СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая технология "Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С самого раннего возраста все дети любят играть в игры, в игре ребёнок развивается, размышляет, решает различного рода задачи, формируется представление об окружающем мире.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая технология "Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"»



Педагогическая технология

«Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»







Воспитатель : Осипенко Е. А.













Дидактическая игра у детей дошкольного возраста входит в систему здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности педагогов, становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.


Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры. Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности, а также способствует развитию логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.

Для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии творческих способностей у воспитанников мною был разработан план работы по развитию речи детей, были приобретены игры и оформлены картотеки игр, альбомы для рассматривания. А также проводится активная работа с родителями. Всё это способствует полноценному развитию детей.

В процессе работы использую разнообразные методы обучения: практические, игровые, наглядные, словесные. Но приоритетное место отвожу методам дидактической игры.

В своей деятельности использую следующие виды дидактических игр:

- Настольно-печатные игры

- Предметные дидактические игры по развитию речи

- Словесные дидактические игры

Работа с детьми проводится по разработанному плану, игры включены в занятия по развитию речи, в совместную деятельность, используют на прогулке. Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.

В процессе педагогической деятельности я знакомлю детей с новой игрой, стараюсь доходчиво донести до понимания моих воспитанников ее (игры) правила. В начале игры я наблюдаю, как дети усвоили правила и напоминаю, что если они не будут выполняться, игра прервется.

Объяснение правил в разных возрастных группах я провожу по-разному.

Детям младшей группы я объясняю пра­вила в процессе самой игры. Например, в игре «Коза ро­гатая», рассмотрев с детьми картинку с изображением козы, я говорю: «Я буду козой, а вы — малыми ребята­ми». Прочитав стихотворение, после слов «забодает» я предлагаю: «Убегайте скорее, а то вас коза забодает!» Малыши убегают.

Детям младшей группы, которые уже могут запоминать правила, я разъясняю правила до игры. Например, предло­жив детям игру «Воробушки и автомобиль», я заранее объясняю, по моему сигналу они должны делать (прыгать, убегать, садиться в гнездышки). В процессе игры я слежу за тем, чтобы правила выполнялись всеми.

Работая во второй младшей группе в течение года, я провожу работу по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, провожу подготовительную работу по обучению рассказыванию. Особое внимание уделяю на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи.

Занятия по развитию речи провожу раз в неделю (26 занятий в год). На каждом занятии, как правило, состоящем из двух-трех частей, решаю несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетаю со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.

Занятия на месяц планирую в определенной последовательности: 1-е занятие – по развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи; 2-е занятие – по обогащению словаря, обучению связной речи, воспитанию звуковой культуры речи; 3-е занятие – по формированию грамматических навыков, развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи.

Последнее занятие месяца посвящаю повторению и закреплению пройденного материала.

В рамках ФГОС требуется приучать детей правильно называть предметы обстановки, вещи личного обихода, качество предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус и т.д.).

С детьми младшей группы я провожу дидактическую игру «Узнай на вкус». На столе раскладываю разделенные на дольки апельсины, лимоны, мандарины, яблоки. К столу вызываю ребенка. По моей просьбе он закрывает глаза, а в это время я кладу ему в ротик ломтик фрукта (соблюдая все гигиенические требования). Ребенок должен на вкус определить и назвать этот фрукт. Для того чтобы игра проходила интересно, можно сразу вызвать к столу 3-4 детей. Остальные дети группы внимательно наблюдают, правильно ли играющий определит этот фрукт на вкус. Так же можно провести игру «Узнай на вкус» с вареными овощами и с теми, которые можно есть сырыми.

В игре «На птичьем дворе» я закрепляю знания детей о том, как кри­чат домашние птицы и животные, воспитываю правильное звукопроизношение. Я раздаю детям раздаются картинки, на которых нарисовано несколько домашних птиц и животных, показываю карточку с изображением животного, например коровы, спрашиваю, как мычит корова или как кричит петух. Тот, у кого на карте имеется изображение данного животного или птицы, подражает их голосу и получает карточку. Выигрывает тот, кто первым закроет всю карту.

Работая в младшей группе я ставлю следующие педагогические цели: обучение навыку правильного произношения согласных (р, ш, ц, в, ж) интегрированные в словах и развития речи у малышей в детском саду; обучение навыку правильно выражать свои мысли в простых и более сложных предложениях; использование накопленных знаний в новых ситуациях.

На данном этапе я использую такие дидактические игры как :

«Наши игрушки», в ходе которой формирую навык правильного произношения названия некоторых игрушек из группы; навык оставления грамматически правильных сформулированных предложений; навык выполнение определенных игровых действий, специфических для конкретной игрушки.

«Что это и где это используется?» в ходе которой формирую навык называть окружающие предметы или предметы, изображенные на рисунках; создать простые предложения с названным словом; указать полезность данного объекта.

С целью закрепления знаний об овощах и фруктах также провожу дидактические игры «Кубики» с нарисованными на них овощами и фруктами, «Растет, цветет и зреет», «Сбор грибов» и др. В «Игре с листьями» дети различают листья по форме и цвету. Я раздаю детям листья и говорю: «Кому я дам маленький лист, тот будет называться маленьким листом, а кому дам большой – большим листом». Через несколько минут зову: «Маленькие листики ко мне». Дети с маленькими листьями подбегают ко мне и образуют кружок. Затем я таким же образом собираю детей с большими листьями. «А теперь я сплету веночек». Дети образуют один общий круг, а я пою соответствующую песенку. При повторении игры дети обмениваются листьями.

В игре «Малыши» дети составляют из кубиков детеныша какого-либо животного (поросенка, жеребенка, котенка) и называют его. С целью усложнения дидактической задачи в игре «Малыши» играющим раздаются по две карточки, например с петухом и кошкой. Чтобы подобрать парную, ребенок одну карточку отдает своему соседу справа, а другую получает от соседа слева до тех пор, пока у него в руках не окажутся парные картинки (два петуха).

Многие методические пособия для дидактических игр были выполнены своими руками. Особенно детям нравится «Волшебная коробочка», созданная для развития мелкой моторики руки.

Также был создан цикл игр-путешествий «Путешествие на волшебную полянку» (в содержание вношу что-то новое и более сложное, повторяя игры в разнообразных вариантах, с постепенным их усложнением). Детям очень нравится самим отгадывать загадки, находить правильное решение задачи. В играх детей важное место занимает соревнование. У детей этого возраста появляется желание пока­зать свои умения, сообразительность, что я реализую в различных соревнованиях, путешествиях. При проведении путешествий использую задания:

  • «Составь фигуру»;

  • «Отгадай и назови»;

  • «Какой по счету?» и т.д.

При организации деятельности по развитию речи провожу игры для активизации словаря, формирования грамматического строя речи:

  • «Новоселье куклы»;

  • «Магазин»;

  • «Чья одежда»;

  • «Мой дом»;

  • «Что сначала, что потом»;

  • «Звезды на небе» и др.

.Для изучения и закрепления математических понятий, для ознакомления с объектами живой и неживой природы и развития мелкой моторики нам служит «Цветик-Семицветик».

Оформлен уголок с различными дидактическими играми по мелкой моторике, которые используются детьми в различных режимных моментах:

  • «Волшебные шнурочки»;

  • «Найди пару» (на развитие слуха);

  • «Собери бусы»;

  • «Спрячь колобка»;

  • «Чудесный мешочек» и др.

Для развития слухового восприятия, внимания использую такие дидактические игры:

  • «Угадай кто позвал?»;

  • «Кто разбудил Мишутку?»;

  • «Звуковые загадки».

Так же в работе использую и настольные игры:

  • «Что к чему?»;

  • «Парные картинки»;

  • различные лото по лексическим темам «Животные», «Птицы», «Одежда», «Сказочные герои» , «Фрукты- овощи» и т.д.;

  • домино «Фрукты»

Детям очень нравится самим отгадывать загадки, находить правильное решение задачи. В играх детей важное место занимает соревнование. У детей этого возраста появляется желание пока­зать свои умения, сообразительность, что я реализую в различных соревнованиях, путешествиях. При проведении путешествий использую задания:

  • «Составь фигуру»;

  • «Превращения»;

  • «Какой по счету?»;

  • «Какая цифра потерялась?» и т.д.


Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.

Для этого мною были разработаны консультации, памятки для родителей, были проведены тематические родительские собрания: "Игры и упражнения по развитию речи детей 3-го года жизни", "Развитие речи младших дошкольников" "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста", "Дидактическая игра и развитие речи детей" и др. Собрания стараюсь проводить в игровой форме, чтобы родители немного почувствовали себя детьми, отключились от повседневных забот. А самое главное научились сами играть и могли научить играть своих детей.

В индивидуальной беседе стараюсь тактично и ненавязчиво объяснить родителям, дети которых нуждаются в помощи специалистов, всю серьезность положения. Ведь многие родители считают, что ребенок заговорит сам, без чьей либо помощи, но это заблуждение. Часто советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин, можно поиграть в словесные игры. Многие родители прислушиваются к советам и когда виден результат, говорят спасибо.