(Слайд1) 21век- век высоких информационных технологий , наука не стоят на месте Современный учитель, шагающий в ногу со временем, ежедневно задаётся вопросом, как учить детей в новых условиях? Как правильно применять технические средства? Как научиться разговаривать с современными учащимися на языке гаджитов? Ответом на эти и другие вопросы может стать применение в практике метода «Перевёрнутый класс».
Для размышления предлагаю вначале послушать небольшую историю.
На первом уроке в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом».
Поэтому сам собой возник вопрос, возможно ли в этих новых условиях учить детей так же, как мы это делали вчера, по системе, которую ввел Ян Амос Каменский? Это наш традиционный урок, который проходит по одному сценарию: проверка домашнего задания, объяснение нового, выполнение заданий на понимание и применение новых знаний.
(Слайд 2) Модель образовательного процесса под названием “перевернутый класс” – это разновидность смешанного обучения. Смешанное обучение – это сочетание традиционных форм обучения с элементами электронного обучения, в котором используются специальные информационные технологии, такие как компьютерная графика, аудио и видео, интерактивные элементы и т.п.
(Слайд 3) Первооткрывателями считают учителей химии Аарона Самса и Джонатана Бергманна. Чтобы не стоять изо дня в день у доски, объясняя новый материал, они записали и выложили видеолекции и обучающие занятия для учеников старших классов в интернет. Этот формат понравился школьникам, и учителя всего мира, воодушевившись примером коллег, стали записывать свои видеолекции.
(Слайд 4) Перевернутый класс (урок) — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала”. Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast), подкастов(podcast), и преводкастинга (pre-vodcasting). Прежде чем переходить к деталям, давайте разберемся с ключевыми понятиями.
Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные
Водкаст — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.
Пре-водкастинг– это образовательный метод, в котором школьный учитель или преподаватель вуза создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода перевернутого класса.
Перевернутый класс включает в себя применение технологий водкаста:
просмотр видеолекции;
чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;
прохождение тестов на начальное усвоение темы.
Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.
Переход к модели перевернутого класса является переходом от главенства учителя к главенству ученика.
(Слайд 5) Плюсы «перевёрнутого урока»
1. Индивидуальный подход и обратная связь. На обычном уроке учитель объясняет новый материал всему классу, при электронной форме обучения общается отдельно с каждым
2. Модель позволяет просматривать один и тот же материал столько раз, сколько необходимо ученику
3. На уроке будут разобраны все сложные вопросы
4. Освобождает учебные часы на совместную практическую работу (лабораторные работы, семинары и так далее)
5. Модель «перевёрнутого урока» можно применять в начальных, средних и старших классах
Всем ли подходит
Модель «перевёрнутого обучения» не работает в том случае, если ребенок не заинтересован в самостоятельном добывании знаний или недостаточно мотивирован вообще.
Роль учителя
В процессе перевёрнутого обучения её ни в коем случае нельзя умалять. Педагог должен вдохновить, поддержать, заинтересовать, словом, оказать всестороннюю поддержку. Именно он подводит школьников к пониманию, что самостоятельно добытые знания становятся достоянием человека.
Самая большая проблема — неготовность педагогов работать по системе смешанного обучения, в том числе низкий уровень владения технологиями. А педагогам старой формации особенно сложно отказаться от привычного места учителя в классе и стать фактически тьютором.
(Слайд 6) Отличия классического урока от учебного занятия в формате "Перевернутый класс".
Классический урок | «Перевернутый класс» |
Учитель объясняет материал в классе. Учащиеся дома закрепляют новый материал, выполняя домашнее задание. Проблема: обучающиеся часто бывают, невнимательны в классе, дома нет никого рядом, кто смог бы помочь. Появляется тревожное состояние школьников на уроке, нежелание отвечать домашнее задание и т.п. | Учитель предлагает домашнее задание в форме учебного видео, давая подробную инструкцию по работе с ним. Учащиеся просматривают фильм дома, предварительно выполняя задания, необходимые для дальнейшей работы в классе. |
Процесс создания таких фильмов (видеолекций) состоит из трех основных направлений:
1. Отбор материала, который хотелось бы представить в фильме (грамматический, лексический, лингвострановедческий). Содержание будет определять «жанр» обучающего фильма.
2. Составление презентации, на основе которой будет создан творческий проект.
3. Синхронизация двух программ: «Microsoft PowerPoint» и «Screencast-O-Matic» для записи фильма:
4. загрузить в общее пользование
Чтобы воспользоваться готовым продуктом, необходимо иметь:
1) собственный образовательный сайт или блог тьютера (учителя), на платформе которых будут размещаться учебные фильмы;
2) систему оповещения обучающихся о размещении очередного задания (например, своевременная публикация домашних заданий в электронном дневнике единой образовательной сети «Дневник.ру»);
3) инструкции по работе с материалами (приложениями, таблицами и т.п.);
4) связь с родителями, инструкции для оказания необходимой помощи школьникам при работе с фильмом в домашних условиях;
5) варианты возможной обратной связи (связь обучающихся с тьютером в режиме Online).
Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что применение модели «Перевернутый класс позволяет учителю организовать обучение в соответствии с современными требованиями ФГОС, совершенствовать навыки применения информационно-коммуникационных технологий и инноваций в области преподавания предмета, повышать собственный уровень научно-методической подготовки.
Перед уроком, на котором предполагается задание на аудирование, учащиеся получают домашнее задание прочитать шесть небольших текстов. При работе с текстами ребята должны найти все новые для себя слова,
проконсультироваться со словарем и определить их дефиниции. Во время классной работы учащиеся слушают эти же тексты в более коротком изложении и выполняют стандартные при аудировании задания. В результате работы учащиеся имеют возможность проверить, насколько эффективно они поработали с новыми словами в домашних условиях. Кроме того, данная работа позволяет преодолеть сложности учащимся, у которых есть проблемы с аудированием.