Словарная работа
на уроках
родного (аварского ) языка.
Одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников. Очень важно, чтобы такая работа проводилась из урока в урок, носила управляемый, диагностируемый характер.
I .
Предъявление нового слова.
Способы предъявления нового слова: - чтение загадки, отгадывание ее обучающимися; - рассматривание предметной картинки; - описание признаков предмета.
К I ал гьеч I еб-цаби ругеб,
Ч I амулеб- къулч I улареб
Хъ у хъ ади ро
I . Бицанк I о ч I вай (отгадывание загадки).
2. Берзул (картинный) диктант
г I еч
Омонимал хъвай
Антонимал хъвай
3. Дун лъай ?(узнать предмет по описанию)
Бал рек I араб, бег I ераб, рагъухъанас рачлъихъ бахъун бук I унеб алат.
Х в алчен
7. Анаграммаби
торг I о
орг I от
нодо
одно
лъаг I ел
лег I алъ
гурде,
7. Чияраб бате ( нахождение лишнего слова в строке).
ц I алдохъан,
т I ехь;
бакъ,
къалам,
к I аз,
бет I ер,
хъабало;
пер,
охцер,
ламадур.
г I еч,
8. «Раг I и бак I аре»
(«Собери слово»).
А … анат , т … рг I о, ра … ас, а … ру, н … до, т I о … .
А м анат , т о рг I о, ра х ас, а м ру, н о до, т I о х .
Мохмох
9. Х I ай «Раг I и лъай» («Угадай слово»)
Учитель показывает карточки, на которых написан первый слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова, начинающиеся на слог «го-»
къ
ба -
г I араб
ч I ана
къда
II .
Работа над слуховым образом словарного слова.
К в ар, ба ц I ц I ада б
Раг I иги абун, зах I малъаби баян гьаризе(учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нём «трудное место». Таким образом, учащиеся сами ставят орфографическую задачу).
Бит I ун, гьижаккун раг I и аби (орфографическое проговаривание).
Ги- ри- га- ра.
Этимологияб баян
раг I и - Бакъдебусс
Бакъ -
Бусс-
т I абиг I аталъул г I аламат, сверухълъиялъе канлъиги хинлъиги кьолеб
«буссине» абураб глаголалдасан лугьараб раг I ул бут I а .
ах
4.Маг I наялде балагьун, раг I аби кьералда хъвай( правописания групп слов, связанных тематически)
школа:
Къалам
Къалант I ар
ц I алдохъан
гъут I би :
Саг I ан
Гъаран
х I айванал:
Бац I
Г I анк I
Х I ама
х I анч I и:
Гъеду
микки
III
Проверка уровня усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами
I . Раг I и (гордал) Учитель показывает карточки со словами, с пропущенной орфограммой.
Ри…а-хочи, ра…ан, бу…изе, … ам, ма… .
3.Т I асабищун (выборочный) диктант
Предметиял ц I арал хъвай.
Вач I ана, яц, сордо, т I абиг I ат, берцинаб , сурукъаб, анц I го,
Словарияб х I алт I и
Дуъдуъ – заикание
Вабаъ – холера(болезнь)
Гьуърул - легкие .
Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства остаются неизвестными для людей, если не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык — это орудие для выражения мысли.
Калинин М. И.