СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический проект по развитию культуры речи у младших школьников

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект по развитию культуры речи у младших школьников»

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Паспорт проекта

Полное название проекта

Педагогический проект по учебно-воспитательной работе «Развитие речевой культуры у младших школьников»

Автор проекта

Яровая Елена Сергеевна

Объект проекта

Учебно-воспитательный процесс

Тип проекта

Информационно-исследовательский, практико-ориентированный, групповой, долгосрочный

Срок реализации

1 год

Исполнители и участники проекта

учащиеся

педагоги

родители учащихся школы

Инновационные технологии

Проблемно-исследовательские

личностно-ориентированные

игровые

проектные

интегрированные

Сроки и этапы реализации проекта

Июнь 2020г. – июнь 2021г.

I этап – организационно-подготовительный (июнь-август 2020 года).

Этап включает в себя обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задачи проекта, подбор и изучение методической литературы, учебно-методических пособий, разработка концепции проекта в целом.

II этап – реализация проекта (сентябрь 2020г. – май 2021г.)

Комплексная работа по исследовательскому и практическому воплощению мероприятий проекта.

III этап – заключительный (июнь 2021 года).

Рефлексия, подведение итогов, анализ деятельности, применение критериев эффективности реализации проекта, оформление результатов. Сопоставление результатов с прогнозируемыми, определение перспектив на будущее.

Проектный продукт

Методические разработки, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, презентации, проекты

Контроль за исполнением

Результаты контроля проявляются в открытых уроках, внеклассных мероприятиях, размещении материалов на сайте школы














  1. Обоснование необходимости проекта


Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократ


XXI век - время глобальных изменений в жизни общества, в том числе в языке, так как язык – это то, без чего не может существовать ни одно человеческое общество.

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, слыша прохожих, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгаризмов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п. Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”.

Боевики, детективы, кровь, насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» и «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с этим надо бороться, но не с установлением табу, а с поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать истинный вкус и назначение. Несомненно, процесс этот длительный и кропотливый, требующий определённой организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

Надо научить ребят пользоваться родным русским словом, понять и почувствовать его, стремиться развивать свою речь, совершенствовать своё речевое творчество.

Культура речи – это владение языковыми нормами в произношении, ударении, словоупотреблении, умении строить текст, а также умении пользоваться выразительными свойствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи. Уметь выражать свои мысли четко и ясно, с соблюдением всех правил произношения, грамматики, лексики, означает быть хорошо понятым всеми, кто говорит на русском языке.

Культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку на базе хотя бы элементарных языковедческих знаний. В начальном звене школы работа по культуре речи должна быть направлена не столько на сообщение определенных знаний, сколько на развитие языкового чувства детей, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта.


II. Цели и задачи проекта


Цель проекта

Сохранение русского языка как части духовной культуры русскоговорящего населения; создание среды для повышения уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся, их родителей, педагогов.


Задачи проекта:

  • - изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка;

  • - сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;

  • - сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;

  • - способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение участников проекта работать в команде;

  • - привлечь к сотрудничеству в реализации проекта учащихся школ района, учреждения культуры и общественность.


III. Участники проекта

  1. Администрация

  2. Учащиеся 3-4 классов

  3. Педагоги

  4. Родители


IV. Рабочий план реализации проекта


1. Этапы и сроки реализации Проекта:

Сроки реализации проекта: июнь 2020 – июнь 2021 г.


  1. Проектно-организационный этап – подготовка условий для создания развития культуры речи младших школьников, (2020, июнь-август)

Задачи этапа

Содержание деятельности

Документ по работе

Осуществление общего контроля и руководства, проведение организационных, методических, кадровых, и др.мероприятий по организации развития культуры речи в начальной школе; изучение нормативной базы, анализ материально-технических, педагогических условий реализации Проекта

Подборка дидактического материала для исследования уровня владения нормами русского языка, речевым этикетом учащимися и учителями.


Анкеты. Опросники

Методический, дидактический материал для исследования уровня владения нормами русского языка учащимися и учителями.



  1. Поисково-исследовательский этап (2020, сентябрь- декабрь )

1.Исследование уровня грамотности учащихся, учителей, родителей школы.


2. Анализ влияния СМИ и компьютерных технологий на повышение или понижение уровня грамотности участников проекта, уровень речевой культуры.

1.« Как правильно по-русски?» (анкетирование, опросы, интервью, задания языкового характера, задания по культуре речи)

2. Исследование «Жаргонизмы в речи школьников».

3.Мини - исследование «Ошибки в речи пользователей информационной сети: SMS- сообщения, электронная переписка».

4. Лингвистическое исследование «Средства массовой информации. Работа над ошибками».

Таблицы. Диаграммы.

Образцы заданий.

Протоколы обработки анкет.




Творческие и исследовательские работы. Мини-проекты



3. Практический этап (2021, январь- май)

1. Повышение интереса к русскому языку.



2. Повышение речевой, коммуникативной культуры учащихся и педагогов.

1.Выпуск «информационных страничек» (на сайте учебного заведения).

2. Разработка и проведение интеллектуальных лингвистических марафонов, игр, турниров для учащихся.

3.Проведение факультативных занятий основ журналистики, направленных на повышение культуры речи

4.Организация встреч – соревнований.

5. Организация и проведение «информационных минуток» на педсоветах, совещаниях коллектива (работа над орфоэпическими, грамматическими и др. нормами, педагогической этикой и этикетом).

6. Проведение открытых занятий (уроки, внеклассные мероприятия).

Материал



Сценарии.

Медиаресурсы.



Разработки занятий.














Фотоматериалы. Видеоматериалы

(на сайт учебного заведения, отдела образования).


4. Заключительный (аналитический) этап (2021, июнь).

1. Обработка, анализ и систематизация полученной информации.

2.Разработка проекта деятельности (на следующий учебный год) по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

1. Анализ и оформление результатов исследовательской деятельности.

4.Составление плана мероприятий по повышению уровня речевой и коммуникативной культуры учащихся и педагогов на основе полученных результатов.

Буклеты по теме проекта.

Видеоресурсы.

Дидактические материалы по исследуемой теме.

План мероприятий.


2. Формы и методы работы в рамках Проекта:

- методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся;

- методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности;

- методы организации взаимодействия учащихся между собой и накопления социального опыта (создание ситуаций совместных переживаний, работа в малых группах, выполнение совместной работы);

- игровые методы (создание ситуаций успеха, ситуаций творческого поиска);

- методы анализа и самоанализа, направленные на развитие самооценки личности учащимся и приобретение опыта анализа ситуации и межличностного общения.


V. Прогнозируемые результаты реализации Проекта


В результате реализации проекта ожидается:

- основные умения, которые относятся к культуре речевого поведения учащихся:

1)      Хорошая речевая (языковая) среда для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.

2)      Выход из речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся.

3)     Овладение достаточным лексическим запасом, грамматическими формами, синтаксическими конструкциями, логическими связями, активно употреблять слова, образовывать формы, строить конструкций в области речи.

- главные требования к речи учащихся:

содержательность;

логичность;

точность;

выразительность;

ясность;

правильность.

Узнав больше о правилах культуры речи, люди смогут осознать, что культурная речь облегчает контакт, достижение взаимного согласия, обеспечивает счастье семейной жизни, благоприятствует уважительному отношению друг к другу, предупреждает конфликты и скандалы, дает больше шансов завоевать дружбу и любовь близких.

Учащиеся приобретут навыки наблюдения за речью и поведением сверстников и взрослых, чтобы определить действия, ведущие к повышению уровня грамотности и речевой культуры населения.

Во время работы над проектом учащиеся научатся сформировать свою позицию по отношению к проблеме.


VI. Перспективы дальнейшего развития Проекта


Целенаправленная, тщательно спланированная и подготовленная работа по развитию культуры речи младших школьников принесет положительный эффект.

Работа в данном направлении, безусловно, будет продолжаться в дальнейшем. Коллектив нашей школы будет и дальше разрабатывать подобного рода проекты, для того, чтобы у учащихся сформировалось устойчивое уважение к родному языку, к родной речи.


VII. Управление рисками и ограничениями

1. Владение учениками навыками наблюдения, выявления причин низкой культуры речи и подведении грамотных выводов;

2. Во время анкетирования не все учащиеся и жители района могут сказать правду;

3. За короткий срок реализации проекта невозможно до конца искоренить привычку употреблять скверные слова в речи.


VIII. Заключение

«Когда исчезает народный язык, народа более нет», – утверждал К. Д. Ушинский. Блестящий знаток родного языка И. С. Тургенев завещал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык». Великий писатель как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении русского языка в силу ряда исторических причин приобрел характер безотлагательный.

Высокий уровень речевой культуры - неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь - задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложений. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Проект покажет, что важно следить за своей речью как показателем общей культуры, что употреблять иноязычные слова нужно уместно и только по необходимости, напомнит, что  использовать в речи нужно  только те слова, значение которых понимаешь.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!