План профессионального саморазвития
на 2023-2024 учебный год
учителя русского языка и литературы МБОУ «Пониклинская СОШ»
Методическая тема (2024-2028 гг.): «Активная практика использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения русскому языку и литературе как средство повышения качества воспитания и образования учащихся»
Приоритетное направление: «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
1.Обоснование выбора приоритетного направления.
Проблема развития читательской грамотности школьников – подростков в растущем потоке информационного поля на сегодняшний день в процессе обучения возникает особенно остро. В системе требований образовательных стандартов, программы Президента РФ, в рамках реализации проекта «Методологии», по оценке качества образования (PISA, PIRLS), которые пройдут до 2024 г. по плану организаторов в каждой школе возникает необходимость по-новому осмыслить взгляд на чтение.
Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Отметим тот факт, что акцент делается на понимании прочитанного и последующем осмыслении и оценивании информации.
Цель: совершенствовать педагогическое мастерство с целью обеспечения развития читательской грамотности школьников в соответствии с требуемым уровнем международной шкалы оценки посредством активной практики использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в процессе обучения русскому языку и литературе как средства повышения качества воспитания и образования учащихся.
Задачи:
1)более детально изучить и совершенствовать применение методики, обеспечивающейразвитие умения школьников находить и извлекать нужную информацию из текста.
2) более подробно изучить и совершенствовать практическое применение методики, обеспечивающей развитие умения школьников интерпретировать и интегрировать информацию.
3) дополнить портфель методик, техник, приёмов, упражнений с целью использования в работе по формированию читательского интереса школьников.
В развитии профессиональных компетенций учителя:
1)пройти курсы повышения квалификации\ посетить мастер-классы открытые уроки и другие методико-практические мероприятия\ по теме «Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся»;
2)изучить и освоить современные методы и технологии:
развития умения школьников находить и извлекать информацию из текста;
совершенствования умения интерпретации и интеграции извлечённой информации;
3)разработать и организовать\использовать имеющуюся разработанную\ систему контроля уровня сформированностипоказателей читательской грамотности;
4)с помощью диагностики, анкетирования, тестирований проследить динамику формирования читательской грамотности школьников.
5)обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования и дополнить дидактические материалы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, на внеурочной деятельности, во внеклассной работе;
6) принять участие в профессиональных конкурсах различного уровня;
7)обеспечить подготовительную работу и участие учащихся в конкурсных мероприятиях различного уровня.
Способы организации профессионального развития:
- участие в мероприятиях, направленных на совершенствование педагогического мастерства, проводимых педагогическим сообществом (семинары, вебинары, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации);
- самостоятельное изучение и исследование материалов по теме самообразования;
- сотрудничество с коллегами, родителями в организации совместной деятельности;
- распространение педагогического опыта посредством сетевого взаимодействия, личного сайта в сети Интернет, публикаций в различных источниках.
Тематика основных направлений самообразования:
- подходы к формированию читательской грамотности посредствами предмета;
- использование системно-деятельностного подхода в обучении, обучения, связанного с жизнью;
- новые подходы к оценке деятельности обучающихся;
- организация проектно-исследовательской деятельности;
- подготовка обучающихся к Государственной итоговой аттестации.
Формы самообразования:
- через план повышения профессионального мастерства;
- через участие в работе опорных площадок на базе образовательных учреждений района;
- через участие в работе школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы;
- через работу в сетевых профессиональных сообществах.
План мероприятий (поэтапные мероприятия)
Содержание деятельности | Сроки | Содержание |
Изучение современных российских и зарубежных материалов по вопросам развития читательской грамотности. Прохождение курсов повышения квалификации. | Июнь-август-2023г. | 1. Изучение статей в сети интернет: https://uchitel.club/events/kniga-vmesto-gadzheta-zachem-sovremennomu-rebenku-chitatelskaya-gramotnost-i-kak-ee-razvivat/ 2. Просмотр вебинара: «Оценка читательской грамотности в рамках международного исследования PISA http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_web3.html 3. Изучение материалов родительского собрания «Как развивать читательскую грамотность» https://www.irro.ru/mobile.php?id=4599 4. Участие ввебинаре « Как мотивировать детей читать: три мощных школьных метода» https://zen.yandex.ru/media/detidoma/kak-motivirovat-detei-chitat-tri-moscnyh-shkolnyh-metoda-5c4968a154a86e00ad0e4608?fbclid=IwAR1qY8mInU-aog5BgCVrIQwuuGk5tuL4ZAOlsd8gZ8RGEvI0IVeCElkWVVw 5. Использование эталонных заданий компании «Просвещение»https://catalog.prosv.ru/item/44218 6. Курс для школьников по работе с информацией в Яндекс.Учебник 7.Участие в вебинарах группы компании «Просвещение» https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main#tekst-8 |
Диагностика Формирования читательской грамотности | Сентябрь2023 г. | Ведение систематического мониторинга формирования читательской грамотности обучающихся. |
Методическая работа и деятельность в профессиональных сообществах | 2023-2024уч. год | Выступления на заседаниях ШМО по теме самообразования. Публикации материалов по теме самообразования в сети Интернет и в других источниках. |
Реализация обновлённых ФГОС основного общего образования. | 2023-2024 уч. год | Разработка \дополнение\ учебных программ основного общего образования, методических материалов в соответствии с требованиями подходов при внедрении обновлённых ФГОС, с учетом формирования читательской грамотности обучающихся. |
Разработка методического обеспечения образовательного процесса | 2023-2024 уч. год | Разработка \изучение имеющихся разработанных\ контрольно-измерительных материалов по формированию читательской грамотности. |