Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
План работы с одарёнными детьми
по предмету
«Английский язык»
Составитель программы: Кирдяшева Г.Н.,
учитель английского языка
2022 – 2023
Пояснительная записка
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости.
К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно-урочной системы не удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Данная программа предназначена учителям английского языка, работающим с одаренными детьми.
Цели и задачи
Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности.
Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Она проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний.
Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике, языкам и т.д.).
Одаренность интеллектуальная – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь, умственных ресурсов), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов к разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям.
Одарённость творческая – такое состояние индивидуальных психологических ресурсов, которое обеспечивает возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности по сравнению с другими людьми.
Таким образом, цель работы с одаренными детьми – обеспечить благоприятные условия для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в областях интеллектуальной и творческой деятельности.
Задачи:
- выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными учащимися;
- творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
- увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
1. Выявление одарённых детей по разным направлениям.
2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
5. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия с сильными учащимися;
- внеурочная деятельность;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами.
Методы работы:
- творческого характера (проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские);
- проектные (в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
План работы
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | 1. Разработка плана работы с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год. 2. Составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению английского языка. 3. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. 4. Создание банка нестандартных заданий по английскому языку. (В течение года) 5. Мониторинг уровня компетентного владения всеми видами речевой деятельности одаренных детей. (В течение года) |
Октябрь | 1. Проведение ШЭ ВОШ по английскому языку для 5-11х классов. 2. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. 3. Подготовка к МЭ ВОШ по английскому языку. 4. Мастер-класс по изготовлению поделок к Хэллоуину. 5. Участие в творческом конкурсе, посвященному Хэллоуину. |
Ноябрь | 1. Подготовка к МЭ ВОШ по английскому языку. 2. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. 3. Участие в творческих конкурсах и олимпиадах на различных образовательных платформах. 4. Участие в МЭ ВОШ по английскому языку. |
Декабрь | 1. Участие в международной олимпиаде «Британский бульдог» 2. Индивидуальные консультации с одаренными детьми. 3. Создание языкового портфолио и индивидуальных карт одаренных детей. |
Январь | 1. Проведение фонетического конкурса «Speak right». 2. Индивидуальные консультации с одаренными детьми. 3. Подготовка к РЭ ВОШ по английскому языку. |
Февраль | 1. Подготовка и проведение Недели иностранного языка. 2. Акция «Подари валентинку другу». 3. Участие в ШЭ научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». 4. Индивидуальные консультации с одаренными детьми. |
Март | 1. Анализ критических замечаний и предложений по результатам ВОШ с выработкой рекомендаций. 2. Участие в МЭ научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее». 3. Мероприятие ко Дню Св.Патрика 17 марта. |
Апрель | 1. Шекспировские чтения. 2. День Королевы Елизаветы II. 3. Подготовка к итоговой промежуточной аттестации. |
Май | 1. Анализ работы с одаренными учащимися по итогам 2022-2023 учебного года. |
Банк данных «Одаренные дети»
№ | Фамилия, имя | Класс |
1 | Луконькина Снежана | 11 |
2 | Белокриницкая Яна | 9 |
3 | Дегтярева Валерия | 9 |
4 | Медведев Никита | 7 |
5 | Веретянкин Семен | 5 |
6 | Гордеев Дмитрий | 5 |
7 | Кабиров Игорь | 5 |
8 | Шамина Варвара | 5 |
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными учащимися;
- формирование и развитие индивидуальности, самостоятельности, творческого потенциала личности;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности, максимальное развитие навыков аудирования, устной речи, чтения и письма на английском языке.
- обогащение мировосприятия учащегося, осознание места и роли родного и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры;
- соблюдение этикетных норм межкультурного общения;
- увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей и призеров конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
6