СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии

Просмотр содержимого документа
«План работы с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии»

Портфолио учителя математики МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» Ткаченко О. В.


План работы

с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии

Учитель Ткаченко О.В.

на 2020-2021 учебный год


Пояснительная записка


Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель и задачи программы:

- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Краткая характеристика слабоуспевающих детей 

Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль над правильностью выполнения.

Принципы построения: Приоритет индивидуальности.

Принципы реализации:

 - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Список слабоуспевающих обучающихся в 2020-2021 учебном году

Ф.И. ученика

9 класса

Примечание (педагогическая запущенность, болезнь и пр.)

Результат на конец четверти (успевает, не успевает)

Итог учебного года

1 чт

2 чт

3 чт

4 чт

1.

Дементьев Влад

Низкие способности, недостаточная домашняя подготовка

-

-

+

+

«3»

2.

Коваль Алексей

Недостаточная домашняя подготовка, пропуски по болезни

-

-

+

+

«3»

3.

Умняшкин Владимир

Отсутствие навыков самостоятельности в работе

-

+

-

+

«3»

4.

Ядрова Ульяна

Отсутствие навыков самостоятельности в работе

+

-

-

+

«3»

5.

Омельченко Юлия

Недостаточная работа на уроке и дома

-

+

+

+

«3»

6.

Яковлева Кристина

Недостаточная домашняя подготовка, пропуски по болезни

-

-

+

+

«3»



План   работы со слабоуспевающими учащимися

на 2020- 2021 учебный год

Мероприятия

       Срок

1.

Проведение среза умений и навыков учащихся по основным разделам учебного материала обучения

 Цель: определение фактического уровня знаний детей

Сентябрь

2.

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.

ноябрь - декабрь

3.

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года

4.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года

5.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года

6.

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.

В течение учебного года

7.

 Поставить в известность  непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

В течение учебного года

8.

 Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса, по возможности  вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года

9.

 Проводить дополнительные  (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года

Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически.

Система работы с неуспевающими детьми

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

Контроль подготовленности учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Предложение учащимся примерного плана ответа.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

  • Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Организация самостоятельной работы вне класса

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Самостоятельная работа учащихся на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

  • Напоминание приема и способа выполнения задания.

  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

  • Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.


Работа с неуспевающими учащимися

1. Ф.И.О. ученика ___________________________________

2. Класс __________

3. По каким предметам не успевает ______________________________________

_____________________________________________________________________

4. Поведение ученика __________________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________ _______

_____________________________________________________________________

6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником _____________________________________________________________________

_________________________________________________________________ ____

7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __________

_________________________________________________________________ ____

8. Сколько времени длится эта работа ____________________________________

9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы ________________

_____________________________________________________________________


Памятка «Психотерапия неуспеваемости»

1. «Не бить лежачего». Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. «Не более одного недостатка в минуту». Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. «За двумя зайцами погонишься…». Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.

4. «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. «Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами». Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. «Не скупитесь на похвалу». Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. «Техника оценочной безопасности». Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. «Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели». Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. «Учащийся не объект, а соучастник оценки». Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.

10. «Сравнивайте достижения». Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.