План по самообразованию.
Тема: «Влияние взрослого на речевое развитие детей».
Разработала: учитель – логопед Гапурова Э.Б.
Сроки: Сентябрь 2018 г. – Май 2019 г.
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
- Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
- Приобщить детей к русскому фольклору;
- Обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
- Развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
- Воспитывать любовь к русскому фольклору.
Ожидаемые результаты: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить качество образовательного процесса.
У меня, как у педагога-воспитателя, сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
-умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоритических и практических знаний, умений и навыков;
Актуальность темы: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные) .
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Сентябрь:
РППС группы.
Пополнение группы играми и атрибутами Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…
Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…
Картины животных, птиц…
Маски: козы, кошки, мышки…
Ширма
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.
Отгадывание детьми загадок.
Досуг «Вечер загадок».
Памятка» Приобщение детей к русскому фольклору» Изучение нормативных документов, методической литературы и материалов интернет - ресурсов по теме
Октябрь:
Театрализованная постановка.
Инсценирование русской народной сказки «Теремок»
Праздник «Осень в гости к нам пришла»
Подготовка информации в родительский уголок» Приметы осени» Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный, пальчиковый и би-ба-бо театры)
Участие в празднике персонажем»
«Осень»
Ноябрь:
Пополнить книжный уголок красочными книгами с потешками для детей.
НОД «Устное народное творчество. Потешки».
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
(могут использовать педагоги других возрастных групп).
Консультация для родителей.
«Потешки в жизни ребенка» Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка» (из опыта работы других воспитателей)
Применять потешки в режимных моментах
Разработка конспекта занятия по развитию речи в во второй младшей группе «Устное народное творчество. Потешки».
Декабрь:
Новогодний праздник «Елка в гости к нам «пришла».
Инсценировка сказки «Заячья избушка».
Семейный проект «Наши добрые сказки» Подготовка родителей к защите семейных проектов на общесадовом круглом столе.
Участие на празднике персонажем «Снегурочка».
Изучение методической литературы по созданию семейных проектов.
Январь:
Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.
Игровая деятельность «Поиграем пальчиками».
. Консультация: «Роль пальчикрвых игр в развитии речи детей»
Создание картотеки пальчиковых игр на основе русских народных потешек.
Февраль:
Развлечение на улице «Зимние забавы» Памятка для родителей «Зимние забавы».
Информация в родительский уголок «Приметы февраля» Разработка конспекта» Зимние забавы».
Март:
Концерт «Мама-милая моя!»
Использование частушек
РППС группы
Пополнение группы играми и атрибутами
Колыбельные
Куклы, кроватка Игрушки животных, птиц
Выступление на педсовете с презентацией по данной теме «Русские посиделки в детском саду для родителей» Участие персонажем
«Матрешка» на русских посиделках
Апрель:
Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой».
Выставка совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Консультация: «Почитай мне сказку, мама»
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Май:
Знакомство с закличками, потешками о солнце.
Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»
Подготовка информации в родительский уголок «Летние приметы» Создание картотек скороговорок, песенок, закличек.
Изучение учебно-методической литературы:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.