Портфолио учителя математики МБОУ «Средняя школа г. Северо-Курильска» Ткаченко О. В.
План работы
с обучающимися, имеющими затруднения в обучении и развитии
Учитель Ткаченко О.В.
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Цель и задачи программы:
- ликвидация пробелов у обучающихся в обучении по математике;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль над правильностью выполнения.
Принципы построения: Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Список слабоуспевающих обучающихся в 2020-2021 учебном году |
№ | Ф.И. ученика 9 класса | Примечание (педагогическая запущенность, болезнь и пр.) | Результат на конец четверти (успевает, не успевает) | Итог учебного года |
1 чт | 2 чт | 3 чт | 4 чт |
1. | Дементьев Влад | Низкие способности, недостаточная домашняя подготовка | - | - | + | + | «3» |
2. | Коваль Алексей | Недостаточная домашняя подготовка, пропуски по болезни | - | - | + | + | «3» |
3. | Умняшкин Владимир | Отсутствие навыков самостоятельности в работе | - | + | - | + | «3» |
4. | Ядрова Ульяна | Отсутствие навыков самостоятельности в работе | + | - | - | + | «3» |
5. | Омельченко Юлия | Недостаточная работа на уроке и дома | - | + | + | + | «3» |
6. | Яковлева Кристина | Недостаточная домашняя подготовка, пропуски по болезни | - | - | + | + | «3» |
План работы со слабоуспевающими учащимися
на 2020- 2021 учебный год
№ | Мероприятия | Срок |
1. | Проведение среза умений и навыков учащихся по основным разделам учебного материала обучения Цель: определение фактического уровня знаний детей | Сентябрь |
2. | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком. | ноябрь - декабрь |
3. | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года |
4. | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока | В течение учебного года |
5. | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года |
6. | Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях. | В течение учебного года |
7. | Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость. | В течение учебного года |
8. | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года |
9. | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года |
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически.
Система работы с неуспевающими детьми
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
В работе с неуспевающими детьми помогут памятки для педагогов.
Работа с неуспевающими учащимися
1. Ф.И.О. ученика ___________________________________
2. Класс __________
3. По каким предметам не успевает ______________________________________
_____________________________________________________________________
4. Поведение ученика __________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________ _______
_____________________________________________________________________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником _____________________________________________________________________
_________________________________________________________________ ____
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __________
_________________________________________________________________ ____
8. Сколько времени длится эта работа ____________________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы ________________
_____________________________________________________________________
Памятка «Психотерапия неуспеваемости»
1. «Не бить лежачего». Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. «Не более одного недостатка в минуту». Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. «За двумя зайцами погонишься…». Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. «Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами». Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. «Не скупитесь на похвалу». Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. «Техника оценочной безопасности». Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. «Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели». Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. «Учащийся не объект, а соучастник оценки». Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. «Сравнивайте достижения». Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.