Тип урока. Комбинированный, элементы технологии системно деятельностного подхода, проблемный диалог.
Вводная часть. Знакомство. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами непростой урок. Приветствие.
На экране текст, который подводит к теме урока. Межличностные отношения.
Цель урока. Зачем нам нужно это знать? Зачем мы будем изучать эту тему?
Какие ассоциации у вас возникают с понятием «отношение»?
По какой причине возникает недопонимание, ссоры?
Учащиеся предлагают свои версии.
Давайте решим проблемные ситуации?
Первая ситуация: Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками? Почему мама верит всем словам своего сына? Что помогало выйти из конфликтной ситуации?
Вторая ситуация: Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят. Чем могло быть вызвано такое поведение Оксаны? Что помогало выйти из конфликтной ситуации?
Третья ситуация: В школе проходил турнир по футболу. В команде 7А класса самым лучшим футболистом был Максим. Мальчик охотно согласился играть за честь класса, но на игру, которая проходила после уроков, не пришел — ему очень хотелось посмотреть по телевизору трансляцию европейского кубка, и это желание взяло верх над обязательствами перед одноклассниками. Когда на следующий день мальчику сказали, что он подвел класс, он ответил, что поступил так специально, чтобы все, а не только он, научились играть: мол, чтобы научиться плавать, нужно упасть в реку. Согласны ли вы, что Максим подвел свой класс? Мог ли он поступить так, чтоб его интересы были согласованы с интересами коллектива?
Четвертая ситуация: Ученики 5Б класса готовились к школьному конкурсу чтецов. Дети решили, что честь класса может отстоять только Марина, которая посещала театральную студию. Девочка ответственно отнеслась к своим обязанностям, выучила большой стих. Но неожиданно, в день выступления, она заболела, у нее была высокая температура, и в школу она не пошла. Пятиклассники обиделись. Марине никто не позвонил, а когда девочка выздоровела, — с ней никто не разговаривал. Можно ли утверждать, что Марина подвела свой класс? Справедливым ли было отношение к ней со стороны одноклассников? Как можно было поступить, чтобы избежать такой ситуации?
Хорошо молодцы! Что помогло вам выйти из конфликтных ситуаций? (Взаимопонимание)
П 12. Стр 88. Запишите 4 условия эффективности взаимопонимания.
Рефлексия.
Ну дак вот ребята, что нового мы узнали сегодня?
Оцените себя в тетради. Поставьте себе оценку, которую вы заслужили на уроке?
А теперь оцените свою работу в группе. Справилась ли ваша группа со всеми поставленными задачами?
Домашнее задание. Учебник стр 90. Пословицы поговорки которые относятся к теме «Взаимоотношения». (Индивидуально для нескольких учащихся).