СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая рефлексия»

Педагогическая  рефлексия

Педагогическая рефлексия

Каково психологическое содержание рефлексии?  Объем и полифоничность психологического содержания рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр признаков и свойств свидетельствуют о важности и уникальности места и роли рефлексии в интегральной структуре личности человека. Рефлексивные процессы выделяются практически во всех сферах психологической действительности. Развитие рефлексивной психологии связано с именем А.Буземана, который впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-го века.  Само слово

Каково психологическое содержание рефлексии?

Объем и полифоничность психологического содержания рефлексии, ее полифункциональность, богатый спектр признаков и свойств свидетельствуют о важности и уникальности места и роли рефлексии в интегральной структуре личности человека. Рефлексивные процессы выделяются практически во всех сферах психологической действительности. Развитие рефлексивной психологии связано с именем А.Буземана, который впервые выделил ее в качестве самостоятельной дисциплины в начале 20-го века.

Само слово "рефлексия" происходит от позднелатинского "reflexio", что буквально означает "обращение назад, отражение".

Роль и место рефлексии в мышлении Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:  - рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн);  - рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов, Д.Дьюи);  - рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев);  -рефлексия помогает

Роль и место рефлексии в мышлении

Если резюмировать роль и место рефлексии в мышлении, то можно отметить, что:

- рефлексия есть проявление высокого уровня развития мыслительных процессов (Н.Г.Алексеев, В.В.Давыдов, А.З.Зак, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн);

- рефлексия позволяет человеку сознательно регулировать, контролировать свое мышление как с точки зрения его содержания, так и его средств (Л.Н.Алексеева, И.Н.Семенов, Д.Дьюи);

- рефлексия есть фактор продуктивности мыслительной деятельности (И.С.Ладенко, Я.А.Пономарев);

-рефлексия помогает "войти" в ход решения задачи другого человека, осмыслить его, "снять" содержание и, в случае необходимости, внести необходимую коррекцию или стимулировать новое направление решения (Ю.Н.Кулюткин, С.Ю.Степанов, Г.С.Сухобская).

Рефлексия в личностной сфере человека  В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания: -рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев, Б.Ф.Ломов); -рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);

Рефлексия в личностной сфере человека

В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:

-рефлексия является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека и др. (С.В.Кондратьева, В.А.Кривошеев, Б.Ф.Ломов);

-рефлексия обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий);

Рефлексия в личностной сфере человека  В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания: - рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает

Рефлексия в личностной сфере человека

В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания:

- рефлексия как способность человека к самоанализу, самоосмыслению и переосмыслению стимулирует процессы самосознания, обогащает "Я-концепцию" человека, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г.Асмолов, Р.Бернс, В.П.Зинченко);

-рефлексия способствует целостности и динамизму внутренней жизни человека, помогает стабилизировать и гармонизировать свой эмоциональный мир, мобилизовать волевой потенциал, гибко управлять им (В.В.Столин, К.Роджерс).

 Рефлексия активно используется на общенаучном уровне, выступая в качестве:   -методологического средства междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр, теория рефлексивного управления и т.п.); -объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика, лингвистика, экология и др.). Кроме того, сегодня рассматривается собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских трактовок, анализируется история вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания) рефлексии как особого психологического явления.

Рефлексия активно используется на общенаучном уровне, выступая в качестве:

  • -методологического средства междисциплинарных разработок и неклассических направлений современной науки (теория рефлексивных игр, теория рефлексивного управления и т.п.);
  • -объяснительного принципа для ряда общественных и гуманитарных дисциплин (социология, логика, лингвистика, экология и др.).

Кроме того, сегодня рассматривается собственно психологический аспект рефлексии в отличие от ее философских трактовок, анализируется история вычленения в психологии (в частности, в исследованиях мышления и сознания) рефлексии как особого психологического явления.

В чем сущность методологического аспекта рефлексии?   Методологический подход позволяет выявить роль и значение рефлексии применительно к учебной деятельности, что и делали многие педагоги-исследователи. Рефлексия выступает как условие формирования способов научно-познавательной и практической деятельности. В работе «Коммуникация, деятельность, рефлексия» (1975)  Г.  П.  Щедровицкий пишет о том, что «рефлексия является важным моментом в механизмах развития деятельности, от которой зависят все без исключения организованности деятельности, в том числе, смысл текстов и значение отдельных знаков и выражений».

В чем сущность методологического аспекта рефлексии?  

Методологический подход позволяет выявить роль и значение рефлексии применительно к учебной деятельности, что и делали многие педагоги-исследователи. Рефлексия выступает как условие формирования способов научно-познавательной и практической деятельности.

В работе «Коммуникация, деятельность, рефлексия» (1975) Г. П. Щедровицкий пишет о том, что «рефлексия является важным моментом в механизмах развития деятельности, от которой зависят все без исключения организованности деятельности, в том числе, смысл текстов и значение отдельных знаков и выражений».

В чем сущность методологического аспекта рефлексии?    Рефлексия рассматривается в контексте деятельности и с точки зрения средств теории деятельности. Важным представляются следующие аспекты:  рефлексия как процесс и особая структура в деятельности; рефлексия как принцип развертывания схем деятельности.   При этом деятельностное описание позволяет выделить рефлексивные действия и операции, а также конструировать средства и техники (способы использования средств) их практикования.   Центральным понятием в предложенной теории деятельности выступает схема так называемого «рефлексивного выхода».   Методологический подход позволяет выявить роль и значение рефлексии применительно к учебной деятельности, что и делали многие педагоги-исследователи. Рефлексия выступает как условие формирования способов научно-познавательной и практической деятельности.

В чем сущность методологического аспекта рефлексии?  

Рефлексия рассматривается в контексте деятельности и с точки зрения средств теории деятельности. Важным представляются следующие аспекты:

  • рефлексия как процесс и особая структура в деятельности;
  • рефлексия как принцип развертывания схем деятельности.

При этом деятельностное описание позволяет выделить рефлексивные действия и операции, а также конструировать средства и техники (способы использования средств) их практикования.

Центральным понятием в предложенной теории деятельности выступает схема так называемого «рефлексивного выхода».

Методологический подход позволяет выявить роль и значение рефлексии применительно к учебной деятельности, что и делали многие педагоги-исследователи. Рефлексия выступает как условие формирования способов научно-познавательной и практической деятельности.

Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной психологии?  Отсутствие единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает построение различных классификаций.   1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности .   2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении.  Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А .А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком .

Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной психологии?

Отсутствие единого подхода к пониманию и изучению феномена рефлексии предполагает построение различных классификаций.

1. Кооперативная рефлексия имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности .

2. Коммуникативная рефлексия рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении.

Она выступает как важнейшая составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А .А.Бодалевым как специфическое качество познания человека человеком .

Кооперативная рефлексия. Рефлексивные упражнения данного типа обеспечивают проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. Акцент направлен на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма. Рефлексивный круг. Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце; что нового вы узнали, чему научились; каковы причины вашего успеха ли неуспеха? как вы оцениваете свое участие в занятии? Затем все участники педагогического взаимодействия поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

Кооперативная рефлексия. Рефлексивные упражнения данного типа обеспечивают проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. Акцент направлен на результаты рефлексирования, а не на процессуальные моменты проявления этого механизма.

Рефлексивный круг. Все участники педагогического взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии:

  • расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу занятия и в его конце;
  • что нового вы узнали, чему научились;
  • каковы причины вашего успеха ли неуспеха?
  • как вы оцениваете свое участие в занятии?

Затем все участники педагогического взаимодействия поочередно высказываются в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.

Коммуникативная рефлексии. Выступает в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта, межличностного восприятия и характеризуется как специфическое качество познания человека человеком.

Коммуникативная рефлексии.

Выступает в качестве важнейшей составляющей коммуникативного акта, межличностного восприятия и характеризуется как специфическое качество познания человека человеком.

Зарядка. Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения: присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение; присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение; поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.  В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.  Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

Зарядка.

Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т.д.), а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения:

  • присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;
  • присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение;
  • обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
  • поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение;
  • поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.

В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.

Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

Комплимент.  Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в круге, сказать комплимент сидящему слева (или справа). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты (ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации (особенно, если в группе присутствуют девушки).  Педагог задает алгоритм рефлексии: опишите ваше эмоциональное состояние; объясните причины положительного настроения; зафиксируйте ваш эмоциональный подъем; подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты; почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения? каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова?

Комплимент.

Педагог предлагает каждому участнику взаимодействия, находящемуся в круге, сказать комплимент сидящему слева (или справа). По желанию можно использовать атрибуты эстафеты (ручка, открытка) или живой цветок, который создаст атмосферу благоприятной коммуникации (особенно, если в группе присутствуют девушки).

Педагог задает алгоритм рефлексии:

  • опишите ваше эмоциональное состояние;
  • объясните причины положительного настроения;
  • зафиксируйте ваш эмоциональный подъем;
  • подумайте, зачем мы говорим друг другу комплименты;
  • почему отрицательные адреса появляются в наших мыслях быстрее и чаще, чем положительные обращения?
  • каков бы был мир, если бы все люди говорили только чистые и душевные слова?
Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной психологии? 3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности.  С.Ю. Степанов и И. Н. Семенов выделяют несколько этапов осуществления личностной рефлексии: переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как не решаемой ; апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация; переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново .  Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной психологии?

3. Личностная рефлексия исследует собственные поступки субъекта, образы собственного Я как индивидуальности.

С.Ю. Степанов и И. Н. Семенов выделяют несколько этапов осуществления личностной рефлексии: переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как не решаемой ; апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация; переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново . Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «я» и реализуется в виде соответствующих поступков, и, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.

Личностная рефлексия. Методы и упражнения данной группы формируют способность и потребность в анализе собственных поступков субъекта, образов собственного «Я» как индивидуальности, апробирование и переосмысление личностных стереотипов (шаблонов действия).

Личностная рефлексия.

Методы и упражнения данной группы формируют способность и потребность в анализе собственных поступков субъекта, образов собственного «Я» как индивидуальности, апробирование и переосмысление личностных стереотипов (шаблонов действия).

ВОПРОСНИК Назначение метода: Фиксация собственных мотивов учения, интересов. Оптимальное количество участников – до 30 человек. Необходимое оборудование: Вопросник (мини анкета). Порядок реализации метода: В начале учебного года, семестра участникам предлагается ответить на вопросы, предложенные руководителем. Вопросник может выглядеть так: Какие знания тебе необходимы? Сколько раз в неделю ты хотел бы заниматься каждым предметом? Какие дисциплины тебя особенно привлекают? Чему помимо основных предметов ты хотел бы научиться? Каким видом творчества, спорта, техники ты хотел бы заниматься?  Вопросник может составляться с опорой на содержание занятия, предмета, коммуникации.

ВОПРОСНИК

Назначение метода:

Фиксация собственных мотивов учения, интересов. Оптимальное количество участников – до 30 человек. Необходимое оборудование: Вопросник (мини анкета). Порядок реализации метода:

В начале учебного года, семестра участникам предлагается ответить на вопросы, предложенные руководителем. Вопросник может выглядеть так:

  • Какие знания тебе необходимы?
  • Сколько раз в неделю ты хотел бы заниматься каждым предметом?
  • Какие дисциплины тебя особенно привлекают?
  • Чему помимо основных предметов ты хотел бы научиться?
  • Каким видом творчества, спорта, техники ты хотел бы заниматься?

Вопросник может составляться с опорой на содержание занятия, предмета, коммуникации.

 ТЕЛЕГРАММА  После завершения занятия каждому предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем совместной работе.

ТЕЛЕГРАММА

После завершения занятия каждому предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе». На следующем занятии педагогу необходимо поделиться своими соображениями о полученных результатах и рассказать о том, как они будут учитываться в дальнейшем совместной работе.

Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной психологии? Предметом интеллектуальная рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.

Какие виды (типы) рефлексии рассматриваются в современной психологии?

  • Предметом интеллектуальная рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним.

Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач.

Интеллектуальная рефлексия. Данная группа упражнений направлена на решение проблем организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых и оригинальных задач.

Интеллектуальная рефлексия.

Данная группа упражнений направлена на решение проблем организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых и оригинальных задач.

ЧТО Я ХОЧУ ЗНАТЬ?  Это простое упражнение позволяет по окончании раздела или темы сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. Чем сложнее был процесс обучения, тем полезнее это задание для группы.  Порядок реализации: учитель предлагает записать несколько незаконченных предложений в вопросительной форме. Я хотел бы знать, верно ли..? Я спрашиваю себя, как..? Я думаю о том..? Больше всего меня занимает мысль..?  На поставленные вопросы группа может найти ответы к следующему семинару.

ЧТО Я ХОЧУ ЗНАТЬ?

Это простое упражнение позволяет по окончании раздела или темы сформулировать вопросы, задающие перспективу дальнейшей самостоятельной работы. Чем сложнее был процесс обучения, тем полезнее это задание для группы.

Порядок реализации: учитель предлагает записать несколько незаконченных предложений в вопросительной форме.

  • Я хотел бы знать, верно ли..?
  • Я спрашиваю себя, как..?
  • Я думаю о том..?
  • Больше всего меня занимает мысль..?

На поставленные вопросы группа может найти ответы к следующему семинару.

Отечественные ученые С. В. Кондратьева, Б. П . Ковалев предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения: 1. Социально-перцептивная рефлексия , предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.  2. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие (

Отечественные ученые С. В. Кондратьева, Б. П . Ковалев предлагают виды рефлексии в процессах педагогического общения:

1. Социально-перцептивная рефлексия , предметом которой является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.

2. Коммуникативная рефлексия заключается в осознании субъектом того, как его воспринимают, оценивают, относятся к нему другие ("Я – глазами других").

3. Личностная рефлексия – осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.

Какие существуют формы рефлексии? Ситуативная рефлексия  выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия

Какие существуют формы рефлексии?

Ситуативная рефлексия  выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь".

Ретроспективная рефлексия  служит для анализа и оценки уже выполненной деятельности, событий, имевших место в прошлом. Рефлексивная работа направлена на более полное осознание, понимание и структурирование полученного в прошлом опыта, затрагиваются предпосылки, мотивы, условия, этапы и результаты деятельности или ее отдельные этапы. Эта форма может служить для выявления возможных ошибок, искать причины собственных неудач и успехов.

Какие существуют формы рефлексии? Перспективная рефлексия   включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.   Рефлексия в области самосознания – это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензитивной способности человека. Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком.

Какие существуют формы рефлексии?

Перспективная рефлексия   включает в себя размышление о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов, конструируемых на будущее.

Рефлексия в области самосознания – это такая форма рефлексии, которая непосредственно сказывается на сформированности сензитивной способности человека.

Рефлексия образа действия – это анализ технологий, которые применяет личность для достижения тех или иных целей. Рефлексия образа действия ответственна за правильное использование тех принципов действий, с которыми человек уже знаком.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.  Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) Солнышко. Закончи предложение: «Мое настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)

Солнышко.

Закончи предложение: «Мое настроение похоже на:

  • солнышко;
  • солнышко с тучкой;
  • тучку;
  • тучку с дождиком;
  • тучку с молнией.
Рефлексия содержания учебного материала.  Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения , тезиса, подбора афоризма . Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей» , оценки «приращения» знаний и достижения целей ( высказывания «Я не знал… - теперь я знаю…» ); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием скинвейна , который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Рефлексия содержания учебного материала.

Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения , тезиса, подбора афоризма . Рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей» , оценки «приращения» знаний и достижения целей ( высказывания «Я не знал… - теперь я знаю…» ); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием скинвейна , который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Я выбрал эти задания на уроке, потому что: Они мне нравятся больше остальных; Я чувствую, что справляюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями; Они легче остальных заданий; Затрудняюсь ответить.

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • Они мне нравятся больше остальных;
  • Я чувствую, что справляюсь с ними пока хуже, чем с другими заданиями;
  • Они легче остальных заданий;
  • Затрудняюсь ответить.
Итоги в конце урока: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… Я научился… У меня получалось… Я смог… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…

Итоги в конце урока:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получалось…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось…
Оценка урока: Привлек меня тем… Показался интересным… Взволновал… Заставил задумываться… Навел на размышления… Что на вас произвело наибольшее впечатление? Пригодятся ли знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни? Что нового вы узнали на уроке? Что вы считаете нужным запомнить?

Оценка урока:

  • Привлек меня тем…
  • Показался интересным…
  • Взволновал…
  • Заставил задумываться…
  • Навел на размышления…
  • Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  • Пригодятся ли знания, приобретенные на этом уроке, в дальнейшей жизни?
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Что вы считаете нужным запомнить?
Рефлексия деятельности.  Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Рефлексия деятельности.

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, когда преследуется цель осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных, и в конце урока – для оценки активности каждого ученика и эффективности его деятельности на разных этапах урока. При использовании данного вида рефлексии предполагается рост мотивации учения и развитие умения определять степень достижения цели. Учащиеся выходят на более высокий уровень осмысления способов и приемов своей работы, проявляют умение работать в разных режимах (индивидуальном, коллективном, групповом).

Прием «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока, обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнала… Мне было интересно… Мне было трудно… Я научилась… Я смогу… Я попробую…

Прием «Рефлексивный экран» используется для подведения итогов урока, обсуждения того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнала…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я научилась…

Я смогу…

Я попробую…

«Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок для меня показался За урок я Мое настроение

«Анкета». Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

  • На уроке я работал
  • Своей работой на уроке я
  • Урок для меня показался
  • За урок я
  • Мое настроение
«Оценочный лист». Выполнил ли я то, что задумал?  Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?  Все ли получилось так, как я задумывал?  Что было сделано хорошо?  Что было сделано плохо?  Что было легко, а что оказалось неожиданно трудно?  Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

«Оценочный лист».

Выполнил ли я то, что задумал?

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

Все ли получилось так, как я задумывал?

Что было сделано хорошо?

Что было сделано плохо?

Что было легко, а что оказалось неожиданно трудно?

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?

Что такое педагогическая рефлексия и профессиональная рефлексия? Представляется важным отметить несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности:  во-первых , рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;   во-вторых , на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;   в-третьих , рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;   в-четвертых , она является одним из основных механизмов развития самой деятельности.

Что такое педагогическая рефлексия и профессиональная рефлексия?

Представляется важным отметить несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии в профессиональной деятельности:

во-первых , рефлексия необходима при освоении профессиональной деятельности;

во-вторых , на ее основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения;

в-третьих , рефлексия необходима при изменении условий профессионально-образовательной деятельности;

в-четвертых , она является одним из основных механизмов развития самой деятельности.

А. А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика. Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это, как сказал Д.Дьюи,

А. А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.

Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог.

Это, как сказал Д.Дьюи, "вечный ученик своей профессии" с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

Каковы функции рефлексии? В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:  проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса); организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности); коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса); смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия); мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат); коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Каковы функции рефлексии?

В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:

  • проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
  • организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
  • коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
  • смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
  • мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
  • коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Что понимают под рефлексивной способностью? Под рефлексивной способностью понимается способность осуществлять субъектом (индивидуальным, групповым или даже институциональным) рефлексию по отношению к различным видам и областям собственной активности. Другими словами, это способность придавать качество рефлексивности любому процессу и функциональной структуре

Что понимают под рефлексивной способностью?

Под рефлексивной способностью понимается способность осуществлять субъектом (индивидуальным, групповым или даже институциональным) рефлексию по отношению к различным видам и областям собственной активности.

Другими словами, это способность придавать качество рефлексивности любому процессу и функциональной структуре

Что понимают под рефлексивной компетентностью? Рефлексивная компетентность – необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров. Это сравнительно новое понятие в рамках рефлексивной психологии, которое представляет собой сложное образование, поскольку субъект может рефлексировать по разным основаниям, соответствующим вышеперечисленным видам рефлексии. Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.

Что понимают под рефлексивной компетентностью?

Рефлексивная компетентность – необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров.

Это сравнительно новое понятие в рамках рефлексивной психологии, которое представляет собой сложное образование, поскольку субъект может рефлексировать по разным основаниям, соответствующим вышеперечисленным видам рефлексии.

Рефлексивная компетентность – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.

Что такое рефлексивная культура и как ее развивать? Рефлексивная культура характеризуется следующими признаками:  - готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; - умением обретать новые смыслы и ценности; -умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений; -умение ставить и решать неординарные практические задачи.

Что такое рефлексивная культура и как ее развивать?

Рефлексивная культура характеризуется следующими признаками:

- готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;

- умением обретать новые смыслы и ценности;

-умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений;

-умение ставить и решать неординарные практические задачи.

Для того, чтобы развивать рефлексивную культуру следует:  -развивать у учащихся умение «приостановить» собственную деятельность и «встать» над собственной деятельностью;  -развивать умение выделять главные моменты своей и чужой деятельности как целого;  -развивать умение объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

Для того, чтобы развивать рефлексивную культуру следует:

-развивать у учащихся умение «приостановить» собственную деятельность и «встать» над собственной деятельностью;

-развивать умение выделять главные моменты своей и чужой деятельности как целого;

-развивать умение объективировать деятельности, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем.

Что понимают под рефлексивными умениями? Структура деятельности Рефлексивные умения  Цель деятельности Оценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности  Способы  деятельности Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий  Результат деятельности Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность

Что понимают под рефлексивными умениями?

Структура деятельности

Рефлексивные умения

Цель деятельности

Оценить требования к идеалу (норме) с аксиологических позиций; оценить поставленную цель на основе диагноза – анализа – прогноза; корректировать цель в соответствии с ценностными требованиями к деятельности

Способы деятельности

Оценить логические пути деятельности; оценить логические возможности деятельности; проявить готовность к пересмотру своих действий

Результат деятельности

Оценить эффективность своей деятельности; прогнозировать конечный результат своей деятельности; оценить значимость продукта деятельности, исходя из внутренних и внешних критериев качества; принять ответственность за свою деятельность

Каковы условия развития педагогической рефлексии? Для развития педагогической рефлексии важным представляется определение педагогических условий: Первым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Специально организованная рефлексивная деятельность педагога. Вторым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Наличие рефлексивной среды.  Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов.

Каковы условия развития педагогической рефлексии?

Для развития педагогической рефлексии важным представляется определение педагогических условий:

Первым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Специально организованная рефлексивная деятельность педагога.

Вторым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является Наличие рефлексивной среды. 

Рефлексивная среда – это некая система условий развития личности, открывающая перед ней возможность самоисследования и самокоррекции социально-психологических и профессиональных ресурсов.

Каковы условия развития педагогической рефлексии?

Третьим педагогическим условием развития педагогической рефлексии является активизация межсубъектных отношений между участниками рефлексивной деятельности

Особенность отношений в педагогическом процессе в условиях рефлексивной деятельности предполагает, что и преподаватель и обучающийся выступают субъектами деятельности, когда их общая деятельность протекает синхронно и каждый дополняет и обогащает деятельность друг друга, сохраняя своеобразие своих действий. Именно в таких взаимопереходах субъектно-объектных отношений в субъектно-субъектные отношения и заключены механизмы развития профессиональной рефлексии педагога. Межсубъектные отношения педагога и обучающегося представляют значительную ценность. Они обеспечивают сложение сил, единство действий и взаимосвязь деятельности ее участников-исполнителей. В этих условиях раскрываются как силы и возможности обучающихся, их опыт, их внутренние ресурсы, так и педагогическое мастерство преподавателя, достижение более высоких результатов.

Каковы условия развития педагогической рефлексии? Четвертым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является актуализация рефлексивности педагога. Актуализировать рефлексивность педагога – значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции.  Подобная актуализация предполагает, что благодаря рефлексии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней .   Пятым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии

Каковы условия развития педагогической рефлексии?

Четвертым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является актуализация рефлексивности педагога. Актуализировать рефлексивность педагога – значит, анализировать актуализацию потребности в пересмотре собственной профессиональной позиции.

Подобная актуализация предполагает, что благодаря рефлексии педагог выходит из поглощения самой профессией, помогает посмотреть на нее с позиции другого человека, выработать соответствующее отношение к ней, и, наконец, занять позицию вне ее, над ней для суждения о ней .

Пятым педагогическим условием развития педагогической рефлексии является использование образовательных программ по развитию профессиональной рефлексии

Для чего следует использовать в педагогической деятельности технологии организации рефлексивной деятельности? Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность .

Для чего следует использовать в педагогической деятельности технологии организации рефлексивной деятельности?

Использование технологий организации рефлексивной деятельности в педагогической деятельности позволяет преподавателю проводить: анализ и оценку деятельности учащихся с разных позиций; своей деятельности с точки зрения учащихся; определять новые направления в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность .

Каковы компоненты профессионального самосознания? Выделяют четыре основных компонента профессионального самосознания :

Каковы компоненты профессионального самосознания?

Выделяют четыре основных компонента профессионального самосознания :

Что такое рефлексивное слушание? Рефлексивное слушание – активное слушание, объективная обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Слушать рефлексивно, это значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение .

Что такое рефлексивное слушание?

Рефлексивное слушание –

активное слушание, объективная обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Слушать рефлексивно, это значит расшифровывать смысл сообщений, выяснять их реальное значение .

Техники рефлексивного слушания:   Выяснение  – состоит в деятельности по уточнению смысла каких-либо высказываний либо всего сообщения в целом. Это позволяет получить дополнительную информацию по неясным вопросам, улучшить первоначальное сообщение, т.к. показывает автору, что он выражает свои мысли неточно. Типовыми фразами и вопросами являются:

Техники рефлексивного слушания:

Выяснение  – состоит в деятельности по уточнению смысла каких-либо высказываний либо всего сообщения в целом. Это позволяет получить дополнительную информацию по неясным вопросам, улучшить первоначальное сообщение, т.к. показывает автору, что он выражает свои мысли неточно. Типовыми фразами и вопросами являются: "Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду!", "Повторите, пожалуйста, эту часть!", "Я не понял", "Не объясните ли Вы это еще раз?".

Перефразирование   – формулирование той же мысли другими словами. В данном случае слушающий для проверки понимания смысла и идеи сообщения пытается выразить мысль автора, используя свои слова, термины, выражения. Это позволяет получить подтверждение правильности понимания и дает возможность автору внести коррективы в сообщение. Типовыми словами являются: "Правильно ли я понял, что …", "Как я понял Вас …", "По Вашему мнению …", "Другими словами, Вы говорите …", "Вы считаете, что …".

Техники рефлексивного слушания:   Отражение чувств  – состоит в адекватном восприятии и озвучивании слушающим чувств, эмоционального состояния говорящего. Диалог зависит не столько от содержания информации, сколько от чувств, установок, эмоциональной реакции. Для рефлексивного отражения чувств можно использовать следующие фразы:

Техники рефлексивного слушания:

Отражение чувств  – состоит в адекватном восприятии и озвучивании слушающим чувств, эмоционального состояния говорящего. Диалог зависит не столько от содержания информации, сколько от чувств, установок, эмоциональной реакции. Для рефлексивного отражения чувств можно использовать следующие фразы: "Мне кажется, что Вы чувствуете …", "Вы несколько расстроены …", "Мне знакомы Ваши ощущения …", "Я чувствую, что Вы …".

Резюмирование   – подведение итога, смысла сообщенного говорящим. Резюмирование помогает соединить фрагменты беседы в единое смысловое целое. Это помогает слушающему убедиться в правильности и точности понимания, а говорящему оценить, насколько хорошо ему удалось передать свою мысль. Типовыми формулировками могут быть следующие: "Основными выводами, с Вашей точки зрения, являются …", "Можно ли сказать, что смысл Вашей речи состоит …", "Если подытожить сказанное Вами, то …", "Правильно ли я понял, что Вашими основными идеями являются …".