1. Характеристика класса
На начало учебного года состав группы насчитывает 2 человек: 1 мальчик и 1 девочка. Все учащиеся успевают. Навыки учебной работы недостаточно сформированы у Юрия.
Все учащиеся обучаются в школе не первый год, поэтому уже привыкли к школьному укладу, им знакомы понятия «режим дня», необходимость соблюдения правил для учащихся. Навыки по самообслуживанию продолжают формироваться. Все учащиеся разные по характеру, способностям и физическим возможностям.
Для Юрия иногда характерно непослушание, истерические проявления, сопровождающиеся плачем, криками. Интерес к учебной деятельности проявляет, уровень сформированности мелкой моторики недостаточен, недостаточно выражена мотивация к трудовой деятельности, но зато повышен интерес к общению, играм. У мальчика имеются проблемы с подготовкой уроков и по поведению в ночное время суток.
Александра проявляет интерес к учебной деятельности, обладает воображением, внимательна к деталям, но очень неусидчива. Александра в проявлении настроения нестабильна, особенно на уроке, требует к себе особого внимания со стороны взрослого. Имеет хорошую работоспособность на уроке, может выполнить многое, но допускает незначительные ошибки. Проявляет активное участие в общественных делах, охотно выполняет постоянные и разовые трудовые поручения. Быстра. Имеет аккуратный внешний вид одежды, но имеются проблемы по уходу за волосами. Вещи содержит в порядке. Умеет привести в порядок общественное имущество, следит за чистотой в классе и является старостой. Девочки привиты необходимые санитарно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Иногда старается оказывать помощь на уроке Юрию. Не всегда бывает уравновешена, любит ябедничать, агрессии почти не проявляет по отношению к Юрию. К волевому усилию практически неспособна.
Работа по выполнению поручений у всех детей еще не носит осознанно активный характер: забывают выполнять поручения, не соблюдают систематичность.
На учете в ПДН и ВШК никто не состоит. Коллектив находится в стадии формирования. Одна из основных задач для педагогов группы это выстраивание воспитательной работы с учетом способностей и потенциальных возможностей каждого ребенка.
Выводы, постановка проблемы, задачи
Необходимо:
- продолжить работу по созданию атмосферы добра, взаимопонимания в классе и в школьном пространстве в целом, над повышением уровня культуры поведения, учить общению друг с другом, с учителями, со взрослыми людьми, с младшими;
- развивать и повышать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
- продолжить совместную работу с воспитателями и родителями для повышения качества воспитанности;
- продолжить работу по нравственно-эстетическому, патриотическому воспитанию, проводить мероприятия по развитию ответственности, дисциплины, культуре поведения, профориентации;
- активнее привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу своих детей и совместному участию в жизни класса и школы;
- в новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться культуры поведения в речи от родителей, установлению тёплого микроклимата при разговоре, активизировать беседы по правилам техники безопасного поведения детей во время каникул.
2. Анализ воспитательной работы в 1 классе
за 2022-2023 учебный год
Анализ результатов воспитания, социализации и саморазвития школьников
Достижение обучающимися личностных результатов является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности классного руководителя, воспитателей.
Личностный рост можно определить как развитие гуманистических ценностей отношений человека к миру, другим людям, самому себе.
Диагностика результатов личностного развития предполагает проявление обучающимся качеств своей личности (оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов) и проводится в разных формах: результаты наблюдения, тестирование.
Положительную динамику личностного роста показали 2 учащихся (100%);
Стабильный уровень личностного развития - 2 уч- ся (100 %);
Отрицательная динамика личностного роста не была зафиксирована.
В этом учебном году наметился рост по следующим показателям:
- коллективизм и товарищество на 50 %;
- ответственное отношение к учебе на 100 %;
- бережливость на 50%.
По таким показателям как и справедливость, толерантность, наблюдалось снижение уровня воспитанности.
Поэтому в следующем учебном году необходимо больше внимания уделить формированию вышеназванных показателей.
Вывод: у большинства обучающихся нашего класса сформированы основные показатели уровня воспитанности.
Анализ сформированности личностных качеств у воспитанников 2 класса указывает педагогам на необходимость в следующем учебном году уделить в работе с детьми повышенное внимание формированию качеств, определяющих отношение к людям. А именно: расширять знания детей о понятии «уважение», учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, обьяснять свои поступки и суждения, воспитывать у детей толерантное отношение к окружающим.
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых
Качество общешкольных ключевых дел
В этом году были проведены все запланированные ключевые дела.
Общешкольные ключевые дела прошли по различным направлениям.
№ п/п | Дата | Мероприятие | Участники | Охват (% от общего числа обучающихся) |
| сентябрь | Праздник знаний. | Классный руководитель, обучающиеся, воспитатели | 100 % |
| октябрь | «Кто щедро дарит знания и свет». | Классный руководитель, обучающиеся, воспитатели | 100 % |
| ноябрь | КРП «Для милых мам» | Классный руководитель, обучающиеся, воспитатели | 50 % |
| декабрь | КРП «Весело встречаем Новый год» | Классный руководитель, обучающиеся, воспитатели | 100 % |
| февраль | «Защитникам Отечества» | Классный руководитель, обучающиеся, воспитатели | 100 % |
| март | «Весна, цветы и комплименты» | Классный руководитель, обучающиеся, воспитатели | 100 % |
| май | Последний звонок «Школа, прощай!» | Классный руководитель, обучающиеся, воспитатели | 100% |
Вывод: все общешкольные ключевые дела планируются, организуются и проводятся совместно с детьми под руководством учителей и воспитателей. Такие совместные мероприятия способны сплачивать детей и педагогов и приносить положительные эмоции, способствуют формированию хорошего микроклимата в группе. Благодаря им у обучающихся формируется ответственность, дисциплинированность. Наличие совместных общешкольных дел повышает качество жизни обучающихся в пределах данного учебного учереждения.
Качество совместной деятельности воспитателей, классного руководителя и класса.
Классные руководители и воспитатели являются ключевой фигурой для детей данного класса. В результате этого складывается базис доверия между обучающимся и педагогом в пределах школы. Решения, которые принимает педагог, нацеленные на обучение и воспитание своих детей в пределах класса, приносит пользу окружающим. У детей появляется возможность реализовать своё «Я».
В основе нашего взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи по отношению друг к другу. Данные аспекты взаимодействия позволяют обучающимся в условиях школы преодолевать не только трудности, но и формировать все необходимые качества, которые будут нужны ребёнку в предстоящей жизни. Результат будет зависеть от характера взаимодействия. От того насколько важно решить данную проблему, влияя положительно на детей своего класса. Наше совместное сотрудничество является результатом целенаправленной и длительной и планомерной работы.
Прежде всего, мы разработали единые требования к каждому ребенку и ко всему классному коллективу в целом. Организовываем и действуем на основе этих правил, разрешаем проблемные ситуации в ходе совместной деятельности путём обсуждения и совместного поиска решений.
Совместно обсуждаем и планируем различные виды деятельности. Очень большое внимание уделяем беседам на нравственно-этические темы и чтению книг вообще, заучиванию стихотворений. Благодаря такой целенаправленной работе мы видим положительные результаты в воспитании таких качеств как доброта, чуткость, честность, справедливость. Это способствует поддержанию дружных взаимоотношений. Также учим детей негативно относиться к негативным качествам: нецензурной брани, жадности, лени, трусости. Прививаем детям всё только хорошее и положительное с точки зрения этических норм и правил.
Обязательно проводим и совместную индивидуальную работу с детьми. Осуществляем подбор необходимых методов влияния на каждого ребёнка в классе, группе. Развиваем творческие способности. Дети с удовольствием участвуют в школьном кружке кукольного театра «Непоседы», тем самым, раскрывая свои способности и маленькие таланты. Принимаем участие в конкурсах, выставках, акциях. В нашем классе преобладает хороший микроклимат. Дети в основном доброжелательны друг к другу. На внутришкольном учёте никто не состоит.
Коллектив продолжает формироваться. Учащиеся учатся с заботой относиться друг к другу, учитывать особенности характера друг друга, уступать и договариваться. Необходимо продолжать формировать у детей осознанное отношение к соблюдению правил внутреннего распорядка.
Одна из основных задач для педагогов группы это изучение индивидуально – психологических особенностей личности каждого учащегося и выстраивание воспитательной работы с учётом способностей и потенциальных возможностей каждого ребенка.
Качество организуемой в школе внеурочной деятельности
В школе реализуются разнообразные виды внеурочной деятельности по следующим направлениям: спортивно - оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, эстетическое, художественное.
Все учащиеся посещают различные кружки. Александра занимается в танцевальном кружке «Музыкальная капель». Все обучающихся занимаются в кружке «Непоседы».
Занятия в кружках способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы, умению к самовыражению. Дети принимают участие в различных выставках, конкурсах не только на школьном уровне, но и на областном и региональном. Многие работы отмечены дипломами, сертификатами и благодарственными письмами. Наглядный результат своей деятельности способствует формированию и поддержанию у детей интереса к творческой деятельности, активному проведению досугового времени.
Также творчески активная деятельность формирует ряд качеств, которые в конечном итоге положительно сказывается на характере ученика.
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
Воспитательный потенциал урока был и остается неотъемлемой частью воспитательной работы в школе.
Педагоги используют различные формы урока: урок – игра, урок – путешествие, урок – соревнование, урок-викторина, урок-экскурсия и др. Широко применяются интерактивные формы работы и компьютерные технологии. В ходе урока применяются физкульминутки, способствующие снятию эмоционального напряжения, усталости. После проведения таких физкульминуток, в частности музыкальных, настроение детей улучшается, и ониохотно занимаются дальше. В конце урока организовываются викторины, интересные задания по карточкам, различные приёмы рефлексии: выбор смайликов с настроениями, «Лесенка успеха», выбор солнечных лучиков, выбор ладошек с рожицами.
Кроме того, привлекается внимание к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, событий. Особенно это чётко прослеживается на уроках гуманитарного цикла.
Умело используются воспитательные возможности предметного содержания урока. Используются воспитательные компоненты уроков в соответствии с их тематикой, формой организации деятельности детей, их индивидуальными и возрастными особенностями. Однако качество реализации воспитательного компонента уроков находится на среднем уровне. В деятельности учителя слабо используются возможности интегрированных уроков, музейных уроков, уроков-экскурсий и т. п.
Качество существующего в классе ученического самоуправления.
Задачами организации ученического самоуправления в нашем классе являются:
- создание условий для развития организаторских способностей каждого, формирование лидерских качеств;
- организация возможности самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;
- создание условий для развития креативности, инициативности, самостоятельности;
- создание благоприятных условий совместной деятельности детей и взрослых;
- формирование толерантности, умение общаться.
Работа по организации ученического самоуправления начинается с проведения классного собрания, которое связано с организацией жизнедеятельности класса и управлением им. Ребятам предлагается выбрать старосту класса, название, которое бы объединило весь наш коллектив.
Все дети имеют поручения. Поручения целесообразно менять один раз в полугодие. Каждое поручение несёт определенные обязанности, которые дети стараются выполнять. При смене поручения отмечается, что сделал хорошее данный обучающийся. Вся школьная жизнь отражается в классном уголке. Если ученик не выполняет обязанности, то по решению класса, на данную должность может быть переизбрана другая кандидатура. В классе существуют «Правила класса», которые имеются в классном уголке. В нём имеется необходимая для детей информация, которую они могут прочитать самостоятельно, либо поинтересоваться у педагога. Наряду с правилами в нашем коллективе есть традиционные дела.
Каждую среду перед началом классного часа подводятся итоги недели:
- выполнение обязанностей каждого ребёнка: самооценка, оценка другого одноклассника и учителя;
- проведённые классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
- реализация поставленной на неделю цели;
- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на её достижение.
У нас традиционными стали:
День именинника
Экскурсии (1 раз в месяц)
Литературный час.
Час добрых дел.
Трудовой десант – уборка территории.
Подготовка видеопоздравлений и подарков для родителей на тематические праздники.
«Мы за чаем не скучаем».
Участие в акциях, приуроченных к государственным праздникам.
Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений
Все учащиеся класса являются членами детского общественного объединения «Движение первых». 6 марта состоялось вступление обучающихся нашей школы-интерната в «Орлята России». В школе прошёл концерт с участием самих обучающихся. 27 апреля ребята были посвящены в «Эколята». Праздник прошёл весело и интересно. Ребята заслушали выступления взрослых-экологов, а потом для них была организована развлекательная программа с играми, конкурсами и викторинами. Ребята дали клятву беречь природу.
Помимо этого, ребята принимают активное участие в поздравительных акциях к государственным праздникам, акциях, направленных на заботу о природе, акциях «Твори добро». Дети проявили свои творческие способности и таланты. Такое детское объединение развивает социальную направленность личности обучающихся, привлекает школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении.
В школе действуют кружки: кукольный школьный театр «Непоседы», хореографический кружок и спортивная секция.
Воспитание в детских объединениях осуществляется через направления: личностное развитие – участие в городских, региональных или российских творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены и уроки-викторины, уроки спортивного плана, прививающие любовь к здоровому образу жизни, соревнования «Веселые старты», «Лыжный кросс», «Час здоровья».
Гражданская активность - дети оказывают посильную помощь пожилым людям.
За год были проведены следующие мероприятия: Акция «Помним и гордимся», Всероссийская акция «День белых журавлей» (День памяти погибших в войнах), День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников внутренних дел, Минута молчания, Урок памяти «Я - пламя вечного огня, я - неизвестный ваш солдат», Патриотическое мероприятие «День героев Отечества». Просмотр фильма «Герои Нашего времени», О государственных символах Р.Ф. Просмотр видеоролика «Я имею право», Минута молчания «Блокадный Ленинград», Урок памяти «Я говорю с тобой из Ленинграда», О победе в Сталинградской битве, Гагаринский урок «Космос – это мы», Конкурсно – развлекательная программа «Вперёд к звездам!», День памяти о геноциде советского народа в годы ВОВ, экскурсия к мемориальному комплексу погибшим в ВОВ г.Духовщина, урок мужества «Во имя жизни на земле», КРП «Этих дней не смолкнет слава!», акция «Знаем, уважаем, гордимся», митинг, посвященный Дню Победы, День детских общественных организаций, конкурс чтецов «О Родине, о мужестве, о славе»
Качество проводимых в классе экскурсий, экспедиций, походов.
В этом учебном году дети совершили экскурсию в городской парк в начале осени перед уроком «Весёлая мастерская», чтобы собрать букеты опавших листьев, веточек. Там они полюбовались красотой природы, охарактеризовали осень, красоту деревьев.
На уроке «Мир природы и человека» ребята совершили экскурсии в природу. Это было сенью, зимой на пришкольный участок и весной в парк.
Осеннюю экскурсию ребята совершили, чтобы определить, по каким приметам наступила осень, почему листья пожелтели, Выделить породы деревьев, убрать лишний мусор.
Во время зимнего периода, дети посетили пришкольный участок, чтобы заметить зимние изменения в деревьях и кустарниках, клумбах. Просто полюбоваться красотой зимы и насладиться полезным зимним воздухом, определить признаки зимнего времени.
Весной ребята, в апреле месяце к концу первой декады снова посетили городской парк и узнали, что же произошло с деревьями и кустарниками с приходом весны. Оказалось, что деревья позеленели, появилась первая зелень. А после экскурсии каждый нарисовал то, что увидел: деревцо с листьями, зелёную траву.
В конце мая ребята совершили одновременно экскурсию на пришкольный участок и городской парк. Там они полюбовались снова природой. Оказалось, что приходит лето. Дети заметили, что деревья сильно позеленели, на траве появились одуванчики. Всё это напомнило о приближающемся лете.
Во время экскурсий, походов, экспедиций ребята учатся видеть красоту окружающего мира, бережно относится к природе, к окружающим предметам, изучают природные сезонные явления. Данные экскурсии способствуют развитию наблюдательности, внимания, логического мышления, умения самостоятельно находить нужные знания на поставленные вопросы, применять на практике теоретические знания.
Качество профориентационной работы в классе
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно связана с учебно-воспитательным процессом, а следовательно профориентационная работа в нашей школе является одним из важнейших компонентов в развитии школьников. Обучающиеся приняли участие в квест-игре «Дело мастера боится», по теме: «Делу время, а потехе час», направленную на профессиональную ориентацию. Дети выполняли задания по станциям, а жюри в конце игры подвело итоги.
В результате этого выяснилось, что дети знают, как называются профессии, понимают их значимость для каждого. Какую б человек профессию ни выбрал, она важна в жизни и приносит пользу обществу.
Целью нашей профориентационной работы являлось расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.
По данному направлению использовались различные формы внеклассных мероприятий: классный час, беседа, конкурс, сюжетно-ролевая игра в ходе урока «В магазине», игра-викторина «В мире профессий», конкурс рисунков. А также ребята в процессе посещения занятий кукольного театра «Непоседы» узнали, какие существуют профессии в театре, что способствовало развитию и расширению их кругозора, необходимых знаний в данной области.
Все проведенные мероприятия способствовали приобретению знаний о профессиях, развитию профессионального интереса и началу самоопределения к будущей профессии, её выбору.
Качество работы школьных медиа
Дети приняли активное участие в выпуске газеты «Панорама января», где разместили свою проделанную работу за январь месяц. Это Новый Год, изготовление открыток к Татьяниному дню, всевозможные акции, например «Покормите птиц зимой».
Кроме того дети на протяжении года участвуют в создании школьных медиа, выпускают фотографии с акциями «добрых дел», праздниками, мероприятими, запланированными на год. Вот примеры: «Неделя начальных классов», «Неделя физической культуры», экскурсии в природу. Участие в виртуальных экскурсиях на тему «Музеи, памятники архитектуры», «Н. М. Пржевальский», проведённые Н. В. Василенковой и мной учителем М. А. Семенковой. А также показ презентаций, например: «Он первый, кто освоил Тебет», «Маленькие солдаты Великой Победы», «1 Мая – праздник весны и труда».
Показ школьных медиа я использую при организации бесед из цикла «Разговоры о важном», при проведении классных часов. Мною была проведена съёмка видеоролика по пожарной безопасности по стихотворению «Кошкин дом».
Качество взаимодействия с семьей школьников
Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную и досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
В классе регулярно проводятся:
- родительские собрания, направленные на знакомство родителей с учебно-воспитательным процессом школы, итогами учебных четвертей, задачами и итогами работы, знакомство с положениями и иными вопросами;
- индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и эффективного взаимодействия со своими детьми, оздоровительной работы.
- индивидуальная работа педагогов с родителями, направленная на объективный анализ работы, достижений, поведения, особенностей ученика.
Показателем эффективности просветительской работы среди родителей можно считать повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей, доверительные отношения между родителями и педагогами.
С родителями детей, требующих постоянного внимания, осуществлялось непрерывное взаимодействие при непосредственном участии классного руководителя, воспитателей группы. Особое внимание уделялось проблемам сохранности жизни и здоровья детей, повышению эффективности профилактики детского травматизма и несчастных случаев, детского дорожно - транспортного травматизма.
На основании проведённого самоанализа реализации программы воспитания можно выявить проблемные поля и составить задачи на следующий учебный год:
1. Разнообразить формы проведения мероприятий, направленных на выработку таких ценностей, как честность, справедливость, доброта, отзывчивость, дружба.
2. Продолжать вовлекать учащихся в общественную жизнь школы – интерната.
3. Систематизировать работу детских общественных организаций.
5. Классным руководителям чаще использовать такие формы воспитательной работы, как экскурсии.
6. Разнообразить формы профориентационной работы.
7. Развивать работу школьных СМИ.
8. Активизировать работу родительского собрания. Постараться обеспечить явку в назначенное время.
Подводя итоги года, можно сделать вывод о положительном результате воспитательной работы в классе. Воспитательная программа на 2022-2023 год реализована и освоена обучающимися 1 класса в полном объеме. Через воспитательную работу формировалась система нравственных качеств обучающихся; повысился уровень компетентности в вопросах культуры, здоровья; создалась основа для понимания понятия «патриотизм» За 2022-2023 учебный год прослеживается положительная динамика в личностном развитии обучающихся, положительная динамика участия детей в массовых мероприятиях разного уровня.
Не у всех детей развит мотив учебной деятельности. Это касается Ковалёва Юрия. Он не всегда выполняет домашние задания, на уроке постоянно отстаёт, требуется время на включение в учебную деятельность на уроке. Но зато может правильно и почти без ошибок давать правильные ответы, вести дисциплинированно. В течение года со стороны классного руководителя и воспитателей данного класса с мальчиком постоянно проводились беседы по приготовлению домашних заданий с разъяснением учебного материала, беседа с воспитателями по выполнению домашних заданий, а также постоянный контроль над процессом выполнения домашнего материала. Упущенное удалось исправить.
Муртазина Александра любит ябедничать, неусидчива, часто отвлекается на уроках. Необходимо разработать план мероприятий по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы Александры с целью улучшения её поведения.
Что касается микроклимата в классной группе, то можно отметить, что ребята в целом положительно относятся друг к другу, умеют понимать характер своих ошибок и готовы к их исправлению, легко реагируют на замечания. Они умеют откликнуться на чужую беду, оказать помощь, любят трудиться. Адаптивны. Поведение в пределах нормы. Анализ воспитательной работы в классе показал, что в течение прошедшего учебного года под воздействием учебно-воспитательных мероприятий у ребят формируются такие качества как патриотизм, трудолюбие, отзывчивость, гордость за вою страну, уважение к старшим. Участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало сплочению и формированию классного коллектива. По всем направлениям деятельности было проведено много мероприятий, где дети принимали активное участие, поощрялись грамотами, сертификатами, дипломами.
В целом воспитательная работа в 1 классе была многоплановой и разносторонней.
Воспитательная программа на 2022-2023 учебный год реализована и освоена обучающимися 1 класса в полном объёме. За 2023-2024 учебный год прослеживается положительная динамика в личностном развитии обучающихся, положительная динамика участия детей в массовых мероприятиях разного уровня.
Предполагаемые результаты воспитательной работы в 2023-2024 учебном году.
На следующий год планируется:
- продолжить работу по созданию атмосферы добра, взаимопонимания в классе и в школьном пространстве в целом, над повышением уровня культуры поведения, учить общению друг с другом, с учителями, со взрослыми людьми, с младшими;
- развивать нравственную самооценку учащихся, готовить их к самовоспитанию и самоанализу.
- продолжить совместную работу с учителями-предметниками для повышения качества успеваемости;
- продолжить работу по нравственно-эстетическому воспитанию, проводить мероприятия по развитию ответственности, дисциплины, культуре поведения, профориентации;
- активнее привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу своих детей и совместному участию в жизни класса и школы;
- в новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
Цель: создать условия для формирования классного коллектива, развития творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Задачи:
Создание условий для успешной адаптации детей к школьным условиям, снижению школьной тревожности.
Формирование целостной психологической основы обучения и, в частности, формирование у учащихся положительного отношения и интереса к учению.
Выявление и развитие способностей детей: творческих, коммуникативных, художественно – эстетических.
Создание условий для развития нравственных качеств личности.
Формирование бережного отношения к своему здоровью как национальному достоянию.
Приоритетные направления в воспитательной работе на 2023-2024 учебный год
Гражданское воспитание | - Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. -Воспитывать уважение к государственным символам России, праздникам и защитникам Отечества в прошлом и современности. |
Патриотическое воспитание | -Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. - Формировать интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края, своего народа, других народов России. - Формировать интерес и уважение к достижениям нашей Родины— России в науке, искусстве, спорте, технологиях, боевым подвигам и трудовым достижениям, героям |
Духовно- нравственное воспитание | -Формировать у учащихся такие качества как культура поведения, эстетический вкус. - Воспитывать уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям. - Создавать условия для развития у учащихся творческих способностей. - Воспитывать интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и литературе как части духовной культуры своего народа, российского общества |
Эстетическое воспитание | - формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. |
Экологическое воспитание | -Содействовать изучению учащимися природы и истории родного края. -Формировать правильное отношение к окружающей среде. - Содействовать участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленности |
Трудовое воспитание | - Воспитывать уважение к труду, результатам своего труда, труда других людей. - Способствовать участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности. |
Ценности научного познания | -Формировать познавательные интересы в разных предметных областях с учётом индивидуальных способностей и достижений. -Развивать навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде). |
Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия | -Воспитывать понимание ценности жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении здоровья. - Формировать знания в соблюдении правил безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде. |
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
ПОРУЧЕНИЯ
1. Староста класса
Оказывает помощь учителю, выполняет мелкие поручения. Отвечает за состояние дисциплины в классе.
2. Помощник старосты.
Помогает старосте. Отвечает за состояние дисциплины в классе.
3. Санитар.
Контролирует мытье рук перед посещением столовой. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды, чистотой рук. Сообщает классу о результатах проверок.
4. Хозяйственная служба класса
Контролирует сохранность мебели в классе, следит за экономией электричества, следит за чистотой обувной полки.
5. Цветовод.
Ежедневно поливает цветы. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей.
6. Физорг.
Организует ежедневную утреннюю зарядку. Помогает учителям в проведении физкультминуток во время уроков. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.
1 | Александра | староста класса, санитар, физорг. |
2 | Юрий | Хозяйственная служба класса, помощник сатросте, цветовод. |
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ КЛАССА
Во 2 классе 2 обучающихся: 1 мальчик и 1 девочка.
В неполных семьях - воспитываются 2 обучающихся:
Работа с родителями
Программа работы с семьями обучающихся
Цель: активизация деятельности родителей в жизни класса; педагогическое просвещение родителей.
Задачи: создать единое сообщество учащихся, учителя и родителей; провести информационно-просветительскую работу с родителями.
Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:
последовательное двустороннее общение;
педагогическое просвещение родителей;
привлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс через различные формы.
План проведения родительских собраний на 2024-2025 учебный год
№ | Тема | Дата проведения |
1 | 1.Встреча родителей с классным руководителем. День знаний. | сентябрь |
2 | Родительское собрание «Ответственность родителей по воспитанию детей в домашних условиях во время осенних каникул». | октябрь |
3 | Анкетирование «Театр и мы». | декабрь |
4 | Родительская конференция «Чтение - вот лучшее учение» | февраль |
5 | Родительская беседа «Правила поведения во время летних каникул». | май |
Темы родительских консультаций
№ п/п | Тема консультации | Сроки |
1 | Коррекция тревожности у детей. | Сентябрь |
2 | Детская дружба. | Октябрь |
3 | Трудности в учёбе. | Ноябрь |
4 | Как провести Новый Год в семейном кругу. | Декабрь |
5 | Авторитет родителя в глазах ребёнка. | Январь |
6 | Чувство ответственности за свою безопасность. | Февраль |
7 | Акселерация. | Март |
8 | Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. | Апрель |
9 | О правилах предупреждения дорожно-транспортного травматизма летом. | Май |
В течение учебного года планируются регулярные встречи с родителями, индивидуальное консультирование и беседы с учащимися.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
Дети научаться жить дружно, сплочённо.
Сформируется взаимодействие семьи и школы.
Охрана жизни и здоровья детей
Дата | Тема |
сентябрь | «Правила поведения при захвате террористами». |
сентябрь | «Беседа о пожарной безопасности: безопасным пользованием бытовыми приборами, обращения с огнём, бережном отношении к лесам и соблюдении правил пожарной безопасности в лесах». |
октябрь | «Беседа о безопасности на дорогах». |
октябрь | « Правила поведения во время осенних каникул». |
ноябрь | «Беседа о мерах безопасности при использовании электроприборов, пиротехнических изделий». |
ноябрь | «Беседа о мерах личной безопасности в криминальных ситуациях». |
декабрь | «Беседа о мерах безопасности на льду и воде». |
декабрь | « Инструктаж по пожарной безопасности во время новогодних каникул. |
январь | «Инструктаж по привитию чувства бдительности по вопросам борьбы с терроризмом». |
январь | «Беседа о запрете несовершеннолетних учащихся в разных местах». |
февраль | Простудные заболевания. Профилактика. |
февраль | Беседа о недопустимости употребления лекарственных препаратов без назначения врача и в дозах, превышающих назначенные врачом, без контроля со стороны родителей (законных представителей). |
март | Беседа о мерах безопасности на льду и воде. |
март | Беседа по технике безопасности поведения на весенних каникулах. |
апрель | Беседа о запрете нахождения несовершеннолетних в любое время суток независимо от сопровождения их родителями (лицами их заменяющими), или лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей. |
апрель | Беседа «Травмоопасные места в классе и в школе» |
май | Беседа «Болезни грязных рук» |
май | Безопасное поведение во время летних каникул. |
Профилактическая работа
Календарные сроки. | Планируемая работа. | Результативность. |
сентябрь | Организация встречи с психологом. | |
октябрь | Изучение: - личностных особенностей - диагностика познавательной сферы - взаимоотношения со сверстниками | |
ноябрь | Консультация для родителей «Трудности в учёбе». | |
декабрь | Анкетирование «Театр и мы». | |
январь | Классный час «Поговорим о поведении». | |
февраль | Родительская конференция «Чтение – вот лучшее учение». | |
март | Беседа – размышление «Как я помогаю охранять природу». | |
апрель | Конкурс газет и плакатов «Нет места вредным привычкам». | |
май | Беседа – инструктаж «Безопасное лето – 2024» | |
План воспитательной работы
СЕНТЯБРЬ
1 | ДЕНЬ ЗНАНИЙ. Урок мира. | 04. 09 |
2 | Классное собрание « Выборы командира класса» | 11 . 09 |
3 | Урок-практикум. «Изготовление аппликаций из осенних листьев». | 18. 09 |
4 | Исторический экскурс «От каждого камня здесь мужеством веет» (презентация о Смоленске). | 25 . 09 |
5. | Индивидуальная работа и беседы с учащимися. | В течение месяца |
ОКТЯБРЬ
1 | «Еще одна мама» (беседа о первом учителе). | 02.10 |
2 | Классное собрание «Наши правила». | 9. 10 |
3 | Воспитываем сказкой. «Дюймовочка» (нарушение прав человека). | 16. 10 |
4 | Классное собрание «Наши достижения. Итоги 1 четверти». | 23. 10 |
5 | Акция «День пожилых людей» | в течение месяца |
6. | Родительское собрание «Ответственность родителей по воспитанию детей в домашних условиях во время осенних каникул». | |
НОЯБРЬ
1 | «Символы нашей Родины: гимн, герб, флаг» (презентация). | 6. 11. |
2 | Классное собрание «Поговорим о дисциплине». | 13. 11. |
3 | Лучше всех на свете мамочка моя» (изготовление праздничных открыток ко Дню матери). | 20.11. |
4 | Классное собрание «Вежливые слова». | 27.11. |
5 | Беседы по охране жизни. | В течение месяца |
ДЕКАБРЬ
1 | Акция «Накорми птиц». | 04.12 |
2 | Классное собрание «Умеем ли мы дружить – дружбой дорожить». | 11.12 |
3 | Виртуальная экскурсия по городу «Зимние пейзажи Смоленска».Правила поведения на зимних каникулах. | 18.12 |
4 | Классное собрание «Наши достижения. Итоги II четверти. Техника безопасности во время каникул». | 25.12 |
5 | Подготовка к новогоднему утреннику. Разучивание стихов, песен, танцев. | в течение декабря |
6. | Книжная мастерская. | в течение декабря |
7. | Родительское собрание «Новый год у ворот». | 29.12 |
ЯНВАРЬ
1 | Русские традиции «Раз в крещенский вечерок». | 15.01 |
2 | Классное собрание «Поговорим о том, как мы выглядим». | 22. 01 |
3. | Прослушивание рассказов о героических поступках смолян. | 29. 01. |
3 | Акция «Покорми птиц». | в течение месяца |
4 | Трудовой десант «Чисто, там где мы». | в течение месяца |
ФЕВРАЛЬ
1 | Спортивная игра «Мы за ЗОЖ». | 05. 02 |
2 | Классное собрание «Решаем конфликты». | 12. 02 |
3 | Подарок папе» (изготовление поделок своими руками). | 19. 02 |
4 | Конкурсная программа «А ну-ка, мальчишки!» | 26. 02 |
5 | Беседы по охране жизни. | в течение февраля |
6 | Трудовой десант «Наводим чистоту». | в течение февраля |
7 | Родительская консультация. | в течение месяца |
МАРТ
1 | Изготовление подарков для мам. | 05. 03 |
2 | Классное собрание «Мои мотивы поступков» «хочу» - «надо». | 12. 03 |
3 | Сбор макулатуры. Лукошко добрых дел. «Если добрый ты…». | 19. 03 |
4 | Беседы по охране жизни и здоровья. | В течение месяца |
5 | Консультация «Акселерация». | 21. 03. |
6. | Родительское собрание «Итоги учебной и внеклассной деятельности за 3 четверть » | В конце месяца. |
АПРЕЛЬ
1 | Классный час «В мире профессий». | 02. 04 |
2 | Классный час «Звёздный сын Земли». | 9. 04 |
3 | Классное собрание «Зачем я нужен школьному коллективу». | 16. 04 |
4 | Классный час «Наши права и обязанности». | 23. 04 |
5 | Индивидуальные беседы с детьми по плану. | в течение месяца |
6 | Беседы по охране жизни и здоровья: «Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения вредных привычек». «Повторение ПДД», «Меры обеспечения безопасности при купании» | в течение апреля |
7 | Эколого-трудовой десант по уборке территории школы « Весеннее преображение» | 30. 04. |
МАЙ
1 | Классный час ««Мы свято чтим и свято помним». | 7. 05. |
2 | Классное собрание «Мои достижения за год». | 14. 05. |
3 | Классный час «Здравствуй, лето!». Правила техники безопасного поведения летом. | 21. 05. |
4 | Беседы по охране жизни. | в течение мая |
5 | Индивидуальная работа с учащимися по плану. | в течение мая |
6 | Книжкина мастерская. Ремонт учебников. | в течение мая |
7 | Итоговое родительское собрание «Итоги прошедшего учебного года» | 28. 05. |
Должностные обязанности классного руководителя
1.Должностная инструкция классного руководителя
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет обязанности, права и ответственность классного руководителя.
1.2. Классный руководитель относится к категории специалистов.
1.3. На должность классного руководителя назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное педагогическое образование и высокую мотивацию к воспитательной деятельности.
1.4. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы.
1.5. На период отпуска или временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены (на основании приказа директора школы) на учителя, не имеющего классного руководства и работающего в данном классе.
1.6. Классный руководитель должен знать:
• нормативные акты, регламентирующие деятельность школы и работающих в ней педагогов;
• Конвенцию о правах ребенка;
• правила внутреннего трудового распорядка;
• этику делового и межличностного общения;
• педагогику, в том числе теорию и методику воспитания;
• общую, возрастную и социальную психологию;
• возрастную физиологию;• методику организации различных видов внеурочной деятельности школьников: игровой, познавательной, трудовой (производственной), социально значимой волонтёрской, досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, проблемно-ценностного общения, художественного творчества;
• программы организации внеурочной деятельности школьников и правила их разработки;
• правила техники безопасности и противопожарной защиты.
2. Должностные обязанности
2.1. Самостоятельно определять цели своей работы, исходя из актуальных проблем развития учащихся вверенного ему класса.
2.2. Самостоятельно разрабатывать план своей работы и, если классный руководитель становится организатором внеурочной деятельности учащихся своего класса, программу (или её модуль) организации внеурочной деятельности учащихся класса.
2.3. Изучать особенности, интересы, потребности, способности школьников и помогать им в их реализации.
2.4. Знакомить школьников с возможностями их участия во внеурочной деятельности, организуемой образовательным учреждением; стимулировать самоопределение учащихся класса в данной сфере школьной жизни, помогать им в выборе наиболее приемлемых для себя видов внеурочной деятельности и форм своего участия в них.
2.5. Осуществлять необходимые мероприятия для сплочения классного коллектива.
2.6. Поддерживать социально значимые инициативы школьников, побуждать их к самоуправлению, курировать самоуправленческую деятельность учащихся класса.
2.7. Осуществлять профориентационную работу.
2.8. Совместно с учителями-предметниками осуществлять контроль готовности класса к учебным занятиям (обеспеченность учебниками, пособиями, тетрадями, атласами, картами, канцелярскими принадлежностями и т. п.).
2.9. Осуществлять контроль посещаемости учащимися класса уроков, выяснять причины пропусков учебных занятий, при необходимости принимать меры к их устранению.
2.10. Осуществлять контроль успеваемости учащихся класса, принимать меры по устранению школьниками учебной задолженности, регулярно информировать родителей об успеваемости их детей.
2.11. Осуществлять контроль девиантных проявлений в развитии учащихся класса; при необходимости осуществлять педагогическую коррекцию; в особо сложных и опасных случаях информировать об этом вышестоящее руководство.
2.12. Организовывать питание учащихся класса в школьной столовой.
2.13. В установленные администрацией сроки организовывать дежурство класса по школе, участие класса в субботниках по уборке школьных помещений и пришкольной территории, влажную уборку закреплённого за классом кабинета.
2.14. Следить за сохранностью имущества и санитарно-гигиеническим состоянием закреплённого за классом кабинета.
2.15. Заботиться о благопристойном внешнем виде, правильной речи и хороших манерах учащихся класса.
2.16. Заботиться о здоровье учеников, вовлекать их в физкультурную и спортивную деятельность.
2.17. Организовывать с учащимися класса мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и т. п.
2.18. Обеспечивать соблюдение детьми техники безопасности и санитарно-гигиенических норм во время проведения внеурочных мероприятий с классом.
2.19. Оказывать (при необходимости) школьникам первую доврачебную помощь в случаях заболевания или получения ими травм в период их пребывания в школе или совместного с классным руководителем участия во внешкольных мероприятиях.
2.20. Извещать вышестоящее руководство и родителей обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных со здоровьем и жизнью детей вверенного ему класса и случившихся в период пребывания детей в школе.
2.21. Следить за соблюдением и принимать меры, направленные на соблюдение школьниками Правил для учащихся и Устава школы.
2.22. Следить за соблюдением прав ребёнка в школе.
2.23. Оказывать помощь своим воспитанникам в решении их сложных жизненных проблем.
2.24. Работать с родителями учащихся класса индивидуально; в сроки, удобные родителям и самому классному руководителю, проводить родительские собрания; при крайней необходимости посещать семьи учащихся на дому.
2.25. Сотрудничать с работающими в классе учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, куратором деятельности детских общественных объединений, социальным педагогом, медицинским работником с целью координации их воспитательных усилий и оказания учащимся необходимой помощи в учёбе.
2.26. Участвовать в работе Педагогического совета школы, Методического объединения классных руководителей, а также в проводимых школой совещаниях, семинарах, на которые приглашаются классные руководители.
2.27. Принимать участие в составлении общешкольного плана воспитательной работы и осуществлении контроля организуемого в школе процесса воспитания, проводя в своем классе необходимые диагностические исследования, осуществляя вместе с заместителем директора по воспитательной работе анализ своей профессиональной деятельности и высказывая экспертное мнение по интересующим его вопросам.
2.28. Вести необходимую документацию: классный журнал, личные дела учащихся, дневники учащихся; помогать администрации школы собирать необходимую статистическую информацию об учащихся класса.
2.29. Проходить периодические бесплатные медицинские обследования.
3. Права
3.1. Независимо определять цели, приоритетные направления, содержание и формы работы с учащимися вверенного ему класса.
3.2. Самостоятельно выбирать форму планирования своей работы с классом; разрабатывать программу (или отдельные её модули) организации внеурочной деятельности учащихся вверенного ему класса.
3.3. Отказываться от участия вверенного ему класса в мероприятиях районного, городского, регионального или всероссийского масштаба, если они, по мнению классного руководителя, не способствуют решению имеющихся в классе проблем и не отвечают поставленным им самим целям работы с классом.
3.4. Не позволять третьим лицам без разрешения присутствовать во время проведения его совместных с классом дел.
3.5. Запрашивать у руководства, получать имеющиеся в распоряжении школы материально-технические средства, информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей, и пользоваться ими.
3.6. Давать школьникам во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к соблюдению ими дисциплины, техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.
3.7. Привлекать школьников к дисциплинарной ответственности за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.
3.8. Вносить предложения по развитию и совершенствованию воспитательного процесса в школе.
3.9. Посещать (по согласованию с педагогом) проводимые учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, воспитателями группы продленного дня, социальным педагогом, школьным психологом занятия с детьми его класса.
3.10. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его профессиональной деятельностью.
3.11. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
3.12. Повышать свою квалификацию и проходить в установленном порядке аттестацию.
3.13. Требовать от директора школы и заместителя директора по воспитательной работе оказания содействия в исполнении своих прав и должностных обязанностей.
4. Ответственность
4.1. За осуществление возложенных на него должностных обязанностей.
4.2. За организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.
4.3. За соблюдение правил внутреннего распорядка, санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и техники безопасности.
4.4. За нарушение нормативно-правовых актов классный руководитель может быть привлечён в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Циклограмма работы классного руководителя
Ежедневно
1. Работа с опаздывающими учащимися после каникул и выходных и выяснение причин отсутствия школьников на уроках.
2. Контроль за успеваемостью учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися
5. Ведение классного журнала.
6. Организация помощи обучающимся при подготовке и проведении КТД.
7. Контроль за внешним видом.
8. Контроль за наличием школьных принадлежностей
Еженедельно
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение классных мероприятий согласно плана.
3. Работа с родителями (по необходимости).
4. Работа с учителями-предметниками (по необходимости).
5. Проведение классных часов не менее одного раза в неделю.
6. Проведение классных собраний совместно с воспитателями.
7. Проведение классного занятия «Разговор о важном».
Ежемесячно
1. Посещение уроков в своем классе.
2. Общение с родителями.
Один раз в четверть
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Участие в заседании МО классных руководителей.
3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.
4. Проведение родительского собрания.
Один раз в год
1. Оформление личных дел учащихся.
2. Анализ воспитательной работы за год.
3. Заполнение диагностических карт учащихся.
4. Выпуск общешкольной стенгазеты « Школьная панорама»
5. Выпуск тематической общешкольной стенгазеты.
6. Оформление классного уголка.