СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План открытого урока по математике в 3 классе по теме "Умножение и деление с числом 9"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока, в котором есть проектная работа, выполняемая детьми на уроке и выступления детей  с подготовленными проектами к уроку при помощи родителей.

Просмотр содержимого документа
«План открытого урока по математике в 3 классе по теме "Умножение и деление с числом 9"»




19 ноября.

Открытый урок в 3 «А» классе.

Учитель Литвинова В.В.

Тема урока: Умножение и деление с числом 9.

Форма урока: создание проекта.

Тип урока: применение полученных знаний и умений.

Используемые технологии: технология развития критического мышления,

(на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания, информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на мотивационном этапе урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся).

Базовые способности школьников, на которые ориентирован урок: развитие воображения, мышления, способность понимать учебную задачу, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД:
развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: использовать освоенные на уроках математики способы действий для создания проекта.

Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа).
Приемы работы: деятельностный подход к обучению ( самостоятельный поиск решения задач).
Методы работы: метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.

Цель урока: создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач.

Задачи урока:

- формировать положительную учебную мотивацию;

- развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;

- формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач;

- учить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Дидактические средства: проектор; экран; презентация; участки для строительных работ в парке (листы ватмана); клей-карандаш 3 шт; 3 сантиметра; «разрешение на строительство»;

картинки: голуби, солнце, самолетик, беседки, дорожки, скульптуры, букеты полевых цветов, карточки с разноуровневыми заданиями.




Ход урока:

I. Оргмомент. 9 человек за 1 мин до звонк стали у доски:

- Необычный день у нас.

-И гостями полон класс.

- Что гостям сказать нам надо?

-- Видеть Вас мы очень рады! (хором)


+Тихо сядьте, успокойтесь,

Ведь у нас немало дел.

На рабочий лад настройтесь,

Чтобы каждый всё успел.

+ Это вам, дети, мои пожелания.

А вот Владимир МОНОМАХ (вы о уже не раз слышали об этом мудром правителе) написал детям такое поучение:

«Что умеете хорошего, того не забывайте,

а чего не умеете, тому учитесь».

Пусть эти слова будут напутствием на уроке.

+ Как понимаете 1 часть напутствия для урока математики? + А вторую? Приступаем к 1 части.

II. Актуализация знаний учащихся и проверка д/з.

  1. Дети, не забыли ли в, что такое квадратный дециметр? Покажите, вы вырезали?

(1кв.дм-это мера площади. Это квадрат со сторонами по 1 дм)


  1. Повторили таблицу умножения с числом 8?

  2. Запишите только ответ: 8х3 8х7 8х5 8х4 8х8 24 56 40 32 64

  3. Оцените выполнение Д/З. Другого д/з на понедельник не было задано.

  4. Устный счет ум в порядок приводит. Приведем и мы, чтобы правильно спрогнозировать и спроектировать работу на уроке, успешно работать.

  5. Наша «зашифрованная» таблица ждет нас: назовите множители, если произведение равно 21, 40, 35, 63, 32…...

  6. На какие числа делятся: 18, 24, 12, 27, 40, 48, 56

  7. Это особенный ряд чисел. Произведением каких множителей являются эти числа:

4 9 25 49 64? А почему не называю 16, 36 ?

Первую часть напутствия выполняем пока успешно.ОЦЕНИТЕ (листы самооценки)

Кто считает, что хорошо и с пользой трудился, поставит себе на оценочном листочке отметку.


III. Определение темы и цели урока.


+ Княз приготовил загадку .


Отгадайте-ка, ребятки,

что за цифра - акробатка?

Если на голову встанет -

на 3 меньше сразу станет? (Цифра 9)



(Определение темы урока, цели.)


- Пропишите старательно цифру 9. Напишите три цифры 9 рядом в каждой клетке и сделайте так три раза. Сколько раз написали цифру 9?

-пропустите вниз 2 клеточки.

- запишите дату : 19 ноября.

Классная работа.

- вот, и в дате сегодняшнего дня присутствует 9, а ещё где кроется 9? (в нашем классе 9 человек). А сколько лет каждому из вас в этом году исполнилось? Да, в 2018 году 8 человек отметили 9-летие, а 9-му , Давуду, в 19 году будет 9 лет. Повсюду – 9.

- Возможно, встреча с цифрой и числом 9 не случайна сегодня?

-Может быть, надо переходить ко второй части напутствия Мономаха и вы уже сформулируете тему урока?

(мы почти всю табл.умн. выучили, дошли до 9)

Умножение и деление с числом 9.

Записали: х и : с числом 9.

+ … « тому учитесь», писал мудрый Мономах.

-Ребята, не просто запомнить как стишок назубок, а, самое главное, ПОНЯТЬ таблицу, смело по ней ходить. Бесполезно зубрить то, чего не понимаешь. И бесполезно учить новое, позабыв изученное раньше. А математика в жизни очень важна.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся. Проекты уч-ся, приготовленные к уроку.

–Наше классное информационное бюро, т.е. ребята дома во главе с мамами немного поработали на просторах Интернета и кое-что узнали об удивительном числе 9. Они подготовили проект - журналистское расследование «Удивительное число 9»

Послушаем Диму и его маму Ольгу Владимировну с их проектом «Удивительное число 9»

Дима Дзюба

1.Числу 9 в старые времена приписывали таинственную силу: то плохую, то – добрую. «У девяти нет пути», « У девяти удача в пути» - говорили в старину, (это и про наш класс тоже).

2. А название картины Айвазовского «Девятый вал» напоминает нам о грозных силах природы. Когда-то границей счету было число 8, а за ним таилось нечто таинственное, неизвестное. 8 волн моряки стойко переносили, а 9-тую боялись.

3. А у древних греков за этим числом закрепилась только добрая слава. Жюри Олимпийских игр в Афинах состояло из 9 судей.

4. И было 9 муз - покровительниц наук и искусства. Наверное, потому что девять - наибольшее число из натуральных однозначных чисел.

5.В русских народных сказках часто действие происходит в «тридевятом царстве, в тридесятом государстве», «за тридевять земель». Тридевять - это 27, то есть 3раза по 9. В древности считали девятками. А позже стали считать десятками и после слов «тридевятое царство» приписали « тридесятое государство» (то есть 3-жды по 10)

4. А ещё говорят, что у кошки 9 жизней. Живучие потому что.

И ещё хочу спросить: а сколько планет в солнечной системе?

Молодцы, спасибо Диме и маме.


Вероничка. У меня проект «Число девять в математике». Девять в математике – самое большое однозначное число. Девять может входить в многозначные числа или нет, однако цифровой ряд заканчивается именно на девяти.

Интересно то, что любое число делится на 9 в том случае, если сумма его цифр в записи числа делится на 9. Например: 774. 7+7+4 = 18 18 делится на 9, значит и 774 делится, и 477. 747 делятся на 9. Я не могу делить такие числа, но мы с Викой проверяли. 531 это 5+3+1 =9 Конечно же 9:9. Подобным свойством в математике обладают только два числа: 9 и 3 (ведь число 3 само три раза помещается в девяти). А ещё у миллиарда девять нулей.

Дима Сопельняк: я хочу дополнить. Это кубик Рубика. На каждой грани кубика Рубика содержится по 9 квадратиков. Они окрашены в определенные цвета. Необходимо собрать его таким образом, чтобы квадратики одного цвета находились на одной грани.

А ещё есть головоломока под названием «судоку», это квадрат размером 9 на 9 клеток, в которые необходимо вписывать числа, посчитать и вписать.



- Молодцы какие! – ВОТ оно какое число 9 !!!

Спасибо, и давайте узнавать еще больше об этом числе. А именно: рассмотрим таблицу умножения числа 9. Дети!!! Сколько интересных фактов вы откроете, я вам завидую!

V. Физминутка – 1.

А ЧТОБ У ДЕВЯТИ БЫЛА УДАЧА В ПУТИ – ПРИСЯДЕМ ДЕВЯТЬ РАЗ НА ДОБРУЮ ДОРОЖКУ. В ПУТЬ!

VI. Работа над темой урока

– Перед вами таблица умножения девяти: число 9 – первый множитель, это новая таблица, но нельзя сказать, что незнакома вам совсем. И вы легко найдете значения произведений.

9 х 2 =2х9=18
9 х 3 =3х9=27
9 х 4 =4х9=36
9 х 5 =5х9=45
9 х 6 =6х9=54
9 х 7 =7х9=63
9 х 8 =8х9=72
9 х 9 =9х9=81

–  Какое свойство умножения поможет нам найти их?  (От перестановки множителей произведение не изменяется)
– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений. 
– Какой новый случай появился?  

- Переставлять местами нет смысла 9х9

- а как же нам найти результат этого произведения?

- Есть два варинта, два пути. Что такое умножение?
– Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице.   (Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( +9)
– Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие мы уже знаем.

Запишите в тетрадку 9х9=81

VII. Мотивация учебной деятельности учащихся. Продолжим рубрику «Удивительное число 9»

–Таблица умножения числа 9 таит внутри тоже загадочность…

–Давайте внимательнее рассмотрим результаты умножения. Что вы заметили?

9 х1= 9

9∙2=18

9∙3=27

9∙4=36

9∙5=45

9∙6=54

9∙7=63

9∙8=72

9∙9=81



  1. Обратите внимание на десятки. Как изменялось количество десятков в произведениях? ( от1 до 8, в порядке увеличения)

А единцы как изменялись? (от 9 до 1, т.е. в порядке уменьшения)


2) заметим, что сумма цифр произведения тоже равна 9 - (1+8), (2+7)

3) если в первых четырёх ответах цифры поменять местами, то получим четыре других ответа таблицы.

9∙2=18 81=9∙9

9∙3=2772=9∙8

9∙4=3663=9∙7

9∙5=45 54=9∙6

–Кроме того, если кто-то еще не запомнил результаты таблицы умножения числа 9, то ее можно выучить на даже пальцах. Попробуем?

–Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец один за другим означает соответствующее число: первый слева - 1, второй за ним - 2, третий - 3, четвертый - 4, и так до десятого, который означает 10.

–Теперь, если нужно умножить 9 на каждое из первых десяти чисел, надо загнуть палец, обозначающий второй множитель. Тогда пальцы, слева от загнутого, дадут в сумме число десятков, а пальцы справа покажут число единиц.

9 ∙ 2

–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 2:

 

Слева от загнутого пальца - 1 палец, справа - 8, значит, результат умножения равен 18.



9 ∙ 3

–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 3:

Слева - 2 пальца, справа - 7, выходит результат умножения равен 27 и т.д. Интересно? Необычно? А как просто!

Есть еще «Легкий способ запоминания таблицы»

Число, которое умножаешь на 9, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. Например,9х6 то же самое, что и 60-6=54

VIII.Закрепление материала.Работа с учебником


При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражения на деление. 

Какое правило нужно вспомнить? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число)
Проверим по учебнику.



IX.Физкультминутка-2. (Повтори позу)

Переход к проектно-практической деятельности. (Презентация «Памятники России»)

- А вы, повторяя позы скульптуры, обращайте внимание на то, кто автор скульптуры.

-Какую скульптуру я сегодня не показала вам?

(«Рабочий и колхозница» Вера Мухина - автор.)

-А эти скульптуры?

-Это скульптуры из нашего парка. Памятник солдатам-освободителям и Монумент Родина-мать.

Они расположены в ближней части парка. А та, отдаленная к трассе ничем не занята.

А хотели бы вы, чтобы в парке были и другие скульптуры? А ещё что можно в парке сделать? (сделать беседки, поставить скульптуры, проложить дорожки)

Ученики нашей школы весной и осенью наводят порядок. И вы там работали. Вам ещё 9 лет в школе учиться. А потом, когда получите высшее образование, станете кто архитектором, кто дизайнером, кто инженером или скульпторм – вы измените вид нашего парка. Но проект мы сделаем сейчас. Сейчас мы парк разделим на три участка, а мы разделимся на 3 бригады? Нас сколько?

Прежде чем приступить к работам, вам необходимо будет определить участок и получить разрешение на строительные работы. Вы видите 3 участка разного размера. 1 бригада – площадь вашего участка 15 кв. дм . 2 бригада – площадь вашего участка 25 кв.дм. 3бригада - участок 20 кв.дм.

Правильнои выбрав свой участок, вы получаете разрешение на строительство. Сделайте необходимые измерения.



  1. 5х3

  2. 5х5

  3. 5х4



Ребята, вы получили разрешение на строительные работы. И я, как главный архитектор, выдаю пакет документов.

Строим беседку.

Задача-1. Для строительства беседки нужны большие и маленькие брусы. Больших привезли 9 штук, а маленьких в 8 раз больше.

1 бр. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

2 бр. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия. Решение запишите выражением. 3 бр. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в 2 действия и решите, записывая каждое действие отдельно.

ПРОВЕРКА. Ответ на планшет.

Каждый труд должен быть оценённым. Поставьте себе отметки; на каком уровне ты понял задачу, и в какой степни ты уверен, что сам можешь поставить правильно вопрос и решить. Поставьте себе от 3 до 5 баллов.


Беседки поставили. Наклеим их на свои участки в правом нижнем углу участка.


Задача -2

От беседки нужны дорожки.

Начертим отрезок 9 см. Объясняем как. Без измерения, сравнением, найдите дорожку = 9 см. Наклеим её на план. Под беседкой .


1 бр. Из имеющихся образцов дорожек измерением найдите дорожку на 3 см длиннее. (12 м)


2 бр. Длина вашей дорожки в 2 раза длиннее первой.

(18 м)

3 бр. Длина вашей дорожки в 3 раза длиннее первой. (27 м)


ПРОВЕРЯЕМ.


Разместим её на участке от 1 дорожки в направлении к левому верхнему углу.

ПРОВЕРЯЕМ. Оцените труд.


Ну не могут же дорожки вести «НИКУДА». Поставим скульптуры.


Каждая бригада выбирает скульптур, определив её высоту . Решите уравнение и определите высоту памятника. Определите, какой памятник будет ставить ваша бригада, решите уравнение.

х*9=36 9*х=27 35:х=7


-Давайте возложим цветы к подножию скульптур.

Определите, сколькополевых цветов в вашем букете:

1 бр. - 9*7 2 бр.- 9*6 3 бр- 9*8


Наклеим на участок.

Ну, вот и потрудились на славу. Пора оценить свои старания.


Оцените своё старание до 5 баллов.

Сколько нового, интересного, полезного узнал сегодня? Тоже 0-5


И так, мы, кажется, все сделали. Самое главное, проект готов.

Памятка «Как вести себя в парке».

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПАРКЕ.

1. Парк – зона отдыха. Соблюдай чистоту!

2. Не рви цветы и не ломай ветви деревьев.

3. С уважением относитсь к памятникам и скульптурам.

4. Береги зелёные насаждения. Это красота нашего родного

края.

5. Не шуми, не пугай птиц!

6. Наш парк – уголок нашей Родины!

Давайте беречь и украшать её!

НО НЕТ В ПАРКЕ СКАМЕЕК. ЭТО Д/З. Я даю индивидуальные карточки с задачей. Решить её и составить 2 обратные данной.

На карточке написан и № задания из учебника

Знать таблицу на 9.

1 бр. Домашнее задание по математике на 20 ноября.

Учить таблицу умножения 7.8.9.

Задача 1. В праздничный день в парке на скамью могу сесть 7 человек.

Сколько человек могут сидеть на 9 (девяти) таких скамейках?

Реши задачу. Составь задачу, обратную данной и запиши только решение задачи.

  1. Реши примеры:



(17-8)∙ 4= 9∙ 4= 21: 7=

(21-6): 3= 8∙ 3= 36 :6=

18: 6 ∙9= 7∙ 2= 16 :8=

8∙ 3 - 5= 9х8 = 20:4=



Учебник. СтР. 65 № 1

----------------------------------------------------------------------------------------2 бр.

Домашнее задание по математике на 20 ноября.

Учить таблицу умножения 7.8.9.

Задача № 1. Для сельского парка приобрели садовые скамейки. Одна скамья стоит 4 тысячи рублей. Сколько скамеек можно купить на 36 тысяч рублей?

Реши задачу. Составь две задачи, обратные к данной и запиши только решение задач.

Вспомни: цена, количество, стоимость.

  1. Реши примеры:

(17-8)∙ 2= 9∙ 5= 21: 3=

(21-6): 3= 8∙ 9= 36 :4=

18: 6 ∙3= 9∙ 2= 16 :2=

8∙ 3 -5= 4∙ 6= 20:5=



Учебник. СтР. 65 № 2





Бр. 3 Домашнее задание по математике на 20 ноября.

Учить таблицу умножения 7.8.9.

Задача-1.

Чтобы покрасить одну скамейку в парке, требуется 3 кг голубой краски. Сколько килограммов краски надо, чтобы покрасить 9 скамеек?

Реши задачу. Составь задачу, обратную данной и запиши только решение задачи.

  1. Реши примеры:



(17-8)∙ 2= 9∙ 4=

(21-6): 3= 8∙ 3=

18: 6 ∙3= 7∙ 2=

8∙ 3 -5= 4∙ 6=



Учебник. СтР. 65 № 3











































ПРИЛОЖЕНИЕ.

3 экз. 1 бригада

Задача – 1 Для строительства беседки привезли большие и маленькие брусы. Больших брусов - 9 штук, а маленьких в 8 раз больше, чем больших.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

Решение.

1)__________________________________________________

Ответ:____________________________________________________

Наклеим беседку на учаток в правом нижнем углу.



_________________________________________________________________

2 бригада

Задача – 1 Для строительства беседки привезли большие и маленькие брусы. Больших брусов - 9 штук, а маленьких в 7 раз больше, чем больших.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия, но решение запиши выражением.

Решение.

1)__________________________________________________

Ответ:____________________________________________________

Наклеим беседку на учаток в правом нижнем углу.





















3 бригада

Задача – 1 Для строительства беседки привезли большие и маленькие брусы. Больших брусов - 9 штук, а маленьких в 7 раз больше, чем больших.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась в два действия, запиши каждое действие отдельно.

Решение.

1)__________________________________________________

2)__________________________________________________

Ответ:____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________



Наклеим беседку на учаток в правом нижнем углу.

9 экз. Задача -2

От беседки нужны дорожки.

1 дорожка. Начертим отрезок 9 см. Объясняем как. Без измерения, сравнением (приложи к жертежу) найдите дорожку = 9 см. Наклеим её на план под беседкой.


1 бр. Из имеющихся образцов дорожек измерением найдите дорожку на 3 см длиннее.


2 бр. Длина вашей дорожки в 2 раза длиннее первой.

3 бр. Длина вашей дорожки в 3 раза длиннее первой.


Наклеим от первой дорожки в направлении к правому верхнему уголу.


ПРОВЕРЯЕМ. Оцените.

__________________________________________________________________________________________________________________________














Задание 3. Уравнение. Поставим скульптуры.


Каждая бригада выбирает скульптуру самостоятельно, но только определив высоту скульптуры. Решите уравнение и определите высоту памятника. У вас по 3 скульптуры, высота памятника указана. Определите, какой памятник будет ставить ваша бригада, решите уравнение.

1 бр. 2 бр. 3 бр.

х*9=36 35:х=7 9*х=27

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Определите, сколько полевых цветов в вашем букете:

1) 9*6 2) 9*8 3) 9*7