2 | Постановка учебной задачи Словес.: ответы на вопросы. Прак: расшифровка темы урока, формулирование темы. Прак: чтение диалога из учебника. Прак.: слушание и чтение текста. Прак.: определение автора. Словес.: ответы на вопросы Словес: слово учителя. Словес: чтение стихотворения. Словес: беседа. Прак: работа по карточкам в парах. Словесн: фронтальная беседа. | ≈15 | -Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? О чем мы с вами сегодня будем говорить? (предположения детей) - С каким разделом мы познакомились на прошлом уроке? (Люблю природу русскую Весна) -Сегодня мы с вами продолжаем изучать раздел «Люблю природу русскую. Весна.» Предположите, о чем мы с вами будем сегодня говорить? ( о весне) Изучение нового материала. - Вот и подошло концу самое суровое время года. Зима была холодная, морозная, но, несмотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе. Самое главное в стихотворение -это рифма. Бывают стихотворения, в которых есть рифма, а бывает такие, в которых нет рифмы. Но такие стихи не менее ритмичны и красивы, чем первые, ведь главное в этих стихах настроение. -Чем стихи отличаются от прозы? (рифмой, ритмом, образными словами) -Посмотрите на доску. Что здесь написано: ВЕЧТЮТ ЧИВОНАВИ РОДЕФ? (Федор Иванович Тютчев) -Что вы знаете о поэте Ф.Тютчеве? (предположения детей) Федор Иванович Тютчев. Родился он 5 декабря 1803 года. Родители Фёдора были не богатыми Мать Тютчева – Екатерина Львовна Толстая оказала большое влияние на воспитание своего сына. Тютчев получил прекрасное домашнее образование, с 12 лет занимался переводами и писал собственные стихотворения. Свое первое стихотворение он опубликовал в 14 лет. В своих произведениях он воспевал красоту родной природы. Его стихи живут и не стареют. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С двумя из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся. Первичное знакомство с текстом. - А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…» Закройте свои глаза и попробуйте представить картины, которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения. (учитель читает стихотворение на фоне музыки) - Кто является главными героями этого стихотворения? - «Зима не даром злится...». Что вы представили, услышав название этого стихотворения? (высказывания детей) -Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину. Что происходит между героями в стихотворении? (Зима и Весна борются за власть на Земле) Кто прав? (Весна) Кто должен отступить? (Зима) Какой месяц зимы описывает автор? Подходит ли февраль? (да, подходит так как февраль последний месяц зимы. В природе нередко случаются резкие перепады погоды. То после прохладных дней наступят такие теплые дни, что природа оживает и кажется, что это начало Весны. А то вдруг подует холодный ветер, по небу вновь понесутся низкие тучи и даже пойдет снег. Зима как будто борется с Весной. Кто кого победит. Словарная работа. -Ребята, в стихотворении есть такие слова, значения которых вам могут быть вам неизвестны. У вас на партах лежать листочки, посмотрите на них: слева написаны слова, а справа их значения. Соедините слова с их значениями с помощью стрелочки самостоятельно в парах. Посмотрите на доску сравните свою работу с эталоном. У кого получилось так? У кого-нибудь получилось по-другому? Если да, то исправьте свои ошибки. Первичный анализ. -Почему автор слова Зима и Весна пишет с заглавной буквы? (Зима и Весна-как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди) Посмотрите, как Тютчев называет Зиму? (Ведьма злая), а Весну? (прекрасное дитя) А на самом деле Весна и Зима живые существа? (нет) Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем что оно означает. (кто-то из учащихся читает) Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора? (ответы детей) Почему? Докажи. Зима не хочет уходить почему? (потому что ей понравилось, что всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить) Как шумит весна? (ручьями, пением птиц) Как в природе зима хлопочет, ворчит? (Вьюгами, метелями, пургой) Как отреагировала весна? (с забавой, с задором) Почему? (потому что она молодая, энергичная) | Отвечать на вопросы. Предполагать тему и цель урока Слушать, систематизировать знания. Отвечать на вопросы. Слушать, отвечать на вопросы. Предполагать, отвечать на вопросы вспоминая прошлые З. Слушать, анализировать полученную информацию. Слушать, представлять образы. Отвечать на вопросы. Работать в парах. Анализировать произведение, отвечать на вопросы. | П: строят речевые высказывания. П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков. П: строят речевые высказывания. К.: формулируют собственное мнение. П.: строют речевое высказывание. П.: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; выделять существенную информацию из Т. Р: принимать и сохранять уч.задачу. П.: строют речевое высказывание. К.: договариваются и приходят к общему решению в совместной д-ти. Р.: Оценивать правильность выполнения задания. |
3 | Решение частных задач Практический: чтение и анализ Т Прак.: анализ каждой части. | ≈13 | Повторное чтение и углубленный анализ. -Перечитайте стихотворение про себя. Какое настроение у поэта: он радуется или печалится? -На чьей стороне симпатия автора? (Поэту симпатична Весна, он радуется ей и осуждает Зиму за то, что она не уходит) -Какое же время года, по-вашему, лучше? (каждое время по-своему прекрасно) -На сколько частей вы поделили стихотворение? (на 5) Прочитайте 1 часть. (один из уч-ся читает вслух) Почему Зима злится? (прошла ее пора, наступает Весна, Зиме нужно уходить) Замените близким по значению слово недаром. (неспроста, т. е. У Зимы есть причины злиться на Весну) -Как понимаете 2 последние строчки? (сменяются времена года, зима уходит и наступает весна) -Прочитайте эту часть выразительно. Попробуй проанализировать? Прочитайте 2 часть. (Один читает) -Как понимаете слова «Все засуетилось»? (начало суетиться, действовать торопливо) -В каком темпе будем читать эту часть? (быстро, торопливо) -Прочитайте эту часть выразительно. -Прочитайте 3 часть. (Один читает) -Прочитайте и найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны. (зима-хлопочет, ворчит; весна-хохочет, шумит) -Как шумит Весна? (ручьи шумят весной) -Прочитайте эту часть выразительно. -Прочитайте 4 часть. (Один читает) -Прочитайте и выберите из текста слова в доказательство того, что Зима так просто не уходит. Эти слова являются основными в этой части. (Зима хлопочет, на Весну ворчит) -Как называет поэт Зиму? (ведьма злая) -А Весну? (прекрасное дитя) -Прочитайте, передайте отношение автора к Зиме и Весне. -Прочитайте 5 часть. (Один читает) -Как отреагировала Весна на проказы Зимы? (не замечает Зиму, умылася в снегу) -Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает. -А теперь, кто хочет прочитать всё стихотворение выразительно? (Несколько детей читают стихотворение вслух). Каким тоном надо его читать? (бодро, ведь Весна побеждает) | Проводить анализ чтения. Анализировать, отвечать на вопросы, делить текст на части. Отвечать на вопросы. | Р: принимают и со храняют уч задачу П: осмысленно читают текст П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков; П: строят речевое высказывание Р.: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивают правильность выполнения действий. |
4 | Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ | ≈4 | А. Предметная - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите имя. Что вы узнали о его жизни и творчестве? (Ф. И. Тютчев.С детства писал стихи. Писал много о природе) С каким стихотворением мы познакомились на уроке? (стихотворение Тютчева «Зима не даром злится..») - Что было для вас особенно интересно? (ответы детей) Как вы думаете зачем нам воображение в этом разделе? (чтобы представить картины которые возникают при чтении прозы и поэзии) Б. Деятельностная Посмотрите на доску и оцените свои достижения, у вас на парте лежать листочки, возьмите их и закончите предложения которые вы видите на доске. - Выберите и продолжите любое предложение. На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… Домашнее задание: выучите стихотворение Ф. Тютчева. Молодцы я довольно вашими достижениями на уроке. | Отвечать на вопросы, обобщать. Оценивать свои достижения. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль |