Предмет: физика
Класс: 7
Тема раздела: Взаимодействие тел
Тема урока: Сила
Цели урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций:
учебно-познавательной компетенции:
-ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности;
-задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
-ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; формулировать выводы;
коммуникативной компетенции:
-владеть способами совместной деятельности в паре, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
-развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
Задачи:
Образовательная: раскрыть сущность физического понятия «сила»; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
Развивающая: формировать навыки исследовательской деятельности, производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в парах;
Представление о результате:
Личностные (ЛР): смыслообразование; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений авторам открытий и изобретений,
Метапредметные (МПР):
- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; целеполагание, осуществлять самооценку своей деятельности; оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие;
-коммуникативные: обмениваться знаниями в паре для принятия эффективных совместных решений; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные (ПР): умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, объяснять полученные результаты и делать выводы; формулировать понятие «сила»;
Применяемые методы, педтехнологии- системно-деятельностный подход; методы: исследовательские, словесные, проблемно-поисковый.
Этап урока | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. этап самоопределения | создать условия, чтобы ученик внутренне собрался, нацелился на покорение новых вершин | Приветствие. Проверка готовности к уроку Наш урок начну с истории о великом ученном, именем которого названы теоремы, законы, единицы измерения. Он родился в 1642 году в Англии, в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Когда ребенку исполнилось три года, его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно... Подумайте и закончите это предложение – Ребята, я предлагаю вам подумать и закончить это предложение. Предположения и высказывания учащихся. …выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом. Сэр Исаак Ньютон. (Слайд 1). Вся его жизнь – это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. Он открыл: знаменитый закон всемирного тяготения; сформулировал основные законы механики; впервые объяснил движения и формы планет; пути комет, приливы и отливы океана; первый исследовал разнообразие световых лучей; сконструировал один из первых термометров; впервые построил отражательный телескоп... – Ребята, как вы думаете, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке? Предположения и высказывания учащихся. Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил: духовная сила: сила убежденья, сила красноречия сила ума сила воли нравственная сила Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. | Слушают. Высказывают мнение. Высказывают мнение. |
2. Актуали-зация | осознание учеником потребности открытия новых знаний, выбор способа решения проблемы | понятие «сила» есть и в физике Понятие силы первоначально возникло из ощущения мышечного усилия. Чтобы поднять груз, бросить копье, необходимо некоторое напряжение мышц, причем в различных случаях разное. Степень этого напряжения и оценивалась понятием сила. мы будем изучать новую физическую величину. для описания любой физ величины составим план изучения: 1. Явление или свойство, которое характеризует величина. 2. Определение величины. 3. Условное обозначение; 4. Единицы измерения величины. | «Сила» сила ветра, знание- сила и т.д. составляют самостоятельно План |
3. реализация построенного проекта | 1.Организовать деятельность по исследованию проблемной ситуации. 2.Обеспечить усвоение способов, средств, которые привели к решению учебной задачи. | Исследуем какие изменения происходят с телами при взаимодействии. Проведем эксперименты 1. Изменение скорости неподвижной тележки при столкновении с движущейся тележкой. 2. Движение скрепки под действием постоянного магнита. по какой причине тела изменили свою скорость видео Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Под действием силы тело меняет свою скорость или направление движения Мерой действия одного тела на другое является физическая величина, называемая силой. СИЛА_ МЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ Скажите, а в учебнике какое определение дается? Сила, причина изменения скорости по величине и направлению. запишем в тетрадь Сила – ф.в., Демонстрация -давайте рассмотрим еще несколько примеров действия одного тела на другое 1) Растяжение пружины под действием подвешенного груза. 2) смятие пластилина что изменяется у этих тел под действием другого тела? меняет свою форму и размеры Изменение формы тела называется деформация- может быть обратимым (это упругая) и необратимым(пластическая деф) Виды деформации: Упругая – тело принимает первоначальную форму после внешних воздействий 1. сдвиг; 2. кручение; 3. изгиб; 4. деформация сжатия. Пластическая – тело не принимает первоначальную форму после внешнего воздействия (пластилин) Законспектируем полученные знания (работаем по плану) 1) Сила – мера взаимодействия тел. (посмотрим в учебник на с68 какое опр дает нам автор) 2) обозначение найдите в учебнике - F векторная величина (имеет направление), F (модуль) 3) ед.измерения 1Н (ньютон) На следующих уроках мы будем изучать различные виды сил и у каждой силы есть своя формула, по которой она рассчитывается. | Выдвигают гипотезы, проводят исследование, делают выводы выписывают из учебника работают с таблицей СИ, выбирают самостоятельно |
4. Первичное закрепление | выполнение типовых заданий по новой теме с проговариванием | задания – проверка А как изобразить силу на рисунке? УЧЕБНИК с 69 Например я тяну брусочек. Прикладываю силу тяги? (показываю на доске рисунок) давайте выполним следующее задание 2 Запишем в тетрадь в виде схемы Результат действия силы зависит: -От модуля силы. - От точки приложения силы. -От направления силы. | Под действием силы видим разный результат. Выполняют практическую работу. Результат действия силы зависит от численного значения , направления и точки приложения |
5. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Включение в систему знаний | 1.Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания , создать ситуацию успеха | Как изобразить на рисунке что действует сила определенной величины? Например 5 Н (как на географических атласах наносятся и указываются расстояния между объектами?) на уроках географии при работе с картой мы используем такое понятие масштаб. Это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине линий на местности. для изображения нужно выбрать масштаб, т.е. Мы зададим сколько в единичном отрезке Ньютонов рис на доске и в тетради предлагаю закрепить полученные навыки, выполнив задание 1,2 и 3 Как показать на рисунке что одна сила больше другой? Самостоятельная работа – контроль усвоения знаний деформированный текст задание 4 работа в парах | Конспектируют Высказывают свое мнение Составляют алгоритм Работа в парах Высказывают мнение. Работают в рабочем листе. Обсуждают. Взаимопроверка |
6.Домашнее задание | 1.Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | параграф24, упр 9, творческое задание пословицы | записывают дз, уточняют |
7 Рефлексия | соотнесение целей и результатов своей деятельности | - Какую цель мы ставили в начале урока? Достигли ли мы цели? Оценить, вашу работу на уроке я предлагаю с помощью листов самооценки (приложение 4) | Проводят оценку усвоения новых знаний Заполняют листы самооценки |
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4 Заполни пропуски в тексте, используя слова
векторная, сила, скорость, первое,
, односторонним, направление.
Действие одного тела на другое не может быть ______________________. Если первое тело действует на второе, то и второе действует на _____________. В результате взаимодействия оба тела могут изменить свою форму или _________________и ___________________движения. Мерой взаимодействия одного тела на другое является ________.
Сила – это ________________величина. Она имеет направление. На рисунке силу обозначают в виде отрезка со стрелочкой на конце, радом со стрелкой пишется ___.
Оцените свою работу на уроке, подчеркнув в анкете нужное слово