План урока
Предмет Риторика Класс 6 Дата _____________
Тема: Дневниковые записи.
Цель: познакомить обучающихся с дневниковыми записями известных людей, научить выделять жанровые признаки дневниковых записей, вызвать у детей желание записывать свои мысли, анализировать свое поведение на страницах дневника.
Задачи: научить писать сочинения разных жанров (дневниковые записи).
Эпиграф:
По дневнику весьма удобно судить о самом себе.
Л.Н. Толстой
Психологическая подготовка.
Слово учителя.
- Сегодня, ребята, мы поговорим о дневниках. Что такое дневник? Каковы его жанровые особенности? Познакомимся с дневниковыми записями известных людей. Узнаем, для чего ведутся дневники. И, может быть, после нашего урока у некоторых из вас появится желание завести свой дневник.
- Что мы называем дневником?
Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. Дневник экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.
- Мы с вами сегодня познакомимся более подробно со первым значением слова.
- Давайте прочитаем отрывок из повести Анатолия Георгиевича Алексина
« Необычайные похождения Севы Котлова»:
«Для начала я изрисовал всю обложку и края первой страницы человеческими головками, фигурками животных, хвостатыми росписями. Первую фразу я начинал три раза и три раза нарочно зачеркивал: я знал, что так именно поступают со своими рукописями знаменитые прозаики и поэты. Но что делать дальше, я не знал…»
-В чем затруднялся автор дневника? Что бы вы могли ему посоветовать?
Дневники привлекают больше своим содержанием, а не формой. Человек должен хорошо представлять, для чего он пишет дневник, что хочет в нем выразить.
Прежде чем мы с вами приступим к более детальному изучению жанровых особенностей дневников, давайте познакомимся с дневником некоего человека. Что мы узнаем об этом человеке из его дневниковых записей?
Май 197… года.
Больше всего на свете я люблю рисовать!
Мне иногда кажется, что и во сне я рисую: вожу волшебным карандашом по синему полотну неба, и возникают очертания…
10 октября 197… года, Царское Село.
Сегодня весь день гуляла по его ( Пушкина) парку…
С аллеи проходила вглубь, потом по мягко шуршащей траве опять возвращалась на протоптанную траву. Рыже- жёлтые кучи листьев- как цветные фишки-ориентиры на травяном плате парка… После прогулки очень хочется рисовать!
7 января 197…года
Вчера закончила свой новый цикл «Последние дни поэта»…
Не хочу заканчивать на грустной ноте… Пусть будет больше солнечных дней, которые он (Пушкин) так любил. Мне хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.
-Что вы можете сказать об этом человеке?
Он любит рисовать, занимается этим серьёзно, увлекается поэзией Пушкина, любит людей и жизнь.
-Таким образом, можно сделать вывод, что по дневнику можно судить о внутреннем мире человека, его увлечениях и образе мыслей.
- Но только ли?
Из дневника Л. Н. Толстого:
Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния…
7 апреля 1847 года.
- Как понимаете эпиграф нашего урока?
- Итак, для чего ведутся дневники?
-Дневник помогает человеку раскрыться, особенно это важно в юном возрасте, когда человек порой не имеет друзей и страдает от одиночества.
- Дневник помогает привести в порядок свои мысли, он дисциплинирует, по дневнику можно судить о духовном росте человека.
- Дневник развивает творческие способности, позволяет посмотреть на себя со стороны спустя какое-то время.
Изучение нового материала.
Слово учителя.
Теперь давайте попробуем разобраться, какие черты характерны дневниковым записям.
Определите и запишите жанровые признаки следующих фрагментов.
8 января 1817 г., Царское Село. «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня.
Меня искали, но не нашли»
- Из чьего дневника представлены строки?
Жанровые черты:
- Указание на дату и место действия.
-Повествование от 1- ого лица.
-Записи на основе первичных впечатлений.
1815год, Царское Село.
Я счастлив был! ...нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием… Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!
Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!
Жанровые черты:
- Эмоциональность. Экспрессивная лексика.
- Отрывочность записей.
- Синтаксис: восклицательные предложения, односоставные предложения
25 мая 1867 г, Ясная Поляна.
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. А спокойствие - душевная подлость!
Из дневника Л. Н. Толстого.
Жанровые черты:
- Отражается внутренний мир, мысли и чувства человека.
- Монологичность.
Отличительные особенности жанра дневниковых записей:
Указание на число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология.
Называется место (город, учебное заведение, село, страна).
Повествование ведется от 1- го лица.
Записи на основе первичных впечатлений.
Монологичность
Отрывочность мыслей, краткость записей.
В записях отражается внутренний мир, ярче проявляются личностные качества человека.
Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.
Использование эмоционально-окрашенной лексики.
Закрепление изученного материала.
Задание. Зная жанровые особенности дневниковых записей, попытайтесь самостоятельно написать текст, отражающий ваше настроение. Представьте, что вы видите хмурое небо, дождь, запоздалый луч из-за тучи. И на бумаге появляется текст, передающий ваше состояние души или доброе, не испорченное погодой, или плаксивое, созвучное этой непогоде. Попробуйте передать в жанре дневниковой записи эти состояния души.
Ребята зачитывают получившиеся работы.
Итог урока.
Давайте подведем итоги нашего урока.
Для чего ведутся дневники?
Каковы отличительные черты дневниковых записей?
А из вас кто-нибудь сейчас ведет личные дневники? Почему?
Знаете ли вы художественные произведения, авторы которых прибегали к форме дневников? (Д Дефо «Робинзон Крузо»)
Отметки за урок.
Домашнее задание: Составить дневниковые записи на основе личных впечатлений от прожитой недели.