ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация данной рабочей программы осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
- Федеральным Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 18 мая 2015 года № 507 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) (с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.).
- Письма департамента образования и науки Брянской области от 27.04.2018 г. №4117-04-0 «О примерном учебном плане 1 - 4 классов общеобразовательных
организаций Брянской области на 2018- 2019 учебный год» - Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 31.03.2014 г. №253
- Примерной программы по _____физической культуре__________ начального общего образования.
- Авторского тематического планирования учебного материала__В.И. Лях
- Учебного плана МБОУ Вышковской СОШ на 2018-2019уч.год.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Рабочая программа составлено на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2007) и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации. Она разделена на три программы: программа для 1-4 классов, 5-9 классов и 9-10 классов.
В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.
Учащиеся должны знать:
об истории и особенностях зарождения и развития физической культуры и спорта;
о способах и особенностях движений, передвижений;
о терминологии разучиваемых упражнений, их функциональном смысле и направленности
воздействия на организм;
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушений осанки;
- о причинах травматизма на занятиях физической культуры.
Учащиеся должны уметь:
выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, скорости;
По окончании начальной школы обучающиеся должны показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Учащиеся должны уметь демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с | 6,5 | 7,0 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см | 130 | 125 |
Сгибание рук в висе лежа, кол-во раз | 5 | 4 |
К выносливости | Бег 1000 м | Без учета времени |
К координации | Челночный бег 3 х 10 м, с | 11,0 | 11,5 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Естественные основы
1-2 классы. Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
3-4 классы. Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Выявление работающих групп мышц. Изменение роста, веса и силы мышц.
Социально-психологические основы
1-2 классы. Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
3-4 классы. Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями. Выполнение жизненно важных навыков различными способами и с изменением амплитуды.
Контроль за правильностью выполнения физических упражнений и тестирования физических качеств.
Приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
1-2 классы. Воздушные ванны. Солнечные ванны. Измерение массы тела. Приемы измерения пульса. Специальные дыхательные упражнения.
Водные процедуры. Овладение приемами саморегуляции, связанные с умением расслаблять и напрягать мышцы. Контроль и регуляция движений.
Тестирование физических способностей.
Подвижные игры
1-4 классы. Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.
Гимнастика с элементами акробатики
1-4 классы. Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц.
Легкоатлетические упражнения
1-2 классы. Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость. Названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и высоту. Техника безопасности на занятиях.
3-4 классы. Понятия: эстафета, темп, длительность бега; команды «Старт», «Финиш». Влияние бега на здоровье человека, элементарные сведения о правилах соревнований в прыжках, беге и метаниях. Техника безопасности на уроках.
Аттестация учащихся планируется по четвертям с учетом результатов текущих оценок и результатов тестирования по каждому разделу программы.
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
1. | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
2. | Подвижные игры | 15 | | 9 | 12 |
3. | Гимнастика с элементами акробатики | | 21 | | |
4. | Легкая атлетика | 12 | | | 12 |
5. | Лыжная подготовка | | | 21 | |
| Вариативная часть | | | | |
1. | Подвижные игры | 18 |
2. | Легкая атлетика | 3 |
3. | Гимнастика | 3 |
| ВСЕГО | 102 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Материально – техническая база.
№ п\п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Имеется в наличии или нет |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | |
1.2 | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. | Д | |
1.3 | Рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4 | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я.Виленского, В.И.Ляха Физическая культура. 5—7 классы Под редакцией М. Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В. И. Лях, А. А. Зданевич Физическая культура. 8—9 классы/ Под общ. ред. В. И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений. | К | |
1.5 | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | Д | |
2 | Демонстрационные учебные пособия |
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия |
3.1 | Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) | Д | |
4 | Технические средства обучения |
4.1 | Мультимедиапроектор | Д | |
4.2 | Экран (на штативе или навесной) | Д | |
5 | Учебно-практические и учебно-лабораторное оборудование |
5.1 | Стенка гимнастическая | Г | |
5.2 | Перекладина гимнастическая | Г | |
5.3 | Канат для лазания с механизмом крепления | Г | |
5.4 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г | |
5.5 | Гантели наборные | Г | |
5.6 | Маты гимнастические | Г | |
5.7 | Мяч набивной (1 кг, 2кг) | Г | |
5.8 | Мяч малый (теннисный) | К | |
5.9 | Скакалка гимнастическая | К | |
5.10 | Палка гимнастическая | К | |
5.11 | Обруч гимнастический | К | |
| Легкая атлетика | | |
5.13 | Планка для прыжков в высоту | Д | |
5.14 | Стойка для прыжков в высоту | Д | |
5.15 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г | |
5.16 | Рулетка измерительная | Д | |
| Подвижные и спортивные игры | | |
5.17 | Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | Г | |
5.18 | Мячи баскетбольные для мини-игры | Г | |
5.19 | Жилетки игровые с номерами | Г | |
5.20 | Стойки волейбольные универсальные | Д | |
5.21 | Сетка волейбольная | Д | |
5.22 | Мячи волейбольные | Г | |
5.23 | Табло перекидное | Д | |
5.24 | Ворота для мини-футбола | Д | |
5.25 | Сетка для ворот мини-футбола | Д | |
5.26 | Мячи футбольные | Г | |
5.27 | Номера нагрудные | Г | |
| Измерительные приборы | | |
5.28 | Секундомер | Д | |
| Средства первой помощи | | |
5.31 | Аптечка медицинская | Д | |
6 | Спортивные залы (кабинеты) |
6.1 | Спортивные зал (игровой) | | |
6.2 | Кабинет учителя | | |
6.3 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | | |
7 | Пришкольный стадион (площадка) |
7.1 | Легкоатлетическая дорожка | | |
7.2 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | | |
Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом наполняемости класса (25-30 учащихся).
Условные обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз);
К – комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости классов);
Г – комплект, необходимый для практической работы в группах, рассчитывается на нескольких учащихся
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс 3 часа
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Дата проведения |
По КТП | Фактически |
1 | Инструктаж по ТБ. Прыжок в длину с места. | Вводный | | |
2 | Бег с ускорением 30 м. Челночный бег. | Комплексный | | |
3 | Бег 30 метров с высокого старта. Прыжок в длину с разбега. | Изучение нового материала | | |
4 | Прыжок в длину с разбега. | Комплексный | | |
5 | Прыжки с поворотом на 180°. Прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. | Изучение нового материала | | |
6 | Прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Прыжок с высоты до 40 см. | Комплексный | | |
7 | Метание малого мяча в горизонтальную цель. | Комплексный | | |
8 | Метание малого мяча в вертикальную цель. | Комплексный | | |
9 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (2x2 м) с расстояния 4 -5 м. | Комплексный | | |
10 | Преодоление малых препятствий. Метание набивного мяча. | Комплексный | | |
11 | Преодоление малых препятствий. Метание набивного мяча. | Комплексный | | |
12 | Чередование ходьбы и бега. Преодоление малых препятствий. | Комплексный | | |
13 | Ловля и передача мяча в парах. | Изучение нового материала | | |
14 | Ловля и передача мяча в тройках. | Комплексный | | |
15 | Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, обруч). | Комплексный | | |
16 | Броски в цель (кольцо, щит, обруч). | Комплексный | | |
17 | Ведение на месте. Броски в цель (кольцо, щит, обруч). | Комплексный | | |
18 | Ведение мяча на месте. Игра «Попади в обруч». | Комплексный | | |
19 | Ведение мяча правой и левой рукой в шаге. Игра «Передача мяча в колоннах». | Комплексный | | |
20 | Ведение мяча правой и левой рукой в беге. | Комплексный | | |
21 | Игра «Передача мяча в колоннах». Эстафеты с мячом. | Комплексный | | |
22 | Игры «Передача мяча в колоннах», «Мяч в корзину». Эстафеты. | Комплексный | | |
23 | Подвижные игры «Кто дальше бросит», «Метко в цель». | Комплексный | | |
24 | Подвижная игра «Охотники и утки». Эстафеты с предметами | Комплексный | | |
25 | Подвижные игры «Мяч водящему», «У кого меньше мячей» | Комплексный | | |
26 | Подвижные игры «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом» | Комплексный | | |
27 | Эстафеты с элементами баскетбола. | Комплексный | | |
28 | Инструктаж по ТБ. Кувырок вперед. | Изучение нового материала | | |
29 | Кувырки вперед. | Комплексный | | |
30 | Кувырок вперед. Кувырок в сторону. | Комплексный | | |
31 | Кувырок вперед. Кувырок в сторону. | Комплексный | | |
32 | Стойка на лопатках, согнув ноги. Кувырок в сторону. | Комплексный | | |
33 | Стойка на лопатках, согнув ноги. | Комплексный | | |
34 | Стойка на лопатках, согнув ноги. Из стойки на лопатках, перекат вперед в упор присев. | Комплексный | | |
35 | Стойка на лопатках, согнув ноги. Из стойки на лопатках, перекат вперед в упор присев. | Комплексный | | |
36 | Из стойки на лопатках, перекат вперед в упор присев. Выполнение комбинации из разученных элементов | Комплексный | | |
37 | Выполнение комбинации из разученных элементов. | Учетный | | |
38 | Висы: стоя, лежа, присев. | Комплексный | | |
39 | Висы: стоя, лежа, присев. Вис на согнутых руках. | Комплексный | | |
40 | Висы: стоя, лежа, присев. Вис на согнутых руках. | Комплексный | | |
41 | Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе. | Комплексный | | |
42 | Упоры на руках. | Комплексный | | |
43 | Упоры на руках. Игра «Змейка». | Комплексный | | |
44 | Лазание по наклонной скамейке. | Комплексный | | |
45 | Лазание по гимнастической стенке. | Комплексный | | |
46 | Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. | Комплексный | | |
47 | Повороты кругом на носках на скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке. | Комплексный | | |
48 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. Эстафеты. | Комплексный | | |
49 | Инструктаж ТБ. Повороты переступанием на месте. | Изучение нового материала | | |
50 | Повороты переступанием на месте. | Комплексный | | |
51 | Повороты переступанием на месте. Передвижение ступающим шагом. | Комплексный | | |
52 | Повороты переступанием на месте. Передвижение ступающим шагом. | Комплексный | | |
53 | Передвижение ступающим шагом. Передвижение скользящим шагом. | Комплексный | | |
54 | Передвижение ступающим шагом. Передвижение скользящим шагом. | Комплексный | | |
55 | Передвижение скользящим шагом. Подъем на склон. | Комплексный | | |
56 | Передвижение скользящим шагом. Подъем на склон. | Комплексный | | |
57 | Подъем на склон. | Комплексный | | |
58 | Подъем на склон. Спуски со склона. | Комплексный | | |
59 | Подъем на склон. Спуски со склона. | Комплексный | | |
60 | Подъем на склон. Спуски со склона. Передвижение на лыжах до 1,5 километра | Комплексный | | |
61 | Прохождение отрезков в быстром темпе. | Комплексный | | |
62 | Прохождение отрезков в быстром темпе. Передвижение на лыжах до 1,5 километра. | Комплексный | | |
63 | Прохождение отрезков в быстром темпе. Передвижение на лыжах до 1,5 километра. | Комплексный | | |
64 | Игра «Смелее с горки». | Комплексный | | |
65 | Игры на лыжах «Смелее с горки». «Кто самый быстрый». | Комплексный | | |
66 | Игра «Кто самый быстрый». | Комплексный | | |
67 | Круговые эстафеты. Передвижение на лыжах до 1,5 километра. | Комплексный | | |
68 | Круговые эстафеты. Передвижение на лыжах до 1,5 километра. | Комплексный | | |
69 | Передвижение на лыжах до 1,5 километра. | Комплексный | | |
70 | Подвижные игры «Гонка мячей», «Прыгающие воробушки». | Комплексный | | |
71 | Подвижные игры «Кто дальше бросит», «Прыгающие воробушки». | Комплексный | | |
72 | Подвижные игры «Кто дальше бросит», «Метко в цель». | Комплексный | | |
73 | Подвижные игры «Охотники и утки», «Метко в цель». | Комплексный | | |
74 | Подвижные игры «День и ночь», «Пятнашки». | Комплексный | | |
75 | Подвижные игры «Кто подходил», «Волк во рву». | Комплексный | | |
76 | Подвижные игры «Два Мороза», «Точный расчет» | Комплексный | | |
77 | Подвижные игры «Лисы и куры», «Мяч в корзину». | Комплексный | | |
78 | Эстафеты с предметами. | Комплексный | | |
79 | Инструктаж по ТБ. Высокий старт. | Изучение нового материала | | |
80 | Высокий старт. Бег 30 метров с высокого старта. | Комплексный | | |
81 | Бег 30 метров с высокого старта. Челночный бег. | Комплексный | | |
82 | Прыжок в высоту с прямого разбега. Прыжок в длину с места. | Комплексный | | |
83 | Прыжок в высоту с 3-5 шагов. | Комплексный | | |
84 | Прыжок в длину с 3-5 шагов разбега. Прыжки с поворотом на 180°. | Комплексный | | |
85 | Метание малого мяча в горизонтальную цель. | Комплексный | | |
86 | Метание малого мяча в вертикальную цель. | Комплексный | | |
87 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. | Комплексный | | |
88 | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Метание набивного мяча. | Комплексный | | |
89 | Метание малого мяча с места на дальность | Комплексный | | |
90 | Кросс 1000 метров | Комплексный | | |
91 | Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой и левой рукой. | Комплексный | | |
92 | Ведение на месте правой и левой рукой. Броски в цель (кольцо, щит, обруч). | Комплексный | | |
93 | Ведение мяча правой и левой рукой в шаге. Броски мяча в цель. | Комплексный | | |
94 | Ведение мяча правой и левой рукой в движении. | Комплексный | | |
95 | Ведение мяча правой и левой рукой в движении шагом и бегом. | Комплексный | | |
96 | Передачи мяча обеими руками от груди. | Комплексный | | |
97 | Передачи мяча обеими руками от груди. Игра «Передача мяча в колоннах». | Комплексный | | |
98 | Подвижная игра «Играй, играй, мяч не теряй» | Комплексный | | |
99 | Подвижная игра «У кого меньше мячей?» | Комплексный | | |
100 | Игра «Передача мяча в колоннах». Эстафеты с элементами баскетбола. | Комплексный | | |
101 | Эстафеты с элементами баскетбола. Подвижная игра «Кто дальше бросит». | Комплексный | | |
102 | Эстафеты с предметами. | Комплексный | | |