«Рассмотрено УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО» директор МКОУ
протокол № от «___» __________ 2025г. «Бережковская ООШ»
Руководитель ШМО №_______ от «____»________2025
_____________ Климова Н.И. _________________ Саушкина И.В.
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
на 2025 – 2026 учебный год
классного руководителя
5 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЖКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Калужская область Кировский район д. Бережки
классный руководитель: Архипкина Л.В.
Особенности воспитательного процесса в пятом классе обусловлены переходом ребёнка из начальной школы в среднее звено, переход сопровождается серьёзными изменениями в учебном процессе и социальной адаптации:
Психологические особенности возраста
Возраст пятиклассников является переходным периодом детства и подросткового периода. Дети начинают осознавать себя самостоятельными людьми, проявляют стремление к самоопределению и самооценке. Важнейшими характеристиками становятся:
Стремление проявить свою индивидуальность и независимость.
Повышение значимости мнения сверстников и групповых норм поведения.
Изменение характера взаимоотношений с взрослыми, начало проявления протеста против ограничений и контроля взрослых.
Активизация эмоциональной сферы, появление новых чувств и переживаний.
Особенности восприятия мира
Ребёнок пятого класса воспринимает мир значительно шире, чем раньше. Происходит расширение кругозора, формируется понимание причинно-следственных связей, появляется интерес к общественной жизни, истории, искусству и науке. Классному руководителю важно учитывать этот процесс, стимулируя интерес детей к познанию окружающего мира и расширяя горизонты мировоззрения.
Учебные изменения
Переход из начального образования в основное часто вызывает трудности у некоторых детей. Меняется структура уроков, появляются новые учителя-предметники, усложняется содержание учебных предметов. Это требует особого внимания к формированию мотивационной готовности к учёбе, развитию саморегуляции и организации учебной деятельности.
Социальная адаптация
Пятый класс – период активного становления коллектива одноклассников. Возникают первые устойчивые дружеские связи, формируются лидеры и группы влияния. Задача классного руководителя состоит в создании комфортной среды, способствующей успешной социализации ребят, предупреждению конфликтных ситуаций и поддержке социально значимых инициатив.
Формы воспитательной работы
Для успешного воспитательного процесса необходимо сочетание разных форм работы с учениками:
Классные часы: тематические встречи, посвящённые вопросам дружбы, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде и здоровому образу жизни.
Экскурсии и походы: посещение музеев, театров, природоохранных зон способствуют обогащению опыта детей и укрепляют межличностные связи.
Творческие конкурсы и соревнования: организация спортивных соревнований, интеллектуальных викторин, конкурсов рисунка и поделок стимулирует развитие способностей детей, формирует чувство общности и успеха.
Индивидуальная работа: помощь детям в преодолении трудностей, поддержка родителей в понимании особенностей возрастной психологии ребёнка.
Таким образом, воспитание пятиклассников должно быть направлено на создание условий для всестороннего развития личности, обеспечение плавного перехода из младшего школьного возраста в подростковый этап, содействие формированию активной жизненной позиции и ответственности перед собой и обществом.
Цель воспитания:
Основной целью воспитания в пятом классе является успешная адаптация ребёнка к новому школьному этапу, полноценное развитие личностных качеств, формирование положительной системы жизненных ценностей и морального облика гражданина современной России.
Эта цель достигается путём комплексного подхода, включающего организацию учебно-воспитательных процессов, направленных на интеграцию индивидуального опыта ребёнка в социальную среду, удовлетворение потребностей растущего организма в физическом развитии, обучении, дружбе и творчестве.
Задачи воспитания: 1. Адаптационные задачи:
Обеспечить успешную адаптацию детей к условиям среднего звена школы, сформировать положительное отношение к обучению, развить навыки самостоятельной подготовки домашних заданий и участия в уроках.
Поддерживать здоровый климат в классе, способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, создавать атмосферу сотрудничества и взаимоподдержки.
2. Культурные и нравственные задачи:
Формировать систему базовых культурных и нравственных ценностей, включая любовь к родине, заботу о старших, уважение к родителям и учителям, терпимое отношение к мнению окружающих.
Прививать ценности семейного уклада, важность преемственности поколений, уважения национальных традиций и обычаев.
Способствовать пониманию важности личного достоинства, правдивости, вежливости и скромности.
3. Здоровье и физическое развитие:
Создавать условия для укрепления здоровья и физической закалки учащихся, популяризировать активный образ жизни, формировать привычку регулярно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Учить правильному режиму труда и отдыха, грамотному распределению нагрузки и восстановлению сил.
4. Трудовые и бытовые навыки:
Закладывать основы трудовых навыков, развивать желание учиться обслуживать себя самостоятельно, помогать дома и школе.
Формировать ответственное отношение к поручениям и обязанностям, поддерживать аккуратность и дисциплину.
5. Умственное развитие и творчество:
Расширять общий кругозор, формировать осознанное восприятие природы, искусства, науки и техники.
Развивать творческие способности, содействуя активному участию детей в художественной, музыкальной, технической и иной деятельности.
Включать элементы проектной и исследовательской деятельности, повышая интерес к различным видам познания.
6. Межличностные взаимоотношения:
Организовать взаимодействие внутри детского коллектива таким образом, чтобы дети могли научиться договариваться, сотрудничать, разрешать возникающие разногласия цивилизованным способом.
Поднимать уровень эмпатии, учить сопереживанию, отзывчивости и вниманию к нуждам товарищей.
7. Гражданско-патриотическое воспитание:
Раскрывать значимость личной ответственности за судьбу своей семьи, села, города, страны.
Ознакомлять с историей родного края, памятниками старины, народными героями, формировать уважение к государственным символам, законам и нормам права.
8. Эстетическое воспитание:
Через проведение экскурсий, знакомство с искусством, природой, культурой формировать у учащихся вкус и эстетическое сознание, понимать красоту и гармонию окружающего мира.
9. Правильное использование свободного времени:
Помогать, ребятам рационально организовывать свободное время, привлекать к разнообразным увлекательным делам и увлечениям.
Проводить интересные досуговые мероприятия, развлекательные программы, спортивные игры и соревнования, показывающие ценность совместных занятий и досуга.
Реализация поставленных целей и задач обеспечит гармоничное развитие каждого ученика, создаст основу для дальнейшей успешной учебы и будущей профессиональной деятельности.
Виды, формы и содержание деятельности
Организация воспитательно-развивающей деятельности учащихся в пятом классе направлена на создание оптимальных условий для формирования целостной личности, сочетающей высокий образовательный потенциал, социальные компетенции и гуманистически ориентированное поведение.
I. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основными видами деятельности являются:
Игровая деятельность:
Игра занимает важное место в жизни пятиклассника, позволяя моделировать жизненные ситуации, развивая воображение, внимание, память и коммуникативные навыки.
Коммуникативная деятельность:
Учащиеся активно участвуют в диалогах, дискуссиях, мероприятиях, формирующих навыки эффективного общения, выражения собственных мыслей и принятия решений в группе.
Образовательная деятельность:
Основной вид деятельности, направленный на усвоение программного материала, развитие умственных способностей, памяти, мышления и навыков самообразования.
Физкультурно-оздоровительная деятельность:
Занятия спортом, прогулки, подвижные игры, направленные на укрепление здоровья, улучшение физических показателей и выработку привычки вести здоровый образ жизни.
Трудовая деятельность:
Простое бытовое обслуживание, выполнение поручений, учебные задания, помогающие формировать навыки практической деятельности и ответственности.
Общественно полезная деятельность:
Оказание помощи младшим, благоустройство территории, шефская работа, волонтерство, позволяющие развивать гражданственность и активную жизненную позицию.
Самостоятельная деятельность:
Самостоятельное чтение книг, решение задач, выполнение проектов и исследований, позволяющее развивать инициативность, уверенность в себе и самостоятельность.
II. ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы деятельности в пятом классе отличаются многообразием и направлены на достижение всех вышеуказанных видов деятельности:
Урок:
Традиционная форма передачи знаний, организованная учителем, обеспечивающая закрепление изученного материала и проверку знаний.
Практико-значимая работа:
Выполнение практических работ, проектных заданий, научно-исследовательских мини-проектов, создающая условия для реализации полученных теоретических знаний на практике.
Дискуссионные клубы и дебаты:
Такие формы позволяют научить, аргументировано выражать свое мнение, внимательно выслушивать собеседника, анализировать ситуацию и искать компромиссные решения.
Интерактивные методы:
Использование компьютерных технологий, интерактивных досок, презентаций помогает сделать обучение наглядным, интересным и современным.
Экскурсии и посещения музеев:
Мероприятия, способствующие знакомству с историческими фактами, художественными произведениями, наукой и техникой, формируют общую картину мира и развивают художественный вкус.
Спортивные мероприятия:
Игры, эстафеты, туристические слёты, дни здоровья помогают укрепить здоровье, повысить физическую активность и организованность.
Клубы по интересам:
Участие в школьных клубах позволяет развивать таланты и увлечения, совершенствоваться в определённых областях знания или хобби.
Концерты и спектакли:
Выступления учащихся на сцене, постановка пьес, участие в праздничных концертах способствует раскрытию артистических задатков, повышению уверенности в себе и улучшению коммуникативных навыков.
Родительские собрания и встречи:
Взаимодействие учителей, учащихся и родителей способствует лучшему пониманию проблем детей, координации усилий для достижения общих образовательных целей.
III. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание деятельности охватывает три основных направления:
Психолого-педагогическое направление:
Изучение возрастных особенностей детей, выявление индивидуальных склонностей и возможностей каждого ребёнка.
Организация диагностической работы, мониторинг успеваемости и динамики личностного развития.
Предупреждение негативных проявлений, своевременное разрешение возникающих проблем и кризисов.
Педагогическое сопровождение образовательного процесса:
Постановка учебных задач и их реализация в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Применение дифференцированного подхода к каждому ребёнку, учитывая индивидуальные возможности и потребности.
Оперативная коррекция недостатков в знаниях и поведении учащихся.
Организационно-методическая работа:
Подготовка плана воспитательной работы, разработка содержания воспитательных мероприятий.
Анализ эффективности проводимых мероприятий, внесение необходимых изменений и дополнений.
Постоянное профессиональное саморазвитие и повышение квалификации педагогического состава.
Совокупность перечисленных направлений обеспечивает комплексный подход к процессу воспитания и обучения, позволяющий наиболее полно раскрыть потенциал каждого ребёнка, подготовить его к дальнейшему образованию и сознательной жизни в обществе.
Социальный паспорт 5 класса.
Количество учащихся в классе: 4, мальчиков – 1, девочек – 3.
Состав класса по возрасту и полу:
Год рождения | Девочки | Мальчики | Всего |
2013 | | 1 | 1 |
2014 | 3 | | 3 |
всего | 3 | 1 | 4 |
№ п/п | Ф.И.О учащегося | Дата рождения | адрес | Родители | Телефон родителя Телефон ребенка |
1 | Дворянкина Виктория Алексеевна | 12.12.2014 | д. Зимнички, д. 22 | Дворянкина Галина Сергеевна | 8-900-577-95-76 |
2 | Костяев Денис Иванович | 11.11.2013 | прописан ул. Жмакина д. проживает ул. Герцена д. 32 | Миничева Татьяна Дмитриевна | 8-996-030-32-09 |
3 | Макаренко Маргарита Алексеевна | 05.06.2014 | ул. Тельмана д. 12 | Козлова Любовь Валерьевна | 8-930-845-02-62 |
4 | Щаева Виктория Александровна | 06.05.2014 | ул. Летейщиков д. 7 кв. 2 | Щаева Анастасия Фёдоровна | 8-951-339-07-74 |
Многодетные семьи: Дворянкина Виктория, Костяев Денис, Макаренко Виктория.
Малоимущие семьи: Костяев Денис
Паспорт здоровья
учащихся класса
МКОУ «Бережковская ООШ»
2025-2026 учебный год
№ п/п | ФИО | Группа здоровья | Диагноз |
1 | Дворянкина Виктория Алексеевна | | |
2 | Костяев Денис Иванович | | ОВЗ |
3 | Макаренко Маргарита Алексеевна | | ОВЗ |
4 | Щаева Виктория Александровна | | |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В 5 КЛАССЕ
на 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
СЕНТЯБРЬ |
направление | мероприятие | дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.День знаний. «Зачем человеку учиться?» 2 Классный час: «Терроризм — угроза обществу» 3.Час общения, посвященный Дню пожилого человека: «Урок милосердия и доброты». | |
Физкультурно-оздоровительное | 1. «Веселые старты» | |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1.Классный час: «Гармония души и тела: Эстетика в повседневной жизни» 2. Организация дежурства по школе, в классе. | |
Трудовое и экологическое воспитание | 1.Уборка школьной территории. | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | 1.Составление социального паспорта класса. 2. Инструктаж по ТБ «Дорога в школу и домой. ПДД». | |
Работа с родителями | Родительское собрание: «Знакомство с новым учебным годом» | |
ОКТЯБРЬ |
Направление | Мероприятие | дата проведения |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1.Беседа: «Наши бабушки и дедушки» 2.Концерт «День учителя.» 3. Изготовление подарков ко Дню учителя. | |
Физкультурно-оздоровительное | 1.Классный час «Закаливание организма». 2. Беседа по профилактике гриппа и ОРВИ | |
Трудовое и экологическое воспитание | Дежурство по классу. | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | Инструктажи по правилам техники безопасности и ПДД в период осенних каникул. | |
Работа с родителями | 1. Индивидуальные консультации. | |
НОЯБРЬ |
Направление | Мероприятие | дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.Устный журнал «4ноября - День народного единства» 2.Классный час: «Герои нашего времени» | |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1. Классный час «День толерантности». 2. Мероприятия ко дню Матери «Тепло материнских рук» | |
Физкультурно-оздоровительное | 1. Акция «Мы за здоровый образ жизни» | |
Трудовое и экологическое воспитание | 1.Участие в акции «Покормите птиц зимой» 2.Беседа к 170-летию И.В. Мичурина | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | 1. Правила по ПДД «Законы дорог» 2. Беседа о правилах поведения на водоемах. 3. День Государственного герба Российской Федерации | |
Работа с родителями | Родительское собрание "Роль родителей в формировании учебной мотивации у детей" | |
ДЕКАБРЬ |
Направление | Мероприятие | дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.Классный час: «Герои России разных эпох и различных по званию». 2.Устный журнал «Основной закон государства - Конституция». | |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1.Беседа: «Что такое доброта?» 2.Классный час «Совесть внутри нас». | |
Физкультурно-оздоровительное | | |
Трудовое и экологическое воспитание | 1.Календарь полезных дел. 2. Генеральная уборка класса. | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | 1. Инструктажи по правилам пожарной безопасности и ТБ во время новогодних каникул | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Подведение итогов первого полугодия». | |
ЯНВАРЬ |
Направление | Мероприятие | дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.Классный час: «Холокост: никогда больше!». | |
Нравственно-эстетическое воспитание | Классный час «Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее». | |
Физкультурно-оздоровительное | Беседа «Рацион здорового питания». | |
Трудовое и экологическое воспитание | 1.Беседа: «Участие в домашних делах: обязанности и ответственность.» 2. Экологические игры и конкурсы. | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | Беседа «Поведение на водных объектах в зимнее время». | |
Досуговое воспитание | Классный час: «День без интернета» | |
Работа с родителями | 1.Индивидуальная беседа (по необходимости). 2. «Узкий круг». Беседа родителей, педагогов, администрации. | |
ФЕВРАЛЬ |
Направление | Мероприятие | дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1. Классный час с презентацией «День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» 2. «Классный час: «История Российской армии». «Символика разных родов войск» | |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1. Беседа «Красота внешнего облика. Мои жесты» 2. Изготовление поздравительных открыток для ветеранов | |
Физкультурно-оздоровительное | 1.Спортивные игры на свежем воздухе «Зимние забавы». 2. Устный журнал « Мы — выбираем здоровье » | |
Трудовое и экологическое воспитание | Конкурс рисунков «Моя будущая профессия» | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | 1. Беседа «Знакомства в сети — кто скрывается за милой аватаркой?» | |
Работа с родителями | 1.Родительское собрание: "Безопасность детей в интернете: что должны знать родители" | |
МАРТ |
Направление | Мероприятие | дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1. Кл. час «Женщины – герои России». Международный женский день 2. Час общение: «Гражданская оборона». Всемирный день гражданской обороны. 3. Устный журнал «Крым и Россия, мы вместе» | |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1. Внеклассное мероприятие «Поздравляем наших мам и девочек». 2.Беседа: «Путешествие в страну „Чистых слов“» | |
Физкультурно-оздоровительное | Беседа «Чем опасна компьютерная зависимость. Её влияние на психическое и физическое здоровье человека». | |
Трудовое и экологическое воспитание | 1.Классный час: «Важность труда в жизни человека» 2. Беседа: «Природа – наше богатство» | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | 1. Инструктажи по правилам безопасного поведения на весенних каникулах 2.Беседа: «Мы в ответе за свои поступки» | |
Работа с родителями | Родительское собрание "Психологические особенности пятиклассников: как понять и поддержать ребенка" | |
АПРЕЛЬ |
Направление | Мероприятие | дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.Устный журнал «Покорители космоса» 2. Классный час: «День памяти о геноциде» | |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1.Классный час с презентацией «Путешествия по родному краю». Всемирный день Земли. | |
Физкультурно-оздоровительное | | |
Трудовое и экологическое воспитание | 1. Беседа: «Уважение к людям труда». 2. Акция «Чистый школьный двор». | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | Классный час «Профилактика безнадзорности» | |
Работа с родителями | День открытых дверей «Добро пожаловать в наш класс!» | |
МАЙ |
Направление | Мероприятие | дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1.Участие в мероприятиях, посвящённых Дню Победы. 2. Классный час «Нам нужна одна Победа». | |
Нравственно-эстетическое воспитание | Классный час «Моя семья» | |
Физкультурно-оздоровительное | 1. Турпоход. 2. День здоровья | |
Трудовое и экологическое воспитание | 1.Акция «Чистый школьный двор». 2. Генеральная уборка класса | |
Профилактика правонарушений, правовое воспитание | 1. Профилактические беседы о вреде курения и алкоголя. 2. Инструктажи по ТБ «Внимание, каникулы!» | |
Работа с родителями | Родительское собрание «Итоги учебного года. Организация летнего отдыха школьников». | |