Педагогический совет на тему:
«Эффективность урока»
Подготовила:
Федяева Дарья Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №40»
г. Ростов-на-Дону
2016 год
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы? • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки. • Знание типологии урока • Использование игровой формы. • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала. • Практическая направленность учебного процесса. • Включение в содержание урока упражнений творческого характера. • Знание разных технологий развивающего обучения. • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся • Дифференциация домашних заданий.
От чего же зависит эффективность урока?
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон Дьюи
Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий. Таким образом, эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры: понят ли учащимися теоретический материал; научились ли применять полученные знания на практике; сформировались ли навыки по теме урока; проведена ли учителем коррекционная работа; -проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
От чего же зависит эффективность урока?
1. На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств – которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
2.Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила.
На уроках с первоклассниками я иногда использую форму «урок – поиск», таким образом, даю возможность ученикам самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы с помощью дополнительной литературы.
3.Эффективности урока способствуют разнообразные приемы работы, с помощью которых происходит развитие познавательного интереса учащихся. Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. И на своих уроках применяла различные формы и методы, которые собраны в папке обобщения опыта работы.
Использование таких приемов как: взаимоопрос, взаимопроверка дает возможность детям побыть в роли учителя; в зависимости от уровня знаний и способностей учащихся использую прием дифференцирование домашних заданий (объем и сложность заданий).
4. Эффективность урока зависит от использования новых педагогических технологий. Применяя любую технологию, мы должны поставить три вопроса: Зачем учить? Как учить? Как учить результативно?
Технология проблемного обучения учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы, поэтому я считаю эту технологию важнейшим фактором роста и качества обучения, средством подготовки навыков исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.
Пути повышения эффективности урока: личностно-ориентированный подход, применение современных технологий, постановка конкретных целей и задач, современное оснащение учебного процесса, грамотное планирование урока, мониторинг достижения планируемых результатов, совершенствование профессионализма педагога.
Спасибо за внимание!