СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Перепончатокрылые

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке формируются  понятия о многообразии перепончатокрылых, определяются  черты их сходства. Используется презентация.

Просмотр содержимого документа
«Класс Перепончатокрылые 2015 (2)»

Слайд №1 Класс Перепончатокрылые

Цели: формирование понятия о многообразии перепончатокрылых, определение черт их сходства.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с многообразием перепончатокрылых;

  • раскрыть их характерные особенности, роль в природе и жизни человека;

  • познакомить с понятием общественные насекомые, их инстиктивным поведением.

Развивающие:

  • продолжить формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника и источниками, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные:

  • продолжить формирование представления о природе как едином целом;

  • обосновать преимущества биологических методов борьбы с насекомыми – вредителями лесного и сельского хозяйства;

  • доказать необходимость охраны насекомых данного отряда.

Оборудование: проектор, ПК, DVD «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки биологии. Животные. 7 класс», презентация, таблица «Жизнь медоносной пчелы», мед.

Тип урока: урок-изучение нового материала

  1. Организационный момент.

Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на уровне груди, ладонями вверх.

Представьте, что у вас на ладонях лежит теплое солнышко.

Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте глубокий выдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хорошего настроения и положительного настроя на уроке.

А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелательного отношения друг другу

А я рада видеть вас сегодня на нашем уроке

  1. Повторение изученного материала

  1. Отгадайте загадку и назовите отряд насекомого.

  • Во фраке зелёном маэстро

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик, прямокрылые)

  • Ходит ходок через потолок,

Всем надоедает, здоровью угрожает.

А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт. (Муха, двукрылые)

  • Рыжий, да не конь,

Рогат, да не баран,

Дома его не любят

И на базаре не купят. (Таракан, таракановые)

  • Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (стрекоза, стрекозы)

  1. На столе лежат карточки с названиями живых организмов , их нужно распределить по отрядам. (работает один обучающийся у доски)

Чешуекрылые            Равнокрылые                Двукрылые



Крапивница,  листоблошки, овод, бражник,  тля , кровососка оленья,  мотылек,  щитовка,  комар малярийный



Ответ: чешуекрылые – крапивница, бражник, мотылек

Равнокрылые –листоблошки, щитовки, тля

Двукрылые –слепень бычий, кровососка оленья, комар малярийный

  1. Каковы отличительные особенности отряда Чешуекрылые вам известны?

  2. Чем двукрылые насекомые отличаются от других насекомых? Назовите представителей этого отряда.

  3. Задача. Когда человека перед операцией усыпляют, маску (наркоз) накладывают на лицо. Достаточно ли для усыпления насекомого поместить в морилку только его голову?( Насекомое не заснёт, так как дышит через дыхальца, расположенные на брюшке. Чтобы усыпить, насекомое надо целиком поместить в морилку).



  1. Открытие нового знания

Однажды ученики древнегреческого философа Зено´на обратились к нему с вопросом: “Учитель! Ты, обладающий знаниями во многом большими, чем у нас, всегда сомневаешься в правильности своих ответов, которые нам кажутся очевидными. Почему?»

Начертив на песке посохом два круга – большой и малый, Зено´н ответил: “Площадь малого круга – это познанное вами, площадь большого – познанное мною. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но все, что за пределами этих кругов,- не познанное, ни вами, ни мною. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а, следовательно, и граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений”.

Я думаю, что к концу урока площадь вашего круга приблизится к площади моего.

  1. Возникновение проблемной ситуации

А сейчас, ребята, мы с вами посетим галерею насекомых и в течение урока попытаемся выяснить, что между ними общего. И так, мы отправляемся на выставку.

Слайд №2. (Звучит музыка. Показываются насекомые отряда перепончатокрылые)

Слайд №3. Представителей этого отряда насчитывается около 300 тыс. видов. Отличительные признаки - две пары прозрачных, перепончатых  крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних.  Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по - другому. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение. В отряде П. встречаются хищные и паразитические перепончатокрылые, которые являются прекрасными регуляторами численности многих растительноядных насекомых. Человек использует их в биологической борьбе с насекомыми, вредящими сельскому и лесному хозяйствам. Среди всех представителей этого отряда для вас незнакомы наверно наездники и пилильщики.

1 экспозиция. «Пчела медоносная»

- Какие ассоциации возникают у вас при слове «пчела»?

Слайд №4. Многие ли из нас знают, что пчела старше человека на 50-60 тысяч лет? Пчела с незапамятных времен сделалась домашним животным человека. Уже первобытный человек был знаком с медом и любил его. А ученые и врачи древности заметили — употребление этого продукта продлевает жизнь. В одной из египетских медицинских книг, которая была написана более 3500 лет назад, приводится множество советов, как с помощью меда лечить желудочные, легочные, почечные, глазные, кожные и многие другие заболевания. Восточная медицина также не обошла вниманием мед.

Слайд №5. По утверждению самой древней китайской медицинской книги, «продолжительное употребление меда закаляет волю, придает легкость телу, сохраняет молодость, увеличивает продолжительность жизни». Более четырех тысяч лет назад начали лечить медом и в Индии. Тело Александра Македонского доставили на родину в гробу, заполненном мёдом. Мёд и воск вместе с мехами были главными предметами торговли у наших предков славян.

Слайд №6. Давайте познакомимся поближе с пчелами. Темная голова с парой усиков, грудь с 2 парами крыльев, 3 пары ножек, непохожих одна на другую, подвижное брюшко. При беглом осмотре ничего примечательного.

Слайд № 7. (Видеофильм)

На груди перепончатые крылья, которые позволяют развивать скорость до 65 км/ч. Первая пара ножек служит для собирания пыльцы с передней части тела и чистки глаз. Третья пара имеет щеточки и корзиночки для сбора пыльцы.

Брюшко подвижно соединено с грудью. Жало – это оружие защиты, оно имеет 10 острых зазубрин. Они не дают извлечь жало из тела врага, поэтому пчела погибает после укуса. В прошлом жало было яйцекладом. На нижней стороне брюшка есть «зеркальце» – восковые железы. Воск – материал для строительства ячеек сот.

Слайд №8. Пчелиная семья — это удивительно сложное целое, в котором все члены семьи очень тесно связаны друг с другом. Жизнь и процветание всего рода одинаково невозможны без матки и без трутней, без рабочих пчел. В нормальной пчелиной семье бывает одна плодная матка (царица). По размерам и массе она превосходит всех остальных пчёл. Матка – единственная особь в семье пчёл, способная воспроизводить потомство (она откладывает яички - червит). Матка утратила способность к работе, не имея необходимых для этого приспособлений. Полноценная плодная матка откладывает за сутки более 2000 яиц. Обычно матка живёт в семье до 3-5 лет. Молодая матка вылетает для спаривания с трутнями в первые две недели после вывода. Оплодотворённая матка способна воспроизводить потомство в течение 3-5 лет, то есть до конца своей жизни. Из оплодотворённых яиц развиваются рабочие пчёлы и матки, из неоплодотворённых – трутни. На 3-ий день из яичка выходит беленькая безногая и безглазая личинка. Это беспомощное существо пользуется заботливым уходом со стороны рабочих пчёл: они кормят её в первое время особым «маточным молочком», а за тем смесью «маточного молочка» и пыльцой цветков; молочко образуется у пчелы в её кишечнике из пыльцы, обработанной соками из особых млечных желёз. На готовой пище личинка очень быстро растёт и на 6-й день занимает уже всю ячейку: тогда пчёлы заделывают ячейку крышечкой из воска с пыльцой, а личинка плетёт вокруг себя шелковистый кокон и превращается в куколку.

Слайд №9. (оса переход на след слайд) После выхода матки из маточника она вместе с группой пчёл покидает улей. Часто они приземляются на ближайшее дерево в поисках подходящего места для новой колонии. Роение происходит весной и летом. Молодая матка основывает колонию, спаривается, а потом начинает откладывать яйца. Избавившись от груза, они вновь становятся агрессивными.

Слайд №8. Рабочие пчёлы – женские особи пчелиной семьи с недоразвитыми половыми органами. По размерам и массе это самые мелкие пчёлы. С возрастом рабочая пчела неоднократно меняет свою “профессию”: она поочерёдно выполняет функции уборщицы, кормилицы старших личинок, приёмщицы корма, чистильщицы, строительницы сот, сторожа, сборщицы нектара. На задних лапках пчёлы есть корзиночки, в которые она собирает пыльцу, для сбора нектара - хоботок, для выработки мёда - медовый зобик.

С 12 дневного возраста вылетают пчёлы на сбор пыльцы и нектара. При хорошей погоде пчела совершает за день 9-10 вылетов для сбора 1 кг нектара с гречихи, пчёлам придётся посетить около 2,5 млн. цветков этой культуры. Для сбора 1 кг мёда с липы пчёлы совершают до 25 тысяч вылетов. Рабочие пчёлы не спариваются с трутнями.

Трутни – особи мужского пола, развившиеся из неоплодотворённых яиц. Они утратили способность работать, не добывают себе пищу. Это зависит не от «лени» трутней, а от их строения, у них нет приспособлений для сбора нектара и пыльцы. Назначение трутней – спаривание с молодыми матками. Половозрелыми трутни становятся на 8-14-е сутки после выхода из ячейки.

Слайд №10.(Пчела – переход на 10 слайд) Поведение пчёл очень сложное. После того, как пчела нашла хорошее место для сбора пыльцы, она возвращается в улей, чтобы сообщить о его местоположении другим пчелам. Информация передается с помощью особого «танца» на сотах, во время которого пчела движется по замкнутой кривой, напоминающей восьмёрку, виляя брюшком. Интенсивность виляния зависит от расстояния до пищи, а угол наклона восьмёрки говорит о направлении.

- Кто же учит молодых пчёл выполнять все эти сложные работы? (Ребята приходят к выводу, что деятельность пчёл является врождённой или инстинктивной.)

Инстинкт-это последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители.

В среднем в улье может быть до 60 000 – 120 000 пчел.

Слайд №11. Соты - удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек. Пчёлы строят их из воска, вырабатываемого из мёда. На 1 кг воска требуется до 10 кг меда. Поэтому пчеловод старается облегчить пчёлам их строительную работу. Он прикрепляет к рамкам улья искусственную вощину – тонкие восковые листы. Постройка сотов требует от пчёл большой затраты сил и средств. Тело пчелы служит той лабораторией, в которой съеденный корм превращается в воск. Соты делятся на пчелиные, трутневые, маточные и медовые. Пчелиные ячейки предназначены для вывода рабочих пчёл и размещения корма.

В трутневых ячейках пчёлы выводят трутней и хранят мёд. Медовые ячейки предназначены для складывания мёда. Маточники – для вывода маток.

Грызуще-лижущий ротовой аппарат характерен для жалящих перепончатокрылых, посещающих цветковые растения для потребления нектара. Примеры: пчёлы, шмели, осы.

- Что же мы получаем от пчёл?

Заполнить схему

Пчелиный яд

Прополис



Воск

Перга





Маточное молочко молочко молочко

Опылители





– Как получается мёд? (Нектар + зобная железа = мёд.)

Групповая работа. Ребята работают в группе. с учебником (Стр86-87 – наездники) и стр 89-91 – муравьи) и источником? Ребята работают в группе по вопросам , написанным на маршрутном листе. Оформляют ответ на ватмане, а затем делают стендовую презентацию изученного ими отряда. Находят признаки этого отряда.

Группа 1

Приложение № 1

Дайте характеристику муравьям, опираясь на поставленные ниже вопросы.

  1. Назовите представителей муравьёв.

  2. Что представляет семья муравьёв?

  3. Сколько пар крыльев у этих насекомых?

  4. Какой ротовой аппарат у муравьёв? Какое он имеет значение?

  5. Какие этапы в своем развитии проходит муравей? Как называется такое развитие?

  6. Могут ли жалить муравьи? Почему?

  7. Заполните таблицу.

Муравьи - общественные насекомые, их не спутаешь ни с кем: бескрылые, очень активные, все время что - то ищут, суетятся. Редко увидишь одиночного муравья даже, вдали от гнезда обычно их всегда много. Это рабочие муравьи. Численность в одном гнезде измеряется тысячами, десятками тысяч, а в некоторых и до миллиона особей. Кроме них в семье бывает одна или несколько маток. Они тоже бескрылые, никогда не покидают гнездо. Раз в году в семье появляются крылатые молодые самцы и самки. Крылья у них слабые и для вылета в брачный полет они ждут безветренного дня. Самцы муравьёв после роения погибают. Оплодотворенные самки (царицы), опустившись на землю, сбрасывают, ставшие ненужными крылья и спешат спрятаться, найти укромное местечко, где можно основать новую семью. Рабочие муравьи живут 1-3 года, царицы могут жить до 18 лет. А семья в целом живет десятки лет. Гнезда большинства муравьев связаны с почвой. Они могут иметь форму насыпных холмиков из почвы или растительных остатков, хвоинок, мелких веточек, кусочков коры. Даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает. Преобладающее большинство муравьев - хищники, вскармливающие своих личинок животной пищей, в основном насекомыми. За лето они приносят до 3-8 млн насекомых. Рабочие муравьи питаются, как правило, углеводной пищей, которую добывают на цветущей растительности или же «доением»» сосущих насекомых, преимущественно тлей. Приносят до 20 ведер сладких соков за лето. Интересно, что жидкая углеводная пища, находящаяся в зобике муравья, принадлежит не только ему, а является общим достоянием и передается любому члену семьи по первому его требованию.

Между рабочими муравьями существует разделение труда. Только что появившиеся рабочие муравьи - это няньки, занимающиеся уходом за личинками и кормлением цариц. Более старшие разделывают принесенную добычу, убирают мусор, надстраивают гнездо. Затем они становятся фуражирами, одни из которых охотятся, другие добывают сладкую пищу, третьи таскают материал для надстройки гнезда.

При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном прикосновением друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. Выбрызгивает муравьиную кислоту, которая имеет резкий запах. На дорогах, по которым муравьи бегают, они выделяют следовые вещества. Все муравьи одного гнезда имеют общий запах, который их отличает от других муравьев. У муравьев превосходно развито чувство гравитации. Они уга­дывают наклон поверхности уже при 2 градусах.

Муравьи не имеют жала, но ядовитые железы, вырабатываю­щие муравьиную кислоту, сохранились. Муравей может «выстре­лить» струйкой яда на расстояние в 500 раз большее своего разме­ра. Семья рыжих муравьев за лето уничтожает от 4 до 10 млн вре­дителей леса. Грызущий ротовой аппарат предназначен для разрывания и поглощения более или менее твердой пищи. Представители муравьёв – муравьи – листорезы (вредители), дерновые, фараоновы, муравьи – древоточцы, рыжие лесные, огненный (вредитель), садовые (рыхлят почву).

Муравьи – общественные насекомые, которые рыхлят почву, разводят тлей и вредят сельскому хозяйству, портят продукты, распространяют семена некоторых растений.

Приложение № 2

Группа 2.

Дайте характеристику наездникам, опираясь на поставленные ниже вопросы.

  1. Назовите представителей наездников.

  2. За что они получили своё название?

  3. Сколько пар крыльев у этих насекомых?

  4. Как откладывают яйца в свою жертву?

5.Какие этапы в своем развитии проходит наездников? Как называется такое развитие?

  1. Какова роль наездников в природе?

  2. Заполните таблицу.

Наездник: Вот послушайте рассказ обо мне. Мы очень полезные насекомые и нас использует человек в биологической борьбе с насекомыми, вредящими сельскому и лесному хозяйствам, так как мы уничтожаем этих насекомых. Назвали нас так за позу, в которой самки откладывают яйца, располагаясь верхом на двигающейся жертве, например на гусенице. Взрослые особи наездников питаются растительными соками, нектаром цветков, сладкими выделениями тлей. Удивляет способность наездников отыскивать своих хозяев, даже скрытых в древесине на глубине 2-4 см. Яйцеклад у таких наездников более чем в два раза длиннее тела, он имеет зазубринки на конце, и наездники вкручивают его в древесину как сверло. На это уходит несколько часов. Есть такие наездники, которые не откладывают свои яйца в тех хозяев, в которых уже отложены яйца других наездников. Иногда наездники парализуют яйцекладом своих хозяев на время откладки яиц. Мелкие наездники могут откладывать в крупных хозяев до 75 яиц. Среди жертв встречаются представители почти всех отрядов насекомых и пауки. Самый распространенный вид Белянковый наездник интересен тем, что исторически это был первый открытый учеными паразитический вид. Он паразитирует в гусеницах капустницы, репницы, боярышницы. Другой вид Трихограмма - яйцеед, имеющий очень мелкие размеры - до 1 мм, но она способна развиваться в яйцах более чем 80 различных видов чешуекрылых. Но у каждой трихограммы есть свой предпочитаемый хозяин. Из яйца трихограммы уже через несколько часов после откладки рождается личинка. Личинка наездника развиваясь, пожирает своего хозяина изнутри, что приводит к его гибели. Этим пользуется человек в биологической борьбе с насекомыми, вредящими сельскому и лесному хозяйствам, так как мы уничтожаем этих насекомых. Полностью развитие завершается за 9-20 суток. Вот такие мы полезные животные. Представители – трихограммы, дрииниды, белянковый, афелинус, хаброцитус, эфиальт и др.

- А сейчас мы вернемся к слайду, где показаны различные виды насекомых. Давайте подумаем, можно ли их объединить вместе в один отряд или они не имеют общих признаков?

Вывод:

Характерные особенности отряда Перепончатокрылых:

Представители: пчелы, осы, муравьи, наездники.

  • 2 пары прозрачных, лишенных чешуек, перепончатых крыльев. Задние всегда короче передних и сцепляются между собой зацепками. Есть и бескрылые виды, например рабочие муравьи.

  • Ротовой аппарат грызущий или лижущий.

  • У самок на конце брюшка есть яйцеклад, который у некоторых видов превращен в жало и связан с ядовитыми железами.

  • Червеобразные, чаще всего безногие, личинки.

  • Тип развития с полным превращением.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

  • Какая задача была поставлена сегодня на уроке?

  • Удалось ли её решить?

  • Каким способом?

  • Какие получили результаты?

  • Что необходимо сделать ещё?

  • Где можно применять новые знания?

  • Что на уроке у вас хорошо получилось?

  • Над чем ещё надо работать?



  1. Подведение итогов



VI. Домашнее задание параграф 19. Найти информацию о том, как надо поступить, если вас ужалила оса или пчела. Какие необходимо соблюдать меры предосторожности, чтоб это не произошло.





































Рабочий лист

- Что мы получаем от пчёл



























Муравьи



































Отряды насекомых

Характерные признаки

Основные представители

Крылья

Ротовой аппарат

Тип развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



(как надо поступить, если вас ужалила оса, пчела?

вынуть жало;

смазать ужаленное место спиртом, приложить подорожник;

если поднимется температура, появится отёк – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;

на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса не ужалила слизистую оболочку рта;

воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там насекомого;

осы и пчёлы не очень любят жёлтый и синий цвет, пугаются, когда машут руками;



Особенности отряда Перепончатокрылые

Представители: пчелы, осы, муравьи, наездники.

  • Две пары перепончатых прозрачных крыльев.

  • Ротовой аппарат грызущий или лижущий.

  • У самок на конце брюшка есть яйцеклад, который у некоторых видов превращен в жало и связан с ядовитыми железами.

  • Червеобразные, чаще всего безногие, личинки.



раскрыть их характерные особенности, роль в природе и жизни человека;



10



Просмотр содержимого презентации
«Отряд Перепончатокрылые (2)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новосергеевская основная общеобразовательная школа » 636177, с. Новосергеевка Кожевниковского района Томской области, ул. Комсомольская, 14, тел. 55117, тел/факс 55117; mail:novososh@ sibmail.com Отряд Перепончатокрылые Сергеева Т.А, учитель биологии МБОУ «Новосергеевская ООШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новосергеевская основная общеобразовательная школа »

636177, с. Новосергеевка Кожевниковского района Томской области, ул. Комсомольская, 14,

тел. 55117, тел/факс 55117; mail:novososh@ sibmail.com

Отряд Перепончатокрылые

Сергеева Т.А, учитель биологии

МБОУ «Новосергеевская ООШ»

Отряд получил свое название из – за двух пар прозрачных, перепончатых  крыльев. Задние крылья значительно меньше передних.  Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по - другому

Отряд получил свое название из – за двух пар прозрачных, перепончатых  крыльев. Задние крылья значительно меньше передних.  Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по - другому

Пчела старше человека на 50-60 тысяч лет. Пчела с незапамятных времен сделалась домашним животным человека. Уже первобытный человек был знаком с медом и любил его. А ученые и врачи древности заметили — употребление этого продукта продлевает жизнь.

Пчела старше человека на 50-60 тысяч лет. Пчела с незапамятных времен сделалась домашним животным человека. Уже первобытный человек был знаком с медом и любил его. А ученые и врачи древности заметили — употребление этого продукта продлевает жизнь.

По утверждению самой древней китайской медицинской книги, «продолжительное употребление меда закаляет волю, придает легкость телу, сохраняет молодость, увеличивает продолжительность жизни».

По утверждению самой древней китайской медицинской книги, «продолжительное употребление меда закаляет волю, придает легкость телу, сохраняет молодость, увеличивает продолжительность жизни».

Самые мелкие пчёлы; Развиваются из оплодотворённых яиц; В течение жизни меняет профессии; Живут 5-6 недель. Самая крупная пчела; Откладывает яйца; Развивается из оплодотворённых яиц; Живёт 3-5 лет. Особи мужского пола; Развиваются из неоплодотворённых яиц; Не работают; Живут один сезон.
  • Самые мелкие пчёлы;
  • Развиваются из оплодотворённых яиц;
  • В течение жизни меняет профессии;
  • Живут 5-6 недель.
  • Самая крупная пчела;
  • Откладывает яйца;
  • Развивается из оплодотворённых яиц;
  • Живёт 3-5 лет.
  • Особи мужского пола;
  • Развиваются из неоплодотворённых яиц;
  • Не работают;
  • Живут один сезон.

Трутень

Рабочая пчела

матка

Роение

Роение

Танец пчёл Инстинкт -это последовательная цепь врожденных ответных реакций на различные раздражители.

Танец пчёл

Инстинкт -это последовательная цепь врожденных ответных

реакций на различные раздражители.

Соты - удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек. Рабочая пчела верхними челюстями придает форму воску при изготовлении сот. Пчёлы строят их из воска, вырабатываемого из мёда. На 1 кг воска требуется до 10 кг меда.

Соты - удивительное инженерное сооружение, состоящее из шестигранных ячеек. Рабочая пчела верхними челюстями придает форму воску при изготовлении сот. Пчёлы строят их из воска, вырабатываемого из мёда. На 1 кг воска требуется до 10 кг меда.