СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пение – как вид активной музыкальной деятельности детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

Просмотр содержимого документа
«Пение – как вид активной музыкальной деятельности детей»

Пение – как вид активной музыкальной деятельности детей

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

Народные песни, песни классиков, песни современных русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки.

С помощью голоса – «инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. «Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым» (К. Тарасов).

Особого внимания требует постановка певческого голоса дошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально – педагогической теории и практике проблем музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется восприимчивостью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка музыкальности в целом.

О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил еще А. Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал: если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полетность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо – физиологическими особенностями голосового аппарата дошкольника и необходимо в связи с его значением в организации самого процесса вокализации; головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования.

Что касается грудного звучания, благодаря которому голос приобретает большое количество обертонов и становится более сильным, то те же анатомо – физиологические особенности делают невозможным его формирование в полной мере даже у старших дошкольников. Из этого следует прямой педагогический вывод: дети не могут и не должны петь громко. И не следует ни в коем случае этого от них требовать.

Однако, при естественном, легком звукообразовании голос на определенных участках диапазона сам «идет на грудь», становится более полным и темброво богатым. Что касается минстового звучания, основанного на смешанном голосообразовании и потому самого сложного, то работа над ним должна начинаться позже, после овладения головным (фальцетным) и грудным звучанием (Г. П. Стулова).

Специальные исследования (К. В. Тарасов, И. Г. Владимирова) показали, что голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. В удобной, соответствующей голосу тесситуре ребенок поет значительно чище интонационно, и при этом естественно, свободно и красиво.

В то же время в детском саду, как известно, все дети поют каждую из песен в какой – либо одной тональности, как будто не существует природных типов голосов. В результате эта тональность оказывается очень удобной одним и совсем неудобной другим детям. Такое несоответствие тональности песен, а значит, чаще всего и тесситур, характеру голоса отрицательно влияет не только на развитие певческого голоса и музыкального, звуковысотного слуха ребенка, но и на состояние его певческого аппарата.

Главные моменты:

  1. Работа по постановке детского певческого голоса должна начинаться уже в младшем дошкольном возрасте, но ее следует проводить очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов.

  2. Необходимо ввести детей в певческую деятельность, проводя эту работу последовательно и постепенно. На первом этапе, начиная с дошкольного возраста, детям доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, маленький котёнок, лает маленькая собачка, чирикает большая и маленькая птичка и т. п.), способствующих возникновению позиционно высокого головного звучания.

  3. На основании данных, полученных на индивидуальных диагностических занятиях, через 1 – 2 месяца детей нужно разделить по голосам и всю дальнейшую работу вести в соответствии с природным типом голосов каждого ребенка. В течение первого года работа по постановке детского голоса должна идти, в основном, индивидуально.

  4. Работа над певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально – художественным задачам.

На групповых занятиях детей нужно посадить в три ряда по голосам: низкие (ближе к фортепиано), средние и высокие.

На каждом занятии необходимо использовать распевки по голосам для «разогревания» певческого аппарата, формирования ладового чувства (работа над основными ступенями лада), а также для введения в тему песни, которая будет разучиваться с детьми.

Распевки каждому типу голоса следует давать в 3-х – 5-ти тональностях (по полутонам), начиная со средней части диапазона, затем – в 2 – 3-х тональностях вверх, потом – вниз. Направление движения мелодии в распевках должно быть преимущественно нисходящим. При этом необходимо подбирать песни для соответствующих голосов или транспонировать имеющиеся.

Дети, как известно, очень склонны к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни детям был по возможности профессиональным.

Художественные образы песен для детей дошкольного возраста передают отдельные явления действительности, доступные пониманию детей. В соответствии с содержанием песен видоизменяется и их характер. В программу каждой возрастной группы отбираются песни, доступные по содержанию детям того или иного возраста. Чем младше ребенок, тем проще песня. Песни должны отличаться небольшим диапазоном, в соответствии с голосовыми возможностями детей, примерно в следующих пределах: ми1-ля1 (младшая группа), ре1-си1 (средняя группа), до1, ре – до2, ре2.(старшая группа).

Обычно в песнях для дошкольников преобладают короткие музыкальные фразы, чтобы дети могли своевременно взять дыхание. Ритм песен также несложен и состоит из сочетания нот различной длительности – восьмых, четвертных, половинных. Чаще всего песни исполняются в небыстром темпе. Петь громко не рекомендуется. Сила звучания детских голосов умеренная, т.к. голосовые связки еще не сформированы.

Самый удобный материал для занятий с детьми всех возрастных групп – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны детям. Они чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус, могут понадобиться в различных выступлениях.

Работа над песней

Работу над песней можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои методы и приемы.

Первый этап – ознакомление, восприятие. Применяется наглядный и словесный методы. С помощью выразительного исполнения песни, образного слова, беседы о характере музыки педагог стремится пробудить интерес к ней, желание её выучить. Лишь яркое, выразительное исполнение песни педагогом способно вызвать положительные эмоции у детей, помочь им прочувствовать содержание музыки. Беседа об эмоционально – образном содержании песни помогает настроить детей на выразительное её исполнение, на правильное дыхание, звукообразование, дикцию. Так, если дети определили характер музыки как весёлый, радостный, темп музыки – быстрый, то и петь её надо быстро, весело, задорно, лёгким, подвижным звуком.

На втором этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Помимо наглядного и словесного здесь большое значение имеет практический метод. Дети овладевают певческими навыками, запоминают и воспроизводят мелодию, ритм песни, выразительные нюансы. На этом этапе большую роль приобретают упражнения. Упражнения даются как распевание перед разучиванием и пением песни.

Работа над трудными мелодическими ходами, которые встречаются в песне, требует многократных повторений и снижает интерес детей к песне. Упражнения же, данные в игровой форме, помогают преодолеть трудности, приобрести умения и певческие навыки. Развиваются музыкальный слух, координация слуха и голоса, чистота интонации.

Для формирования навыка правильного звукообразования применяются такие методы и приёмы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приёмов исполнения. Со звукообразованием связана напевность. С младшего возраста важно учить детей протяжно петь гласные, концы музыкальных фраз, разучивать песни в замедленном темпе, петь мелодию без слов, на согласные М или Л

В сочетании с гласными У,О. подвижному легкому звукообразованию способствуют упражнения на слоги: КУ-КУ, МО-МО, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК и т.д. В старших группах полезны приёмы сравнения звучания с музыкальными инструментами (плавное звучание дудочки, отрывистое и лёгкое звучание колокольчика и т.п.).

Обучая детей пению, особое внимание следует уделять охране их голосов. Учитывая хрупкость и слабость голосового аппарата ребёнка-дошкольника, педагог должен строить свою работу так, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения, без крика.

Помня о том, что дети обычно подражают манерам взрослых, педагог должен петь не слишком громко, мягко, выразительно. Спокойное звучание голоса взрослого влияет положительно не только на качество пения и разговора детей, но и действует успокаивающе на их нервную систему. Не следует предлагать детям петь песни взрослых, т.к. по своему диапазону эти песни большей частью не соответствуют голосовым возможностям дошкольников. В целях охраны детского голоса нужно вести работу и с родителями, разъясняя им вред крикливого детского пения и громкого разговора дома и на улице. На воздухе детям можно разрешать петь только в сухую, тёплую погоду, т.к. холод и сырость также отрицательно влияют на их голосовые связки.

Обучая детей пению, надо следить за правильным положением корпуса и головы, поскольку хорошее качество звука зависит и от позы детей во время пения. Согнутое положение корпуса затрудняет дыхание,, мешая правильному звукообразованию. Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, им разъясняют и показывают, где а как надо «брать» дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам. Для правильного дыхания важна певческая установка – посадка прямая, не поднимая плеч, не напрягая мышцы шеи.

Для выработка правильной дикции используют следующие приёмы:

- выразительное чтение текста;

- разъяснение смысла некоторых незнакомых слов, правильное и отчётливое их произношение;

- чтение текст шёпотом, с чёткой артикуляцией.

Важно развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, нёба, нижней челюсти) с помощью упражнений. Ясное звучание согласных, мягкие окончания фраз, смысловые акценты, осмысленное произнесение текста делают пение более выразительным.

Правильность и чистота мелодии (строй).

Умение правильно и чисто интонировать мелодию, т.е. петь не фальшиво, является основным певческим умением. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха, начиная с раннего возраста: от развития слухового сосредоточения к различению и воспроизведению звуков по высоте, воспроизведению направления движения мелодии. В работе с детьми по определению направления движения мелодии применяется моделирование (демонстрация на магнитной доске звуков мелодии, показ движения звуков рукой, дидактические игры и т.д.).

Получить чистоту интонации в пении помогают следующие приёмы:

  • Настройка на первом звуке песни;

  • Пение мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса);

  • Исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах;

  • Разучивание мелодии в медленном темпе, по частям, по фразам;

  • Разучивание мелодии с простых, запоминающихся фрагментов, с припева;

  • Пение небольшими группами и соло.

Причинами не чистого интонирования могут быть слаборазвитый слух, недостатки артикуляции, болезнь голосового аппарата, низкий диапазон звучания голоса. С нечисто интонирующими детьми необходимо заниматься индивидуально или усаживать их в первом ряду, чтобы они слышали звучание инструмента и пение педагога, а сзади сажать чисто интонирующих детей. Для получения читоты интонации в пении важно систематическое повторение выученных песен как с сопровождением, так и без него, слушание хорошем исполнении взрослых и детей.

Обучение пению требует от ребёнка волевых усилий, заинтересованности и внимания. Чтобы поддержать интерес к песне, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально – дидактические игры, проблемные задания. В среднем песня разучивается за 8 – 9 занятий. Самую большую заинтересованность дети проявляют на первых трёх занятиях, потом интерес может падать и его нужно поддерживать с помощью различных педагогических приёмов, в том числе связывать пение с другими видами музыкальной деятельности: движениями, игрой на музыкальных инструментах, с драматизацией и т.д.

Слаженность детского пения (ансамбль).

Под слаженностью коллективного детского пения следует понимать умение петь, не отставая и не опережая друг друга, не выделяясь по силе звука из общего пения, одновременно и слитно выполняя музыкальные оттенки, ене выкрикивая отдельных слов пения. Чувство ансамбля необходимо при хоровом пении. Педагог обращает внимание на момент вступления, на слаженность звучания пения, на одновременное окончание пения всеми детьми. Следует стремиться не только к одновременности пения, но и к выразительности: мягкие протяжные окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, сопутствующего характеру музыки. Поэтому исполнение песни педагогом и образное слово важны и на втором этапе работы над песней – при её разучивании.

Третий этап.

На этом этапе работаем над повторением песен. Дети уже овладели певческими навыками, свободно, выразительно исполняют выученный материал. Некоторые песни становятся любимыми для детей. Они надолго запоминают их и включают по своему желанию в игры, с удовольствием поют их не только на занятиях, но и в группе, дома перед гостями, на праздниках и развлечениях для малышей.

Планирование работы над песней

Последовательность работы

Конспект занятия

  1. Первоначальное слушание, объяснение общего содержания песни.

  1. «Дети, вы любите кататься на санках? (ответ: «Да».) Сейчас я спою вам песню, в которой поётся о том, как дети Ваня и Маринка катаются на санках с горки. Песня называется «Голубые санки». (Пою песню.) Дети, весёлая песня или нет? (Ответ: «Весёлая».) А кто катался на санках? (Ответ: «Пёс Буянка».) Послушайте, я вам ещё раз спою весёлую песню про «Голубые санки». (Пою.)

  1. Повторное слушание. Разучивание мелодии песни.

2.Проигрываю первый куплет. «Дети, кто помнит, что я вам сыграла? (Ответ). Да, правильно, я сыграла песню про голубые санки, на которых весело катались Ваня и Маринка. Я ещё раз спою вам. (Пою). Я буду петь, а вы мне подпевайте». (Пою, отдельные дети подпевают.)

  1. Узнавание мелодии песни. Закрепление в памяти мелодии, общего характера и содержания песни.

3.Играю заключение к песне. Спрашиваю: «Что это я вам сыграла? (Ответ.) Правильно! Узнали вы музыку. А теперь спойте мне эту песню». (Дети поют, тяжело выпевая каждую ноту.) Говорю: «А санки быстро, легко летят с горы вниз, и снежинки лёгкие на землю опускаются». (Пою, дети поют со мной.)

  1. Работа над чистотой интонации. Работа над дружным началом песни.

4.Дети поют песню, недостаточно дотягивая звук си1 на словах «озорной», «ледяной». Говорю: «А какой ветер? (Дети: «Озорной».) А с какой горки санки едут? (Ответ: «Ледяной»). Вот мы с вами ещё раз споём песню, да только не забудьте хорошо, высоко спеть слова «озорной», «ледяной». Начнём песенку все вместе, как только я кивну головой. Смотрите на меня».

  1. Работа над оттенками исполнения песни.

5.После пения детей указываю, что санки сделал старый дед, который любит Ваню и Маринку и хочет, чтобы им весело было. «И мы с вами про доброго и старого дедушку споём так, чтобы все услышали, какой он хороший. Послушайте меня, а потом споём все вместе». (Показываю, немного замедляя первую строчку третьего куплета.) Заканчиваю песню, говорю детям: «И поехали Ваня С Маринкой». После проигрыша, продолжаю: «А санки набок – хлоп! Упали Ваня и Маринка, но быстро встали, отряхнули снег с себя». Пропеваю с детьми песню и использую игровой момент: часть детей «катаются на санках». Песня поётся детьми эмоционально.

  1. Работа над дикцией. Работа над чистотой интонации. Пение без сопровождения.

6.Поют дети. «А ну-ка, спойте по-веселее, - говорю я, - улыбнитесь; весело летят снежинки, легко с горки катятся санки. Послушайте, я вам спою». Затем поют дети. «Хорошо спели, - отмечаю я. – А сейчас буду вас слушать и смотреть, кто лучше поёт». Проигрываю детям вступление. Песню начинаю петь с ними вместе, потом слушаю каждого. Тому, кто неверно поёт, помогаю, выявляя таким образом неправильно интонирующих. Затем слушаю детей, желающих петь индивидуально. Поют Денис и Коля. Денис интонирует и дышит правильно. Коля интонирует правильно, дышит неправильно. Пою вместе с ним, протягиваю голосом и ярче выпеваю те места, которые он прерывает. Останавливаюсь и указываю, что слово «озорной» - это одно слово, означает «шалун», А о-азорной», - такого слова нет.

  1. Работа над чистотой интонации – пение без инструмента, индивидуально и группами.

7.Пропеваю с детьми песню – выделяю неправильно интонирующих детей, предлагаю поиграть «в оркестр» и играть на дудочках. Указываю, что дудочки звучно будут играть только тогда, когда дети будут хорошо работать язычком. Дети поют без инструмента. Первый раз проигрывают на дудочках, второй раз песню исполняют со словами.

  1. Пени индивидуально и группами – по желанию детей и по моему выбору.

8.Спрашиваю: «Кто хочет сегодня спеть песню из тех детей, которые ещё не пели»? Поём вступление на дудочках».

Дети:

1.Дует ветер озорной, лает пёс Буянка.

2.Едут с горки ледяной голубые санки.

3.А за санками летят белые снежинки.

4.А на саночках сидят Ваня да Маринка.

5.Санки сделал старый дед маленькому Ване.

Все хором: Пёс Буян пришёл смотреть, как несутся сани. Проигрыш слушают. По окончании говорю: «Упали санки набок». Дети «отряхивают снег» с себя и просят спеть песню ёще раз.



Работа над художественным образом, над чистотой интонации и над всеми программными умениями проходит в течение занятий по разучиванию песни.

Такой подробный план позволяет педагогу представить всю работу над разучиванием песни и последовательно вести процесс обучения. Такие разработки песен способствуют лучшему усвоению песен детьми.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!