Педагогический проект по экологическому воспитанию детей
«Неделя экологии»
Автор проекта: педагог-психолог
Захарова Татьяна Алексеевна
2024 г.
Актуальность:
Экология - это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.
Человек близко взаимодействует с животными, растениями, природой и природными явлениями, что является частью экологии и очень важно научить детей взаимодействовать со всем этим, не нанося вред природе и не пострадав самим.
От каждого человека зависит экологическое состояние нашей планеты и легче всего начинать приучаться к бережному отношению ко всему окружающему именно в детском возрасте. Элементарные правила поведения, с которых можно начать изучение, перерастут в глубокие познания и убежденности об уникальности нашей планеты и необходимости ее оберегать, что в будущем станет неотъемлемой частью поведения каждого воспитанника.
Цель:
Создание условий для воспитания экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру через разнообразные виды деятельности детей с педагогами и родителями.
Задачи:
1. Расширить и углубить знания детей о природе;
2. Систематизировать знания детей о взаимодействии человека с окружающей средой;
3. Сформировать у детей знания о значении природы для человека, ее значимости и необходимости каждому живому существу;
4. Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к природе. Привить бережное отношение к окружающей среде.
Этапы реализации:
1 этап: подготовительный
Изучение литературы по теме проекта;
Изучение уровня сформированности у участников проекта знаний об экологии;
Подбор литературы, иллюстраций и материалов по теме реализуемого проекта;
Информирование и привлечение внимания родителей к участию в проекте;
Создание атрибутов и пособий необходимых для реализации мероприятий в рамках проекта;
Разработка и составление перспективного плана реализации проекта.
Создание памяток, листовок для родителей.
2 этап: основной
Проведение игр, бесед и занятий с детьми;
Проведения консультаций и совместного развлечения родителей с детьми.
Оформление (пополнение) уголков экологии в группах.
Выполнение совместных работ родителей и детей в технике «аппликация», «лепка», «рисование карандашом» и т.д
3 этап: заключительный
Создание банка игр по экологии для групп;
Проведение выставки работ по теме «Экология»;
Обработка результатов анкетирования родителей;
Сроки проведения: краткосрочный проект 2 недели. Одна неделя – подготовка к проведению, сбор материала и подведение итогов. Вторая неделя – непосредственные мероприятия по перспективному плану.
Возрастная категория: воспитанники старшей и подготовительной к школе групп.
Предполагаемые результаты:
Заинтересованность детей в изучении мира вокруг себя;
Сформированность у детей гуманистической направленности поведения в окружающих природных условиях;
Сформированность у родителей знания о необходимости изучения их детьми экологии и активное включение в совместные с детьми мероприятия;
Активизация совместной деятельности родителей и сотрудников ДОУ по обучению детей экологии;
Повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ по расширению экологических знаний у детей.
Практическая значимость:
Данный проект направлен на изучение дошкольниками самых первых, но необходимых правил взаимодействия человека с природой и всем, что нас окружает. Значимым результатом проекта является умение детей вести себя в той или иной ситуации связанной с природой и ее явлениями. Понимание, что природа – это уникальная экосистема, которая нуждается в бережном отношении и защите. Действия человека могут нанести непоправимый вред природе. Несоблюдение правил несет угрозу не только для самой природы, но и для человека. Понимание ребенком всей серьезности и ответственного отношения во взаимодействии – «Я и мир вокруг меня» - является значимым результатом проекта.
Перспективный план:
Сроки реализации | Мероприятия | Задачи | Участники |
1 день «Что такое экология?» | Родительское собрание «Экология для детей. А зачем это нужно сейчас?» Анкетирование родителей «Экология и дети». | Привлечь внимания родителей к необходимости обучения детей правилам взаимодействия с окружающим миром; Формировать у родителей чувства ответственности за жизнь и здоровье ребенка при взаимодействии с природными стихиями и явлениями. | Педагог-психолог, родители, воспитатели. |
Просмотр мультипликационных фильмов «Друзья леса», «Планета Земля». Игра «Изобрази» (звук ветра, гул воды и т.д. или животных леса) Беседа «О нашей планете…» СРИ «Экологический патруль» Аппликации по теме «Наша планета» | Привить интерес к изучению экологии, через просмотр мультипликационных произведений. Воспитывать интерес к изучению экологии Закрепить полученные знания через художественную-эстетическую деятельность. | Педагог-психолог, воспитатели, дети. |
День Воды «Мой друг - вода» | Просмотр мультипликационного фильма «Капля воды». ДИ «Зачем нам вода?» ДИ «Где есть вода?» ДИ «Путешествие капельки» СРИ «Путешествие в подводный мир» Экспериментирование «Загрязнение и очищение воды». «Агрегатные состояния воды» | Углубить и систематизировать знания детей о воде; Сформировать у детей представление о важности воды для человека; Познакомить с проблемами загрязнения воды и к каким последствиям это приводит. | Педагог-психолог, воспитатели, дети. |
День Воздуха «Невидимый друг вокруг нас» | Беседа «Для чего нам нужен воздух?» ДИ «Чистый воздух» ДИ «Как спасти то, чего не видишь» ПИ «Ветерок-ураган» Экспериментирование с воздухом | Углубить и систематизировать знания детей о воздухе; Сформировать представление о важности воздуха для человека; Познакомить детей с проблемой загрязнения воздуха и необходимости его очищения. | Педагог-психолог, воспитатели, дети. |
День Земли «Что у нас под ногами?» | Беседа «Почва – живая земля» Беседа «Сокровищница земли Новосибирской» Изучение пород земли ДИ «Геологи» Сюжетные картинки «Что дает нам Земля?» СИ «Что будет если?» Экспериментирование с землей | Познакомить детей с понятиями «земля» и «почва»; Привлечь внимание к изучению разных пород почвы; Обобщить знания детей о ресурсах, которые дает нам почва; Привлечь внимание детей к необходимости бережного отношения к земле. | Педагог-психолог, воспитатели, дети. |
День Птиц и Животных «Я в лесу и на поляне. Не боюсь и не пугаю» | Изучение красной книги. Страницы про птиц и животных. ДИ «Я кормлю животных» ДИ «Кто где живет? Что где растет?» ДИ «Пищевые цепочки на лугу» ПИ «Птица без гнезда» Рисование по теме «Птицы и их дом» | Познакомить детей с многообразием животного мира; Обобщить знания детей о пользе животных и птиц для человека и природы; Обобщить правила поведения на природе. | Педагог-психолог, воспитатели, дети. |
День Растений «Соседи вокруг нас» | Изучение красной книги. Страницы с растениями. Беседа «Для чего в лесу деревья и растения» ДИ «Почему нельзя рубить деревья и срывать растения» ПИ «Найди свой дом» ДИ «Покажи листик» ДИ «С чем нельзя ходить в лес» Рисование по теме «Лес живой» | Познакомит с разнообразием растений на нашей планете; Сформировать представление о важности растений для людей и животных; Обобщить и закрепить правила поведения на природе. | Педагог-психолог, воспитатели, дети. |
«Я все знаю о природе» | Совместное мероприятие родителей и детей. Экологический квест «Моя семья и природа». | Расширить представления детей о правилах поведения на природе; Закрепить умение детей применять полученные знание в игре и инсценировке; Привлечь внимание родителей к важности экологического воспитания детей | Педагог-психолог, инструктор по ФК, родители, дети. |
Групповой плакат «Мы защитники природы» | Обобщить и закрепить полученные знания детей об экологии Развитие творческих способностей | Воспитатели, дети |
Итоговое анкетирование родителей «Экология нужна?» | Подведение итогов недели экологии Оценка результативности проведенных мероприятий родителями | Педагог-психолог, родители |
Перспективы развития проекта:
Подбор методических материалов для разных возрастов, с целью охвата всех возрастных категорий детей в ДОУ;
Включение в планирование работы ДОУ «недели экологии»;
Разработка заданий и занятий, на более углубленное и продолжительное по времени изучения экологии;
Создание методически пособий – лэпбуков, листовок, картотек и т.д.
Создание уголков природы в группах и создание общесадиковского живого уголка.
Список литературы:
1. С.Н. Николаева. Комплексные занятия по экологии.
2. А.И. Иванова. Живая Экология.
3. А.А. Щербанева. Занимательная Экология.
4. Л.Б. Фесюкова, О.О, Григорьева. Уроки экологии. Беседы по картинкам.
5. О.А. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду.
6. Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.
7. С.Н. Николаева. Юный эколог.