МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» 2018-2019 учебный год
Педагогический совет «Педагогическое сопровождение обучающихся 1, 5, 10 классов», ноябрь, 2018 г.
Педагогический совет
«Педагогическое сопровождение обучающихся 1, 5, 10 классов в адаптационный период»
2 ноября 2018 г.
Цель педсовета: провести анализ педагогической деятельности по созданию благоприятных условий для прохождения адаптационного периода обучающихся 1, 5, 10 классов.
Участники: коллектив учителей, педагог-библиотекарь, социальный педагог.
Повестка
Адаптация учащихся 1 класса
Адаптация учащихся 5 класса
Адаптация учащихся 10 класса
Выступления:
О результатах адаптационного периода обучающихся – выступления классных руководителей 1, 5, 10 классов (портрет класса, сравнительный анализ текущей успеваемости учащихся с успеваемостью предыдущего периода, особенности поведения и учебной деятельности детей, работа с родителями).
Работа педколлектива в группах.
О результатах входного контроля по предметам – выступления учителей-предметников 5, 10 классов с информацией о результатах работы в 1 четверти.
Социальный портрет класса – социальный педагог
Разное.
Решение педагогического совета.
План проведения педагогического совета
Вступительное слово зам. директора по УР.
Работа педколлектива в группах.
Выступление классных руководителей 1, 5, 10 классов.
Выступление учителей-предметников.
Выступление зам. директора по УР с результатами административного контроля в адаптационный период (1, 5, 10 классы).
Сообщение социального педагога о результатах диагностики учащихся.
Обсуждение выступлений.
Заключительное слово представителей администрации.
Принятие решений педагогического совета.
Вступительное слово (сопровождается презентацией)
Слайд 2. Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Слайд 3. Адаптационный период в школе – время, когда школа должна работать в особом режиме
Адаптация – это приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
Слайд 4. Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Слайд 5. Адаптация – это процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.
Слайд 6. С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент перехода учащихся в 10 класс.
Необходимость адаптации ребенка на каждом этапе перехода из одних условий обучения в другие обусловлена изменением социального окружения и системы деятельности.
Слайд 7. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 – 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше – 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Первоклассники обучаются в первую смену с 8.30, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 20 часов. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой четверти проводится по 3 урока по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учитель проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуется динамическая пауза.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, трудовому обучению по счёту проводятся последними.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учитель первого класса использует знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).
Для первоклассников после уроков организована работа группы продлённого дня. С детьми работает воспитатель ГПД. Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе, прослушиванием сказок и других литературных произведений. Во время посещения группы продлённого дня ученики получают горячий обед. Во кабинете, в котором занимается 1 класс, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, соблюдается и питьевой режим.
Слайд 8. Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников. К концу педагогического совета мы должны ответить на вопрос: Успешно ли прошёл первый этап адаптации учащихся 1-х классов?
Выступление классного руководителя 1 класса
Слайды 9-13. С целью выявления успешности адаптации в первом классе была проведена диагностика:
Было ли у тебя желание идти в школу?
Тебе часто хочется остаться дома и не идти в школу?
Чувствуешь ли ты усталость на уроках? Когда?
Чувствуешь ли ты усталость на уроках? Когда?
Какую роль в классе тебе хотелось бы выполнять? (командира, цветовода, санитара, дежурного).
Слайд 14. Переход из начальной школы в среднюю школу - событие радостное для пятиклассников и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой.
В этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагогов, т. к. хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.
Однако школа предъявляет ко всем ученикам одинаковые требования. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний за конкретные сроки и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии для выставления отметок, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий, стандарты поведения едины для всех учеников, сидящих в одном классе.
Слайд 15. И понятие «успешная адаптация» тесно связана с понятием «готовность к обучению в средней школе».
Выступление классного руководителя 5 класса
Слайд 16. Не меньшую тревожность испытывают и десятиклассники:
адаптация к классному коллективу в новом составе;
актуализация учебной мотивации;
необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение;
адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения;
рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Слайд 17. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками. А учителям-предметникам не следует забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.
Как же облегчить процесс формирования механизма приспособления ребёнка к новым требованиям и условиям обучения? Как обеспечить успешность последующей учебной деятельности для развития учащихся? Как сохранить здоровое состояние организма учащихся?
Слайд 18. Эти вопросы постоянно обсуждаются на педагогических советах, потому что смысл адаптационного периода в школе и состоит в том, чтобы обеспечить его естественное протекание и благополучные результаты.
Сегодня как раз речь о том, как же проходят это испытание наши нынешние ученики. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Слайд 19. Работа в группах
А) Из представленного перечня признаков и причин выбрать:
1 группа – признаки успешной адаптации учащихся.
2 группа – признаки медленной адаптации учащихся.
3 группа – признаки дезадаптации учащихся.
Б) Обсуждение результатов работы групп.
№ | Признаки | |
| Беспокойный сон | |
| Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание | |
| Возрастает состояние стресса | |
| Жалобы на те или иные события, связанные со школой | |
| Много учителей – предметников | |
| Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых | |
| Многообразие приёмов работы на уроке | |
| Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками | |
| Переутомление | |
| Негативные поведенческие реакции не замечания учителей, грубость | |
| Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем | |
| Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников | |
| Сложность адаптации к учителям | |
| Нежелание выполнять домашнее задание | |
| Ребенок легко справляется с программой | |
| Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. | |
| Отсутствие единства требований, приводящее к безответственному отношению ученика к учению | |
| Постоянные жалобы на плохое самочувствие | |
| Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять | |
| Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. | |
| Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому | |
| Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы | |
| Удовлетворенность ребенка процессом обучения | |
| Трудности утреннего пробуждения | |
| У ребенка может поменяться коллектив одноклассников | |
| Увеличение количества учебных предметов | |
| Усталый, утомленный внешний вид ребенка | |
Ответ:
| | Признаки дезадаптации |
Д | 20 | Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. |
Д | 8 | Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками |
Д | 10 | Негативные поведенческие реакции не замечания учителей, грубость |
Д | 18 | Постоянные жалобы на плохое самочувствие |
Д | 24 | Трудности утреннего пробуждения |
Д | 1 | Беспокойный сон |
Д | 4 | Жалобы на те или иные события, связанные со школой |
Д | 12 | Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников |
Д | 14 | Нежелание выполнять домашнее задание |
Д | 22 | Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы |
Д | 16 | Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. |
Д | 27 | Усталый, утомленный внешний вид ребенка |
| | Признаки успешной адаптации |
У | 23 | Удовлетворенность ребенка процессом обучения |
У | 15 | Ребенок легко справляется с программой |
У | 21 | Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому |
У | 11 | Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем |
| | Признаки медленной адаптации |
М | 19 | Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять |
М | 6 | Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых |
М | 2 | Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание |
М | 25 | У ребенка может поменяться коллектив одноклассников |
| | Причины снижения качества успеваемости |
П | 3 | Возрастает состояние стресса |
П | 26 | Увеличивается количество предметов |
П | 5 | Много учителей – предметников |
П | 9 | Переутомление |
П | 13 | Сложность адаптации к учителям |
П | 7 | Многообразие приёмов работы на уроке |
П | 17 | Отсутствие единства требований, приводящее к безответственному отношению ученика к учению |
Выступление классных руководителей 1, 5, 10 классов.
Выступление учителей-предметников
Выступление группы учителей с памятками для работы в адаптационный период.
Заключительное слово представителей администрации.
Принятие решений педагогического совета.
Решение педагогического совета:
Признать работу педагогического коллектива по созданию условий для успешной адаптации обучающихся 1, 5, 10 классов удовлетворительной.
Классным руководителям и учителям-предметникам продолжать отслеживать результаты психолого-педагогического развития обучающихся на различных этапах обучения, создавать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации и помогать школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения. В тесном контакте работать с родителями (законными представителями), оказывая им методическую помощь.
Учителям - предметникам с целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока, строго соблюдать единый орфографический режим, уделять внимание здоровьесберегающим технологиям на уроках.
Учителям-предметникам продолжить работу по формированию предметных и метапредметных результатов, учитывая результаты входного контроля, наметить пути ликвидации пробелов в знаниях учащихся, вести воспитательную работу в классе.
Учителям, работающим в 1,5-х классах продолжить работу по дальнейшей адаптации учащихся, учитывая результаты анкетирования, психолого-возрастные, индивидуальные особенности и личностные качества учащихся.
Учителям – предметникам актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность обучающегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Учителям начальных классов и учителям – предметникам соблюдать преемственность форм и методов организации учебной деятельности, исходя из данных рекомендаций.
Заместитель директора по учебной работе Ткаченко О.В.
Приложения.
Выступление «Адаптация первоклассников»
на педагогическом совете «Педагогическое сопровождение обучающихся 1, 5, 10 классов в период адаптации»
Классный руководитель 1 класса: Ш. Зинаида Александровна
В классе 24 человека, из них 13 девочек и 11 мальчиков. 18 детей воспитываются в полных семьях, 3 семьи многодетные (Б. Алексей, Г. Андрей, Т. Илья). 1 ребенок находится под опекой - 1 семья (К. Людмила), в неполных семьях воспитываются 6 обучающихся, все дети дома получают психологическую и моральную поддержку. В целом, 85% родителей постоянно интересуются школьной жизнью своих детей, нацелены на положительные результаты обучения с учетом способностей детей. Эти же родители регулярно посещают родительские собрания, сотрудничают с учителем, соблюдают единство требований семьи и школы.
Все учащиеся посещали детские дошкольные учреждения.
Класс считать сплоченным пока нельзя, т.к. некоторые дети, придя в школу, были незнакомы (16 ребят из 24 посещали один детский сад). Некоторые ребята уже дружат между собой, складываются микрогруппы. Много усилий тратится на сам процесс обучения и адаптацию к школьной жизни.
Из учащихся класса 8 учеников (33%) (С. Варвара, П. Мария, К. Мария, И. Максим, Софья С., Ольга А., Максименко К., Екатерина В.) имеют высокий уровень адаптации (эти дети активны на уроках, организованы, собраны, дисциплинированы, у них более устойчивые показатели работоспособности, относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением, Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно); средний уровень адаптации 11 учеников (46%) (Галина А., Гордей М., Дарья Д., Елена М., К. Ярослав, Н. Илья, О. Светлана, Тарас Д., Тимофей И., Т. Потап, Вероника Т.) (эти дети не всегда активны на уроках, на одном уроке работают, поднимают руку, на другом - отдыхают, не собраны, неадекватно реагируют на замечания учителя - лезут под парту, но исправляются, на парте чаще всего порядка нет); низкий уровень адаптации составил 5 учеников (21%) (А. Вадим, А. Глеб, Б. Арсен, Г. Антон, К. Людмила) (эти дети на уроках пассивны, отвлекаются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны, их поведение отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью, для этих детей характерна высокая утомляемость).
79 % детей осознают важность учения, отсюда хорошая успеваемость и заинтересованность в процессе учения. Можно считать, что по истечении двух месяцев почти всем детям нравится ходить в школу. В начале учебного года Б. Алексей со слезами работал на уроках, плакал, не хотел писать. К. Людмила, А. Глеб, А. Владислав, Г. Арсен отказывались писать, говорили «Мне трудно», даже не приступив к работе. С родителями этих учеников проводились неоднократно беседы об успеваемости, о желании ребёнка учиться. Проводились диагностики изучения мотивационной сферы учащихся. Диагностика «Краски» показала, что эти ребята испытывают учебное затруднение, которое связано с их успешностью в учебной деятельности. Диагностика «Градусник» определила степень тревожности первоклассников, связанную с учебной деятельностью.
В классе учащиеся чувствуют себя комфортно (делятся с учителем своими увлечениями, рассказывают о том, чем они занимались, предлагают свою помощь). Они общаются друг с другом. Умеют помогать друг другу. Учатся сейчас работать в парах, в группах. Некоторые ученики приходят в школу без положительного настроя. Я наблюдаю за ними, узнаю причину такого настроения (не выспался, не позавтракал, одел не ту вещь, не хотел идти в школу), говорю им как можно больше хороших слов, стараюсь их заинтересовать различными поручения или заданиями. После чего настроение меняется, они улыбаются и занимаются с удовольствием.
Переходя к нравственной составляющей, следует отметить, что у 20% детей самооценка завышенная (пока это считается нормальным явлением). Это наблюдается на уроках на этапе рефлексии, когда ученики оценивают свою работу. И это ещё можно объяснить тем, что у детей слабо сформирована толерантность в отношении друг к другу, противоположному полу. Очень редко говорят «спасибо», они все принимают как должное. Большинство учащихся не здороваются и не говорят «до свидания». Напрашивается вывод, что уровень нравственной воспитанности ниже среднего – потребности направлены на себя.
Основной задачей в первой четверти 1 класса считаю создание комфортных условий для обучения, помочь адаптироваться учащимся. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения, воспитательные моменты включаются в урок ежесекундно, на перемене происходит воспитание по ситуации, а также собственный пример учителя и родителей – несомненный процесс воспитания. С 1 сентября я провожу классные часы («Мы теперь ученики!», «Поговорим о дружбе. Расскажи о своём друге», «Мои права и обязанности»), считаю, что некоторые вопросы требуется обсуждать вместе с ребятами, учить их принимать решения, как за себя, так и за весь класс. В конце четверти был проведён праздник «Посвящение в первоклассники», цель которого: адаптация первоклассников в школе, воспитание и формирование духовно-нравственных, эстетических и коллективных качеств учащихся.
Отмечу, что к концу первой четверти наметились положительные результаты адаптации, дети чаще стали приходить в школу в хорошем настроении, чаще здороваться со взрослыми по желанию, выражать благодарность, оказывать помощь одноклассникам, трудиться на благо класса и это им стало приносить положительные эмоции. Очень любят дежурить по классу почти все, особенно девочки. Общаясь во внеурочное время, они больше узнают друг о друге, вот так по крупинкам и складывается коллектив.
В заключении отмечу, что процесс адаптации является одним из наиболее сложных периодов в жизни школьника и требует психолого-педагогического сопровождения. Работа, проведенная мной, направленная на повышение уровня адаптации к учебной деятельности первоклассников, является эффективной. Работа по формированию дружного коллектива, формированию толерантности, культуры поведения в общественных местах, семье будет продолжена в течение учебного года. Мне, как учителю, предстоит ещё большая работа в оказании педагогической помощи детям, у которых адаптация ещё не закончилась. Но классному руководителю сложно справляться одному. Только совместные усилия учителей, родителей, врачей, школьного психолога и социального педагога позволят сделать период адаптации первоклассников недолгим, а результаты его высокими.
Выступление «Адаптация десятиклассников»
на педагогическом совете «Педагогическое сопровождение обучающихся 1, 5, 10 классов в период адаптации»
Классный руководитель 1 класса: Ж. Лада Васильевна
С проблемой адаптации сталкиваются почти все педагогические работники. В стенах школы это, в первую очередь, адаптационный период для первоклассников, а затем для выпускников начальной школы в 5 классе и, конечно, период адаптации в момент переходы учащихся в 10 класс.
Необходимость адаптации ребенка на этапе перехода из среднего звена в старшее обусловлена изменением социального окружения десятиклассников (ведь состав класса изменился, изменились системы деятельности (новая учебная ситуация, новые педагогические технологии, формы и методы обучения). Учебные нагрузки интенсифицируются. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях, об особенностях и условиях обучения. Состояние внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации. Старшеклассник может стать недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстать в учебе, быстро утомляться и просто не иметь желания идти в школу.
Цель адаптационного периода – помочь учащимся познакомиться с новыми ситуациями.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Основные задачи:
1. Помочь принять позиции «ученик-старшеклассник».
2. Помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника.
3. Организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Какова специфика адаптационного периода десятиклассников?
В юности особенно возрастает необходимость в признании и защищенности, становятся как никогда актуальными потребности в общении и одновременно в обособлении.
Общаясь с другими, юноши и девушки ощущают необходимость найти свое «Я», понять свои жизненные перспективы. Поэтому через все содержание адаптационного периода проходит идея самопознания и самоопределения в жизненных ценностях и смыслах, в представлении образа «Я» как собственными глазами, так и глазами других.
Трудности адаптационного периода для десятиклассников
1. Адаптация к классному коллективу в новом составе.
2. Актуализация учебной мотивации, необходимость взять ответственность за успешность своего образования на себя, самоопределение.
3. Адаптация к качественному и количественному росту «трудности» обучения.
4. Рост интереса к противоположному полу, персонификация своей половой роли.
Какие же особенности взрослых школьников надо учитывать?
а) некоторая часть школьников уже определилась со своими профессиональными предпочтениями. Необходимо внимательно отнестись к возникшему интересу в какой-то области, помочь учащемуся углубить свои знания к ней, приобщить родителей, чтобы они помогли ребенку ответить на вопрос: «Не ошибся ли я с выбором?» Лучше своевременно переориентировать человека, чем позже расплачиваться за мимолетное увлечение.
б) у старших школьников наблюдается возврат интереса к учебной деятельности, что не может не радовать учителей и родителей. Как правило, в это время дети и взрослые становятся единомышленниками, активно обмениваются взглядами на выбор профессионального пути. Большинство родителей хотят, чтобы дети пошли учиться дальше, получили высшее образование, но не многие задумываются о том, насколько у старшеклассников присутствуют общеучебные навыки, хочет ли он учиться?
в) существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход учителям, а зачастую и родителям, запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно.
В данный возрастной период мнение сверстников представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых, но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром.
Классному руководителю и учителям-предметникам необходимо сейчас:
- способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля;
- оказывать поддержку при формировании качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки;
- способствовать формированию потребности в учении, в поисковой активности;
- сохранять чувство юмора и оптимизма при общении.
В этом учебном году в 10 классе обучается 17 учащихся, подавляющее большинство ребят пришли вместе из детского сада, а вновь прибывшие ребята легко влились в коллектив.
В классе мною было проведено анкетирование по изучению отношения к школьным предметам, мотивов учебной деятельности, удовлетворенности школьной жизнью.
Отношение к школьным предметам
Результаты изучения адаптации показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя не являются исключением и некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент в анкетировании. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе.
Среди доминирующих мотивов учебной деятельности выступают мотивы самосовершенствования. По опросам ребятам чужды мотивы престижности и мотивы собственного благополучия. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.
Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами дети, для которых наиболее интересны предметы: русская литература, всемирная история, физкультура. Самыми нужными предметами ребята считают русский и английский языки, математику.
20 % – хорошая школьная мотивация;
80% баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами;
Так что пожелаем успехов десятиклассникам и напомним, что учеба – самый тяжелый труд.
А учителям напомним о том, что оказание помощи это:
- безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Подросток должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач и не сравнивают с другими;
- отношения должны быть естественными, чувства неподдельными
- обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов;
- относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению. Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав подростка.
Анкета «Отношение к школьным предметам» (отметьте знаком «+» нужный вариант) | Русский язык | Литература | Математика | Информатика | Иностранный язык | История | Обществознание | География | Физика | Химия | Биология | ОБЖ | Физкультура | МХК |
люблю предмет | | | | | | | | | | | | | | |
хочу знать предмет | | | | | | | | | | | | | | |
заставляю себя заниматься | | | | | | | | | | | | | | |
не люблю предмет | | | | | | | | | | | | | | |
самый трудный для меня предмет | | | | | | | | | | | | | | |
очень много задают домашней работы | | | | | | | | | | | | | | |
самый нужный для меня предмет | | | | | | | | | | | | | | |
(Данные таблицы по классу перед публикацией удалены).
| Анкета «Отношение к школьным предметам» (обобщенная таблица) | люблю предмет | хочу знать предмет | заставляю себя заниматься | не люблю предмет | самый трудный для меня предмет | самый нужный для меня предмет | очень много задают домашней работы |
1 | Русский язык | | | | | | | |
2 | Литература | | | | | | | |
3 | Алгебра | | | | | | | |
4 | Геометрия | | | | | | | |
5 | Информатика | | | | | | | |
6 | Иностранный язык | | | | | | | |
7 | История | | | | | | | |
8 | Обществознание | | | | | | | |
9 | География | | | | | | | |
10 | Физика | | | | | | | |
11 | Химия | | | | | | | |
12 | Биология | | | | | | | |
13 | ОБЖ | | | | | | | |
14 | Физкультура | | | | | | | |
15 | МХК | | | | | | | |
Методические материалы.
Задание 1 группе.
Из предложенного перечня выберите ПРИЗНАКИ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
и отметьте их в таблице значком в свободном столбце.
№ | Признаки | |
| Беспокойный сон | |
| Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание | |
| Возрастает состояние стресса | |
| Жалобы на те или иные события, связанные со школой | |
| Много учителей – предметников | |
| Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых | |
| Многообразие приёмов работы на уроке | |
| Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками | |
| Переутомление | |
| Негативные поведенческие реакции не замечания учителей, грубость | |
| Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем | |
| Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников | |
| Сложность адаптации к учителям | |
| Нежелание выполнять домашнее задание | |
| Ребенок легко справляется с программой | |
| Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. | |
| Отсутствие единства требований, приводящее к безответственному отношению ученика к учению | |
| Постоянные жалобы на плохое самочувствие | |
| Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять | |
| Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. | |
| Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому | |
| Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы | |
| Удовлетворенность ребенка процессом обучения | |
| Трудности утреннего пробуждения | |
| У ребенка может поменяться коллектив одноклассников | |
| Увеличение количества учебных предметов | |
| Усталый, утомленный внешний вид ребенка | |
Задание 2 группе.
Из предложенного перечня выберите ПРИЗНАКИ МЕДЛЕННОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
и отметьте их в таблице значком в свободном столбце.
№ | Признаки | |
| Беспокойный сон | |
| Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание | |
| Возрастает состояние стресса | |
| Жалобы на те или иные события, связанные со школой | |
| Много учителей – предметников | |
| Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых | |
| Многообразие приёмов работы на уроке | |
| Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками | |
| Переутомление | |
| Негативные поведенческие реакции не замечания учителей, грубость | |
| Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем | |
| Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников | |
| Сложность адаптации к учителям | |
| Нежелание выполнять домашнее задание | |
| Ребенок легко справляется с программой | |
| Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. | |
| Отсутствие единства требований, приводящее к безответственному отношению ученика к учению | |
| Постоянные жалобы на плохое самочувствие | |
| Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять | |
| Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. | |
| Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому | |
| Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы | |
| Удовлетворенность ребенка процессом обучения | |
| Трудности утреннего пробуждения | |
| У ребенка может поменяться коллектив одноклассников | |
| Увеличение количества учебных предметов | |
| Усталый, утомленный внешний вид ребенка | |
Задание 3 группе.
Из предложенного перечня выберите ПРИЗНАКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
и отметьте их в таблице значком в свободном столбце.
№ | Признаки | |
| Беспокойный сон | |
| Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание | |
| Возрастает состояние стресса | |
| Жалобы на те или иные события, связанные со школой | |
| Много учителей – предметников | |
| Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых | |
| Многообразие приёмов работы на уроке | |
| Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками | |
| Переутомление | |
| Негативные поведенческие реакции не замечания учителей, грубость | |
| Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем | |
| Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников | |
| Сложность адаптации к учителям | |
| Нежелание выполнять домашнее задание | |
| Ребенок легко справляется с программой | |
| Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. | |
| Отсутствие единства требований, приводящее к безответственному отношению ученика к учению | |
| Постоянные жалобы на плохое самочувствие | |
| Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять | |
| Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. | |
| Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому | |
| Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы | |
| Удовлетворенность ребенка процессом обучения | |
| Трудности утреннего пробуждения | |
| У ребенка может поменяться коллектив одноклассников | |
| Увеличение количества учебных предметов | |
| Усталый, утомленный внешний вид ребенка | |
Задание 4 группе.
Из предложенного перечня выберите ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
и отметьте их в таблице значком в свободном столбце.
№ | Признаки | |
| Беспокойный сон | |
| Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание | |
| Возрастает состояние стресса | |
| Жалобы на те или иные события, связанные со школой | |
| Много учителей – предметников | |
| Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых | |
| Многообразие приёмов работы на уроке | |
| Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками | |
| Переутомление | |
| Негативные поведенческие реакции не замечания учителей, грубость | |
| Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем | |
| Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников | |
| Сложность адаптации к учителям | |
| Нежелание выполнять домашнее задание | |
| Ребенок легко справляется с программой | |
| Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне. | |
| Отсутствие единства требований, приводящее к безответственному отношению ученика к учению | |
| Постоянные жалобы на плохое самочувствие | |
| Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять | |
| Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе. | |
| Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому | |
| Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы | |
| Удовлетворенность ребенка процессом обучения | |
| Трудности утреннего пробуждения | |
| У ребенка может поменяться коллектив одноклассников | |
| Увеличение количества учебных предметов | |
| Усталый, утомленный внешний вид ребенка | |
Рекомендации
учителям начальных классов:
Обогащать речь учащихся, усложняя ее к 4 классу.
Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический запас, в том числе за счет специальных терминов.
Работать над скоростью письма и каллиграфией.
Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти.
Разработать рекомендации родителям для тренировки памяти и внимания детей.
Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения.
Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.
Искоренять неумеренную помощь родителей в выполнении домашнего задания.
Добиваться от учащихся развернутых полных ответов, четкой грамотной речи.
Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.
Приучать учащихся работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой.
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
учителям-предметникам:
С целью организации преемственности в обучении:
изучить программу начальной школы по своему предмету;
ознакомиться с возрастными особенностями учащихся, изучить уровень работоспособности младших школьников;
изучить систему работы учителя начальных классов: формы, методы организации учебной деятельности;
посетить последовательно 3-5 занятий в 4 классе.
В целях обеспечения личностного подхода к учащимся педагогам необходимо:
дифференцировать объем и сложность содержания задания в соответствии с возможностями ученика;
отбирать формы, методы, приемы, средства, темп обучения в соответствии с учебными возможностями школьников.
В целях повышения качества преподавания необходимо стремиться к рациональному взаимодействию с каждым учащимся, чему способствуют:
новизна учебного материала;
быстрая сменяемость заданий, видов деятельности;
проблемные вопросы, задания, ситуации;
творческие, конструктивные задания;
рациональная организация труда, самоорганизация учителя и учащихся;
современная наглядность;
организация самостоятельной работы учащихся, ориентированной на их способности.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6