ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРЁМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
«Открытые уроки для родителей»
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями.»
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого ни секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а поэтому мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству. Возникает необходимость в создании взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи.
Множество исследований указывает на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья, если их родители принимают активное участие в учёбе и школьной жизни своих детей. Подобное участие также демонстрирует ребёнку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учёба в школе является позитивным и важным занятием.
Сегодня родителям предоставлена масса возможностей непосредственно познакомиться и узнать больше о школьной жизни ребёнка: это и родительские собрания, беседы, консультации и с учителем, и со школьным психологом, анкетирование, посещение и совместное участие во внешкольных и внеклассных мероприятиях.
В настоящее время педагоги используют весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьёй и ищут новые нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.
Что пытаюсь делать и я. И одним из видов такого взаимодействия является посещение родителями уроков в классе, где учится их ребёнок. Разумеется это не свободное посещение, а заранее спланированное мероприятие.
Для того, чтобы родители могли лучше понять возможности детей, требования к ним, провожу открытые уроки для родителей, в так называемый день « Открытых дверей.»
Для начальной школы это хорошая практика. Родители могут ознакомиться с ходом занятия, его содержанием, требованиями учителя; оценить работоспособность своего ребёнка, его активность на занятиях; понять место своего ребёнка в коллективе; сравнить объём его знаний с требованиями государственного образовательного стандарта, объёмом знаний других обучающихся; убедиться в объективности выставления ребёнку оценок.
Такие посещения открытых уроков родителями, помогают им увидеть своего ребёнка с новой для них стороны, порадоваться за его успехи на конкретном уроке. И наконец, ученики на присутствие родителей на уроке реагируют большей собранностью, ответственностью.
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе, и в начальной в том числе.
Есть папы и мамы, которые слишком сильно беспокоятся о своём ребёнке в связи с поступлением в образовательное учреждение. Чаще всего такими тревожными бывают родители первоклассников, дети которых только начинают привыкать к школе и учителю. Им интересно, как ребёнок вёл себя в школе, сколько раз ответил на уроке, поднимал ли руку, с кем общался на переменах. Такой интерес оправдан. Поэтому родители первоклассников всегда с большим удовольствием откликаются предложения посетить открытые уроки.
Хочу заметить, что присутствовать на уроке не так-то просто. Не все родители могут выдержать и не вмешаться в урок, чтобы не начать подсказывать ребёнку. Для некоторых пап или мам такое «невмешательство» - большое испытание. Им кажется, что их ребёнок на уроке плохо себя ведёт, на редкость непонятлив, говорит преподавателю всякие не относящиеся к уроку глупости.
Поэтому, на родительском собрании перед проведением « Дня открытых дверей» объясняю родителям, какие уроки они смогут посмотреть, какую цель я ставлю на каждом из представленных уроков и прошу, конечно же, не вмешиваться в ход проведения урока. Для того, чтобы избежать возможной психологической нагрузки со стороны детей и родителей провожу только два открытых урока, а также чтобы родители могли понаблюдать за поведением своих детей на перемене.
К этому дню тщательно готовлюсь. Уроки строю так, чтобы родители поняли, чему мы научились. Наблюдение за детьми во время уроков позволило родителям понять, на что следует обратить особое внимание.
К таким урокам с большим удовольствием готовятся и дети. В первом классе моим ученикам очень нравилось заучивать и проговаривать на уроках различные стихотворные речёвки, считалки, приветствия, что непосредственно положительно влияло на эмоциональный фон урока.
К открытым урокам для родителей мы тоже выучили такой стишок:
Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок.
Дружно руки поднимаем,
На вопросы отвечаем.
А родители сидят
И внимательно глядят.
Вместе с нами учатся,
Значит всё получится.