Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного,
правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования
младших школьников. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов
читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности.
Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-
кладезю знаний, идей, мудрости опыта.
У нас в стране существует проблема с детским чтением. Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность. Я согласна с Н. Ф. Виноградовой в том, что для ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему учитель, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
А читаем мало и в школе и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и
полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого - ребёнку. Одна из
причин спада интереса к чтению. Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет
читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно
воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух необходимо чтение вслух, которое
является началом формирования читательского интереса у младших школьников. Роль
чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух
важно не только для дошкольников и младших школьников, но и более в старшем возрасте.
Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, нашей целью является
разработка условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию
личностного качества ребёнка: читательской самостоятельности. Задачи вы видите на экране презентации.
В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.
На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:
- занимательности, сильных эмоциональных переживаний
Одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности.
Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.
Например:
Инсценирование текста или отрывка.
Выборочное чтение (с определенным заданием).
Чтение в лицах.
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение цепочкой по абзацу.
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
В основе работы с информацией лежат приемы технологии развития критического мышления через чтение:
Я хочу вас познакомить с одним из многих приемов, которые я использую в работе.
1.Прием "Чтение с остановками"
Данный прием содержит все стадии технологии:
- 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
- 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
- 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы .
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
(Показать творческие работы учащихся к различным произведениям.)
Также в своей работе я использую и другие приемы, как:
2.Приемы графической организации учебного материала:
Прием "Цветопись"
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
(Показать работы учащихся)
3. Е.С. Антонова центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников считает организацию литературных игр и литературных праздников. Игровая деятельность остаётся одной из ведущих в младшем школьном возрасте, это неоспоримый факт.
Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды), отгадывание имен литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев и книг по описанию и т. д.
(показать карточки со сказочными героями)
Литературные игры делят следующим образом:
- дидактические игры и упражнения по развитию речи;
-игры со словами (Во многих классах есть настольная игра «Найди слово». Это хорошее подспорье в такой работе. Этой игрой можно заняться и на уроке и во внеурочное время);
-внутришкольные конкурсы чтецов и др.
4.Одной из форм по развитию интереса к чтению является я считаю - проект.
Во 2 классе у нас был проект «В гостях у сказки». Этот проект был как публичный смотр достижений учителя и учащихся за данный период обучения. На тот момент многие ученики класса умели пересказывать прочитанное, но плохо читали. Мне хотелось повысить темп и скорость чтения, их выразительность. Каждый ученик выбрал одну из изученных сказок и её представлял в чтении и в своей творческой работе. (показать творческие работы учеников в проекте).
В своей работе я стараюсь использовать и другие упражнения:
1. Речевая зарядка. Каждый урок начинать с речевой зарядки (2 – 3 минуты). Такая
зарядка способствует развитию чёткости и правильности речи. Каждая речевая
зарядка заканчивается работой над скороговоркой.
2. Чтение за диктором. В качестве диктора выступает учитель. При чтении диктор
ведёт за собой слабых учащихся, помогает выработке слитного чтения слов.
3. Чтение в парах. Хорошо читающие ученики вместе со слабыми учениками..
Задача слабых учеников – не отставать от сильных. Задача хорошо читающих –
читать как можно быстрее и выразительнее. Чтение в парах или группах
обеспечивает перспективу в чтении для слабочитающих детей.
4. Многократное чтение. Вырабатывается навык более быстрого чтения.
5. Упражнение «губы». Это упражнение необходимо для чёткого разграничения
детьми чтения « молча» и «вслух». К плотно сжатым губам по команде «читать
про себя» дети прикладывают палец левой руки к губам.
6.Упражнения над артикуляцией( чистоговорки, скороговорки, логопедические песенки, логопедические попевки)
7.Чтение по ролям.
Итак, подводя итог сказанному:
Уроки могут различаться учебными задачами, но ведущей деятельностью
учащихся неизменно остаются чтение и анализ произведения. Таким
образом, на уроках чтения, а также на внеклассном чтении решаются основные проблемы начального обучения – совершенствование навыка чтения и работы над пониманием прочитанного.
Динамика сформированности навыка чтения показала, что учащиеся адекватно
воспринимают изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздать в воображении картины жизни. Почти все дети класса укладываются по темпу чтения в контрольных срезах.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя,
проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне
данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской
книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего
определённой начитанностью, нравственно – эстетическим, художественным,
эмоциональным развитием.
2.Работа по формированию читательской самостоятельности продолжается.
3.Выявления уровня сформированности самостоятельности и уровня литературного
развития будут проводиться в конце каждой четверти.
Список используемой литературы.
Беленькая Л. И. ребёнок и книга. О читателе восьми – девяти лет. – М.: Просвещение,1969.
Воюшина М. П. Анализ художественного произведения. Начальная школа. – 1989 - №5.
Граблёва В. Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических
произведений.
Дьяченко О. М., Агеева Е. Л. – М. Просвещение, 2001.
Козырёва А. С. Виды работы над текстом на уроках чтения. Начальная школа. – 2000.№11.
Колесникова О. И. Филологические основы работы над произведением на уроках литературного чтения. Начальная школа.- 1981, №11
Кочаровская З. Д. Краткий пересказ в начальных классах. Начальная школа. – 1981, №5.
Кубасова О. В. Приём драматизации на уроках чтения. - Начальная школа. – 1985, №12.
Кубасова О. В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения. – Начальная школа. – 1991, №9.
Кудрина Г. Н. Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М.: Просвещение, 1988.
Левидов А. М. Автор – образ – читатель. - Л.: Издательство ленинградского университета, 1983.
Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.:Лайда,1994.
Липкина А. И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967.
Локалова Н. П. Почему дети не умеют читать и как сформировать у них интерес к чтению. - Начальная школа. – 2007, №12.
Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. - М.: Просвещение, 1975.