности: при сравнении на жёлтых поверхностях ученики определяют, что снег белый, а лёд бесцветный.
5. Изменение агрегатного состояния при нагревании: нагревая снег и лёд до комнатной температуры, ученики приходят к выводу, что оба вещества тают и превращаются в воду.
6. Итоговое обобщение: учащиеся подводят итоги по свойствам снега и льда, а также делают вывод о том, как они связаны с водой и откуда берутся снег и лёд, вода.
9. Продукт проекта:
Разработка макета «Круговорот воды в природе» с использованием результатов опытов и сравнительного анализа двух веществ. В буклете представлены несколько разделов, в которых описываются общие черты и отличия снега и льда, условия их образования, а также условия перехода из одного состояния в другое.
10. Перспектива проекта.
Использование макета на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности, участие в школьной выставке «Природные явления».