4
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский техникум строительных и промышленных технологий»
Хоронхойский филиал ГБПОУ «БРТСиПТ»
Утверждаю:
Зав по УВР
____________Жигулина Т.Н
Рабочая программа кружка «Мир музыки»
На 2024- 2025 учебный год
Руководитель кружка:
Немчинова Р.Н
Хоронхой
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по вокалу основана для студентов Хоронхойского филиала ГБПОУ «БРТСиПТ» .
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение студентов к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал студента, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы связана с ростом числа студентов, пожелавших заниматься пением в нашем техникуме, расширением их концертно-исполнительской деятельности.
В певческой деятельности творческое самовыражение студентов формируется в сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
• развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
• освоение образцов национальной и зарубежной классической и современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, О выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса студентов; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры студентов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Группа занимается 3 раза в неделю по 1 часу. Всего в году – 120часов .Индивидуальный вокал-1 час 3раза в неделю, что позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Состав участников в кружке не более 10человек.
При разучивании песенного репертуара педагог обращается к знаниям и умениям студентов, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: на уроках русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять главное и зависимое слова в сочетании, знание видов простых предложений и умение соблюдать правильную интонацию при произношении; на уроках литературы – начальное понятие языка художественной литературы
Программа является самостоятельным курсом .Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях студентов, в призовых местах (заочно). Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.
При реализации программы могут, возникнуть не зависящие от педагога проблемы и количество часов на рабочую программу может увеличиться. В таком случае рабочая программа все равно может быть реализована в полном объеме, так как предполагает участие студентов в подготовке и проведении мероприятий.
В программе выделены следующие направления:
1. Вокальная - работа.
2. Концертно-исполнительская деятельность.
Формы проведения занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.
Практические занятия, на которых студенты осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности студентов.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих студентов, педагогов, гостей. Каждое занятие строится по схеме:
1) настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
2) дыхательная гимнастика;
3) распевание;
4) работа над произведением;
6) анализ занятия;
6) задание на дом.
Все это постепенно и последовательно усложняется от занятия к занятию.
План работы кружка «Мир музыки»
№ | Тема занятия | Часы |
1 | Введение. прослушивание голосовых аппаратов Беседа о ТБ, голос, профилактика Вводное занятие. Знакомство с основными вокальными навыками пения | 2 |
2 | Знакомство с голосовым аппаратом | 12 |
3 | Дикция и артикуляция, дыхание | 4 |
4 | Работа над репертуаром Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 28 |
5 | Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении | 18 |
6 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. | 38 |
7 | Работа над особенностями произношения при пении. | 5 |
8 | Работа над сценической культурой исполнения. | 4 |
9 | Певческая установка. Дыхание | 3 |
10 | Звуковедение. Продолжить постановку правильного звука. | 3 |
11 | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. | 2 |
12 | Отчетный концерт | 1 |
| итого | 120 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате обучения пению студент должен
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• дать критическую оценку своему исполнению;
• к концу года показать результат исполнения
• принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива
Литература:
1. Соболев А.С.
«Музыкальное воспитание во вспомогательной школе»,
Москва «Просвещение», 2021 год.
2. Кондратюк Н.Н.
«Музыка в школе», методическое пособие,
творческий центр «Сфера», Москва, 2019 год.
3. Истомин С.В.
«Я познаю мир», детская энциклопедия «Музыка»,
Москва, издательство «АСТ», «Арсель», 2021 год.
4.Зарецкая Н.В.
«Календарные музыкальные праздники для детей среднего дошкольного возраста», пособие для практических работников ДОУ, «Айрис – пресс», Москва, 2021 год.
5. Лидина Т.Б.
«Я умею петь», большая книга о пении, издательство «Феникс, 2021год.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
Руководитель кружка «Мир музыки» Р.Н.Немчинова