«…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.
И такой фундамент – это патриотизм…»
Владимир Путин
Технологии патриотического воспитания (к 75- летию Победы)
Современные педагогические технологии, используемые в патриотическом воспитании.
метод проектов;
технология мини-музеев, уголков Славы, природы, выставок поделок.
Технология общения
Встреча с интересным человеком
Участие детей, молодежи, педагогов, родителей, представителей общественных организаций, ветеранов в социально значимых акциях и встречах «Я помню, я горжусь!», «От сердца к сердцу», «Россия для всех!», «Огонь памяти», «Вахта памяти», «Всероссийская минута молчания в День памяти и скорби», «Героическая лента» в День победы, «День толерантности», «Живые голоса истории», «Мир без наркотиков», «День призывника», «Движение юных патриотов России», «День губернии», «Дети России - солдатам войны», «Рядом живет ветеран», «Каждому ветерану ВОВ – адресную помощь», вручение паспортов «Мы - граждане России», «Солдатский платок», «В армии служить почетно».
Проведение таких акций и встреч воспитывает уважение к старшему поколению, гордость за свою страну. Акции позволяют выразить слова огромной благодарности всем тем, кто защищал нашу страну и спас ее от врагов.
Информационно-компьютерная технология
В работе для повышения эффективности организованной деятельности по воспитанию патриотизма педагоги активно используют ИКТ.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы
Виртуальная экскурсия «Города – герои»
Виртуальная экскурсия как форма работы может быть использована в рамках любого учебного предмета, по большинству изучаемых предметов, а также во внеурочной деятельности.
Задача виртуальных экскурсий несколько отличается от традиционной экскурсионной деятельности. Их тематика далеко выходит за рамки конкретных объектов и может быть представлена тематическими направлениями, что значительно расширяет возможности экскурсионной деятельности.
Можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае обучающиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности, развивают умения и навыки поиска необходимой информации.
«Музыкальный серпантин «Песни военных лет»
Предлагается вспомнить песни, которые пели наши отцы, деды и прадеды. Песни, которые вели нашу страну к Победе, песни времен войны…
Песня стала поддержкой и опорой духа для воинов, партизан, участников подполья и тружеников тыла. Так давайте будем помнить их и надеяться, что петь эти песни мы будем не только в день Победы.
Знакомство с песнями, воспевающими мужество, стойкость и героизм советского солдата;
Воспитание чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Метод проектов
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе образовательных организаций
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно - ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Стремление к исследованиям, поисковая активность — естественное состояние ребенка.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов могут быть очень разнообразны.
Творческий проект «Открытка ветерану»
Метод проектов позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.
Технология мини-музеев (музейная педагогика)
На базе образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников так и у их родителей. Так же в классах создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразны.
Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь не только рассматриваются книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.
Эффективность функционирования мини - музеев и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Инновационные технологии гражданского образования предусматривают групповую работу, дебаты, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование и т. д. Эффективное использование новейших педагогических технологий развивает личность обучающегося, способствует проявлению им собственной нравственной и гражданской позиции по жизненно важным вопросам, расширению его социокультурного опыта
Таким образом, для создания обучающимся условий реализации собственной гражданской позиции необходимо проигрывание с ними моделей социально-экономического взаимодействия людей, предоставление обучающимся опыта политических дискуссий, возможностей личного участия в социально значимой деятельности, обеспечение взаимодействия с общественными организациями гуманистической направленности, социальными институтами, государственными учреждениями и другими формами социальной практики.
Главные нормативно-правовые документы, регламентирующие основные аспекты патриотического воспитания подрастающего поколения:
1.Конституция РФ – главный закон России
В преамбуле Конституции РФ провозглашены общечеловеческие ценности:
ценности демократии,
нравственные ценности: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков,
ценности российской государственности,
ценности патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
2.«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторами документа являются А.Я. Данелюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.
Основным назначением документа в системе нормативного сопровождения стандартов является определение:
национального воспитательного идеала;
целей и задач духовно-нравственного развития и воспитания;
базовых национальных ценностей;
основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания.
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.
Государственная политика в сфере патриотического воспитания подрастающего поколения является создание условий для:
повышения гражданской ответственности за судьбу страны,
повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ,
укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян,
воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Вывод
Использование инновационных технологий в нравственно - патриотическом воспитании создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие обучающихся в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно – компьютерными технологиями, дают возможность развивать внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе обучающиеся приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.