Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Согласовано» «Утверждено» на заседании МС
Родитель Н. Н. Золотарева Председатель МС Л.И. Ротмистровская
Дата 01.09.2018 год Дата 01.09.2018 год
_____________ ______________
«Утверждено»
Директор П.В Сеин
Дата 01.09.2018 год
____________________
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
на 2018 – 2019 учебный год
обучающегося 3 класса А
Золотарева Бориса
Ответственный за реализацию программы:
Учитель Л.А Коробова
Курск – 2018г.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2, Федеральный закон «Об образовании в РФ», декабрь 2012 г.)
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»: Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования : Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: Положением об адаптированной образовательной программе.
Адаптированная образовательная программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН м.1984 г. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861 о Порядке воспитания и обучения детей - инвалидов на дому на основании Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 г. № 17-253-6, в соответствии с законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-Ф3, Письмом МО РСФСР от 14.11.1988 № 17-256-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», Письмом МО РФ от 09.04.1999 № 27-511-6 «О психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования», Письмом Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26-188-6и «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии».
Цели: выявить особенности общего и речевого развития ребёнка, исправить дефекты общего и речевого развития, подготовить обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма, формировать графические навыки и умения, пробудить интерес к обучению, формировать трудовые качества, обучение вести на практически наглядной основе.
Задачи:
- корригировать и развивать познавательную деятельность;
- развивать общую и мелкую моторику рук;
- формировать речевое развитие;
- формировать доступные умения, навыки, представления;
- развивать личностные качества.
Золотарев Борис поступил в ОКОУ «Курская школа» 1.09.2016 г по решению ПМПК Курской области. Коллегиальное заключение: ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации по обучению: обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Борис активный, доброжелательный мальчик, иногда может проявить агрессию. Очень общительный, дружит не только со старшим братом, но и со сверстниками на улице, любит помогать старшему брату Леониду и маме. С интересом выполняет задания не только свои, также помогает в выполнении задания старшему брату, любознателен. Борис активный мальчик, участвует в трудовой и творческой деятельности на занятиях.
Словарный запас беден, находится на обиходно-бытовом уровне, фразы состоят из простых предложений, отвечает односложно. Нарушение фонематического слуха отсутствует, первый звук в слове выделяет всегда.
Образовательную программу усваивает хорошо. Некоторые звуки и буквы вызывают затруднения в запоминании, нуждается в повторном изученного. Инструкции понимает сразу, не нуждается в постоянной помощи по их выполнению. Хорошо ориентируется на листе бумаги, видит границы строки. Цифры запоминает хорошо, узнает их, умеет писать, счетные навыки формируются без труда. Производит счет примеров на сложение и вычитание в пределах 20, в уме. Счет по линейке не вызывает трудности.
С особым увлечением Борис работает на уроках трудового обучения, изобразительного искусства и математике.
Трудовые умения и навыки на стадии формирования.
На занятиях Борис чистый и опрятный. Имеет все необходимые школьные принадлежности. Занятия посещает регулярно.
Образовательный компонент
Письмо и развитие речи
Пояснительная записка
Цели:
-составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
- писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Планируемые знания:
- алфавит.
Учебно – тематическое планирование уроков по письму и развитию речи Золотарева Бориса (2 часа в неделю)
№ | Разделы (тема) | Кол-во часов | Контрольные работы | Примечание |
1 | Повторение | 7 | Контрольный диктант «Смысловая связь предложений в тексте». | |
2 | Звуки и буквы | 32 | Самостоятельные работы: «Деление слов на слоги», "Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши", "Разделительный ь".Контрольные диктанты «Звуки гласные и согласные», "Мягкие и твёрдые согласные", "Парные согласные". | |
3. | Слово | 25 | Самостоятельные работы «Различение названий предметов по вопросам», "Предлоги". Контрольные диктанты «Слова, обозначающие предметы». Контрольный диктант по теме: «Большая буква в именах собственных», «Слова, обозначающие действия предметов», "Слова, обозначающие предметы, действия, признаки". | |
4. | Предложение | 3 | Контрольный диктант «Предложение». | |
5. | Повторение | 3 | Итоговый контрольный диктант. | |
Итого часов | 70 | | |
Письмо и развитие речи
(2 ч/нед)
№ | Тема | Дата |
| 1 четверть | |
1. | Употребление простого предложения | 04.09 |
2. | Большая буква в начале предложения, точка в конце. | 05. 09 |
3. | Установление порядка слов в предложении. | 11. 09 |
4. | Составление предложений из заданных слов, по вопросу, по картинке. | 12.09 |
5. | Последовательный порядок предложений в тексте. | 18.09 |
6. | Смысловая связь предложений в тексте. | 19.09 |
7. | Контрольный диктант «Смысловая связь предложений в тексте». | 25.09 |
8. | Звуки и буквы. Различение звуков и букв. | 26.09 |
9. | Сравнение пар слов, различающихся количеством букв, порядком буквой. . | 02.09 |
10. | Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке. | 03.09 |
11. | Звуки гласные и согласные. Выделение гласных и согласных звуков и букв. | 09.10 |
12. | Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных. | 10.10 |
13. | Самостоятельная работа по теме «Деление слов на слоги». | 16.10 |
14. | Контрольный диктант «Звуки гласные и согласные». | 17.10 |
15. | Ударные и безударные гласные. Их различие. | 23.10 |
16. | Дифференциация твердых и мягких согласных. | 24.10 |
| . 2 четверть | |
| Тема урока | |
1 | Мягкий знак на конце слова. Мягкий знак в середине слова. | 06.11 |
2. | Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я, и, ь. | 07.11 |
3. | Контрольный диктант «Мягкие и твердые согласные». | 13.11 |
4. | Шипящие согласные. Слова с сочетаниями жи-ши. | 14.11 |
5. | Слова с сочетаниями ча-ща и чу-щу. | 20.11 |
6. | Самостоятельная работа «Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши». | 21.11 |
7. | Парные звонкие и глухие согласные (сравнение пар слов: коса- коза по смыслу и произношению). Различение парных согласных. | 27.11 |
8. | Написание слов с парными согласными в начале слова. | 28.12 |
9. | Написание слов со звонкими и глухими согласными перед гласными. | 04.12 |
10 | Звонкие и глухие парные согласные на конце слова. | 05.12 |
11 | Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова. | 11.12 |
12 | Отработка способов проверки написания звонких и глухих согласных на конце слова. Словарь: праздник. | 12.12 |
13 | Контрольный диктант «Парные согласные». | 18.12 |
14 | Подбор слов с парными согласными. | 19.12 |
15 | Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова. | 25.12 |
16 | Правило написания слов с разделительным ь. Перенос слов с разделительным ь. | 26.12 |
№ | Тема | Дата |
| 3 четверть | |
1. | Дифференциация разделительного и мягкого знака, обозначающего мягкость согласного. | 15.01 |
2. | Упражнения и закрепление написания слов с разделительным ь. | 16.01 |
3. | Самостоятельная работа «Разделительный ь». | 22.01 |
4. | Различие слов, обозначающих предметы по вопросам кто? что? Слова, обозначающие названия предметов. | 23.01 |
5. | Употребление слов единственного и множественного числа. | 29.01 |
6. | Изменение формы слов в зависимости от связи с другими словами в предложении. | 30.01 |
7. | Выделение из текста названий предметов с помощью вопросов. | 05.02 |
8. | Контрольный диктант «Слова, обозначающие предметы». | 06.02 |
9. | Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных. Большая буква в названиях городов, деревень, сел, улиц. | 12.02 |
10. | Большая буква в именах собственных. Обобщение. | 13.02 |
11. | Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что будет делать? Слова, обозначающие действия предметов. | 19.02 |
12. | Выделение и согласование слов, обозначающих предметы, со словами, обозначающими действия, с помощью вопросов. | 20.02 |
13. | Подбор к данному предмету ряда действий. | 26.02 |
14. | Контрольный диктант «Слова, обозначающие действия предметов». | 27.02 |
15. | Подбор слов, обозначающих признаки предметов, по вопросам какой? какая? какое? какие? Слова, обозначающие признаки предметов. | 05.03 |
16. | Согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Определение предмета по ряду признаков. | 06.03 |
17. | Выделение и соотнесение слов, обозначающих предметы и признаки. | 12.03 |
18. | Контрольный диктант «Слова, обозначающие предметы, действия, признаки». | 13.03 |
19. | Сравнение и узнавание предметов по их признакам. Расширение круга слов, обозначающих предметы, действия, признаки. | 19.03 |
20. | Предлоги к, от, над, под, о. Выделение предлогов в тексте | 20.03 |
№ | Тема | Дата |
| IV четверть | |
1. | Употребление предлогов в речи. Обобщение знаний о предлогах. | 03.04 |
2. | Самостоятельная работа «Предлоги». | 09.04 |
3. | Правописание слов с Ъ в середине слова. | 10.04 |
4. | Предложение. Выделение предложений из текста. | 16.04 |
5. | Употребление формы винительного падежа (вижу кого? или что?) | 17.04 |
6. | Употребление формы родительного падежа в предложении (кого? чего?). | 23.04 |
7. | Употребление формы дательного падежа в предложении (кому? чему?). | 24.04 |
8. | Употребление слов в форме творительного падежа в предложении | 30.04 |
9. | Употребление слов в форме предложного падежа (о ком? о чем?) | 07.05 |
10. | Связь слов в предложении. | 08.05 |
11. | Контрольный диктант «Предложение». | 14.05 |
12. | Предложение как единица речи. Установление связи предложений в тексте. | 15.05 |
13. | Точка и вопросительный знак в конце предложения. | 21.05 |
14. | Итоговый контрольный диктант. | 22.05 |
15 . | Дополнение предложений по одному - двум вопросам. | 28.05 |
16 . | Правописание слов с непроверяемыми орфограммами | 29.05 |
Речевая практика
Пояснительная записка
Цель:
Основная цель предмета развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающихся в разнообразные формы коммуникации.
Введение предмета обусловлено несовершенством речевой практики учащихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в доступные формы взаимодействия в социуме.
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
―Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
―Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
―Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
―Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
―Развитие навыков устной коммуникации;
―Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Формировать выразительную сторону речи
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Учебно-тематическое планирование уроков по речевой практике
(2 часов в неделю)
№ | Раздел (темы) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии | Примечания |
1. | Общение и его значение в жизни. | 13 | | |
2. | Аудирование. | 7 | | |
3. | Дикция и выразительность речи. | 15 | | |
4. | Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. | 13 | | |
5. | Культура общения. | 20 | | |
6. | Итого: | 68 | | |
Речевая практика (2 ч /нед)
№ | Тема | Дата |
| I четверть | |
1. | Давайте познакомимся. | 04.09 |
2. | Где мы учимся. | 05.09 |
3. | Кто нас лечит и кормит. | 11.09 |
4. | Правила для школьника. | 12.09 |
5. | Это школьный двор. | 18.09 |
6. | «Отгадай, что в моем ранце». | 19.09 |
7. | «Покупка школьных принадлежностей». | 25.09 |
8. | «Ура! Перемена!». | 26.09 |
9. | «Игрушки». | 02.10 |
10. | «Моя любимая игрушка». | 03.10 |
11. | «Магазин игрушек». | 09.10 |
12. | «Уложим куклу спать». | 10.10 |
13. | «Мы уже не малыши». | 16.10 |
14. | Кто в теремочке живёт? (по сказке «Теремок»). | 17.10 |
15. | Мы играем в «Теремок». | 23.10 |
16. | Ай-да репка! (по сказке «Репка»). | 24.11 |
№ | Тема | Дата |
| II четверть | |
1. | Мы покажем сказку «Репка». | 06.11 |
2. | Познакомимся с Колобком (по сказке «Колобок»). | 07.11 |
3. | Мы играем в «Колобок». | 13.11 |
4. | Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок». | 14.11 |
5. | Моя семья. | 20.11 |
6. | Расскажи о себе. | 21.11 |
7. | Спокойной ночи! | 27.11 |
8. | Спокойной ночи! | 28.11 |
9. | Доброе утро! | 04.12 |
10. | Занятия людей утром. | 05.12 |
11. | Играем вместе. | 11.12 |
12. | Не будем ссориться. | 12.12 |
13. | Дежурим с другом (подругой). | 18.12 |
14. | Если друг попал в беду, помоги ему. | 19.12 |
15. | Готовимся к празднику. | 25.12 |
16. | Новогодние чудеса. | 26.12 |
№ | Тема | Дата |
| III четверть | |
1. | Новогодние поздравления. | 15.01 |
3. | Зимняя одежда. | 16.01 |
5. | Зимние забавы. | 22.01 |
6. | Мы катаемся с горы. | 23.01 |
7. | Мы лепим снеговика. | 29.01 |
8. | Я умываюсь. | 30.01 |
9. | Я чищу зубы. | 05.02 |
10. | Режим дня школьника. | 06.02 |
11. | Я правильно одеваюсь. | 12.02 |
12. | Приглашаем гостей. | 13.02 |
13. | Мы в гостях. | 19.02 |
14. | Поздравляем папу и дедушку. | 20.02 |
15. | Знакомимся с гостями. | 26.02 |
16. | Провожаем гостей. | 27.02 |
17. | Поздравляем маму. | 05.03 |
18. | Накрываем праздничный стол. | 06.03 |
19. | Я помогаю маме прибираться. | 12.03 |
20. | Я помогаю маме прибираться в доме. | 13.03 |
21. | Я помогаю маме прибирать на кухне. | 19.03 |
22. | Посуда. | 20.03 |
№ | Тема | Дата |
| IV четверть | |
1. | Содержу одежду в чистоте. | 03.04 |
2. | Опрятному человеку нужны помощники. | 09.04 |
3. | Я одеваюсь и обуваюсь. | 10.04 |
4. | Я ухаживаю за обувью. | 16.04 |
5. | «К нам весна шагает…» | 17.04 |
6. | Первоцветы. | 23.04 |
7. | Весенняя прогулка. | 24.04 |
8. | По погоде одевайся. | 30.04 |
9. | Я по лужам прогулялся. | 07.05 |
10. | Мишка заболел. | 08.05 |
11. | «А у нас в квартире кот! А у вас?». | 14.05 |
12. | Мой щенок. | 15.05 |
13. | Учу попугая говорить. | 21.05 |
14. | Здравствуй лето! | 22.05 |
15. | Летняя одежда. | 28.05 |
16. | Летние развлечения. | 29.05 |
Чтение и развитие речи
Пояснительная записка
Цели:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
- трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
- отвечать на вопросы по прочитанному;
- высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
- пересказывать содержание прочитанного;
- устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся;
- плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по содержанию и по иллюстрациям к тексту.
Планируемые результат:
- наизусть 4-5 стихотворений.
Учебно – тематическое планирование уроков по чтению и развитию речи Золотарева Бориса (2 часа в неделю)
№ | Разделы (тема) | Кол-во часов | Примечание |
1 | Здравствуй, школа. | 3 |
|
2 | Люби все живое. | 5 |
|
3 | Учимся трудиться. | 5 | |
4 | Славная осень. | 9 | |
5 | Что такое хорошо. | 19 | |
6 | Народные сказки. | 2 | |
7 | Смешные истории. | 11 | |
8 | Весна в окно стучится. | 10 | |
9 | Лето красное идёт. | 3 | |
| Итого часов | 67 |
|
Чтение и развитие речи
I четверть
№ | Тема | Дата |
| I четверть | |
1. | С. Михалков «Важный день». Выразительное чтение. | 04.09 |
2. | Анализ содержания и смысла рассказа Т. Чинарёвой «Здравствуйте». | 05.09 |
3. | В. Берестов «Где право, где лево». Эмоциональное чтение стихотворения. | 11.09 |
4. | В. Драгунский «Что любит Мишка». Характеристика главных действующих лиц. | 12.09 |
5. | К. Чуковский «Мойдодыр». Первичное знакомство с текстом. Выразительное чтение. | 18.09 |
6. | Л. Толстой «Котёнок», «Птичка». Отношение человека к животным. | 19.09 |
7. | М. Пришвин «Ребята и утята». Обучение подробному пересказу. | 25.09 |
8. | Г. Снегирёв «Берёза». Описание берёзы в разные времена года. | 26.09 |
9. | Ф. Барков «Шустрик». Деление рассказа на смысловые части. | 02.10 |
10. | С. Михалков «Важные дела». Выразительное чтение. | 03.10 |
11. | По В. Крупину «Как Ваня грядки полол». Выборочное чтение. | 09.10 |
12. | По Е. Пермяку «Смородинка». Анализ содержания и смысла рассказа. | 10.10 |
13. | По О. Донченко «Телёнок». Обучение подробному пересказу. | 16.10 |
14. | А. Маркуша «Важная профессия». С. Баруздин «Маляр» Совершенствование навыков чтения. | 17.10 |
15. | И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», «Улетают журавли». Выборочное чтение. | 23.10 |
16. | А. Прокофьев «В лес по грибы». Выразительное чтение. | 24.10 |
№ | Тема | Дата |
| II четверть | |
1. | Н. Грибачёв «Рыжие листья». Составление плана, пересказ. | 06.11 |
2. | В. Бальмонт «Осень». Эмоциональное чтение стихотворения. | 07.11 |
3. | А. Плещеев «Осень наступила». Выразительное чтение. | 13.11 |
4. | А. Фет «Ласточки пропали». Обучение чтению наизусть. | 14.11 |
5. | Н. Некрасов «Славная осень!». Выразительное чтение. | 20.11 |
6. | М. Басина «Удивительная верёвка». Анализ содержания и смысла рассказа. | 21.11 |
7. | А. Барто «Уехали». Выразительное чтение. | 27.11 |
8. | К. Киршина «Вот какая история». Анализ содержания рассказа. | 28.11 |
9. | Л. Воронкова «Что сказала бы мама». Сжатый пересказ. | 04.12 |
10. | По Я. Пинясову «Кем быть и кем не быть». Различные виды чтения. | 05.12 |
11. | Н. Носов «Огурцы». Анализ содержания и смысла рассказа. | 11.12 |
12. | В. Осеева «Волшебное слово». Выразительное чтение. Пересказ. | 12.12 |
13. | Е. Пермяк «Бумажный змей». Творческий пересказ. | 18.12 |
14. | А. Котовщикова «Как же так получилось». Сжатый пересказ. | 19.12 |
15. | А. Пантелеев «Трус». Анализ содержания и смысла рассказа. | 25.12 |
16. | По Л. Пантелееву «Честное слово». Анализ содержания и смысла рассказа. | 26.12 |
№ | Тема | Дата |
| III четверть | |
1. | «Три сестры». Выразительное чтение. | 15.01 |
3. | «Каждый своё получил». Подробный пересказ. | 16.01 |
5. | И. Суриков «Зима». Обучение чтению наизусть. | 22.01 |
6. | А. Чехов «Первый снег». Обучение рисованию словесных картин. | 23.01 |
7. | В. Орлов «Никто не обижается». Чтение стихотворения. | 29.01 |
8. | А. Сладков «Воробьиный термометр». Народные приметы. | 30.01 |
9. | Н. Носов «На горке». Выразительное чтение. | 05.02 |
10. | Д. Мамин-Сибиряк «Река стала». Пересказ. | 06.02 |
11. | А. Пушкин «Зимнее утро». Обучение чтению наизусть. | 12.02 |
12. | К. Ушинский «Проказы старухи зимы». Анализ содержания и смысла сказки. | 13.02 |
13. | В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, ёлка». Эмоциональное чтение стихотворения. | 19.02 |
14. | Е. Пермяк «Знакомые следы». Выборочное чтение. | 20.02 |
15. | «Два мороза» (сказка). Сжатый пересказ. | 26.02 |
16. | В. Бианки «Из лесной газеты». Анализ содержания и смысла рассказа. | 27.02 |
17. | По В. Одоевскому «В гостях у дедушки Мороза». Анализ содержания и смысла сказки. | 05.03 |
18. | По Г. Скребицкому «Дружба». Отношение человека к птицам. | 06.03 |
19. | По Я. Длуголенскому «Как Зубов однажды был врачом». Сжатый пересказ. | 12.03 |
20. | По К. Ушинскому «Четыре желания». Анализ развития действия в произведении. | 13.03 |
21. | С. Маршак «Вот какой рассеянный». Эмоциональное чтение стихотворения. | 19.03 |
22. | Н. Носов «Живая шляпа». Анализ содержания и смысла рассказа. | 20.03 |
№ | Тема | Дата |
| IV четверть | |
1. | Б. Заходер «Хрюк на ёлке». Подробный пересказ. | 03.04 |
2. | По Н. Носову «Как Незнайка катался на газированном автомобиле». Сжатый пересказ. | 09.04 |
3. | Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Обучение чтению наизусть. | 10.04 |
4. | К. Паустовский «Однажды утром». Описание родной природы. | 16.04 |
5. | А. Плещеев «Весна». Выразительное чтение. | 17.04 |
6. | С. Михалков «А что у вас». Беседа о профессиях. | 23.04 |
7. | По Б. Емельянову «Мамины руки». Подробный пересказ. | 24.04 |
8. | Н. Артюхова «Большая берёза». Деление рассказа на части. | 30.04 |
9. | Я. Колас «Песня о весне». Выразительное чтение. | 07.05 |
10. | По В. Бианки «Последняя льдина». Выборочное чтение. | 08.05 |
11. | В. Орлов «Что случилось». Выразительное чтение. | 14.05 |
12. | М. Матусовский «Скворцы прилетели». Выразительное чтение. | 15.05 |
13. | А. Барков «Берёзкины слёзы», «Голубой апрель», «Солнечный огонёк», «Комариный бал». Выборочное чтение. | 21.05 |
14. | В. Драгунский «И мы». Анализ содержания и смысла рассказа. | 22.05 |
15. | В. Орлов «Когда на планете хозяева дети». Выразительное чтение. | 28.05 |
16. | Е. Олейник «Полюшко-поле». Подробный пересказ. | 29.05 |
Математика
Пояснительная записка
Цели:
- числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления
- порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
- числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
- порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время прошедшее, будущее);
- находить точку пересечения линий;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Учебно – тематическое планирование уроков по математике Золотарева Бориса (2 часа в неделю)
№ | Разделы (тема) | Кол-во часов | Контрольные, самостоятельные, практические работы | Примечание |
1 | Второй десяток. Нумерация. | 2 | | |
2 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. | 3 | Самостоятельная работа " Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток". | |
3 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. | 7 | Самостоятельная работа "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток". Контрольная работа "Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд". | |
4 | Умножение и деление. | 17 | Самостоятельные работы: «Умножение чисел 2, 3, деление на 2, 3», "Таблица умножения числа 5 и деления на 5". Контрольные работы "Умножение числа 2, деление на 2", "Таблица умножения чисел 3,4 и деления на 3, 4", "Таблица умножения числа 6 и деления на 6". | |
5 | Сотня. Нумерация. | 11 | Контрольная работа "Нумерация чисел в пределах 100". | |
6 | Меры длины. | 4 | Самостоятельная работа «Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. | |
7 | Меры времени. | 4 | Самостоятельная работа «Получение круглых десятков и сотни» Г. м. Построение окружности. | |
8 | Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток. | 8 | Контрольная работа "Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток". | |
9 | Деление на две равные части. Деление по содержанию. | 5 | Самостоятельная работа "Деление на равные части и по содержанию". | |
10 | Порядок арифметических действий. | 2 | | |
11 | Повторение. | 4 | Итоговая контрольная работа. | |
| Итого часов | 67 | | |
Математика
I четверть
№ | Тема | Дата |
| I четверть | |
1. | Повторение. Нумерация в пределах 20. Г. м. Прямая, кривая линии. | 04.09 |
2. | Числа четные и нечетные; предыдущее и следующее число. Г. м. Прямая, луч, отрезок. Сравнение отрезков. | 05.09 |
3. | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через разряд. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Г. м. Прямой угол. Луч. | 11.09 |
4. | Меры времени: 1ч, 1 сут. Сложение и вычитание чисел, полученных от измерения одной мерой времени. Г. м. Распознавание углов. | 12.09 |
5. | Самостоятельная работа «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд» Г. м. Вычерчивание углов. | 18.09 |
6. | Прибавление числа 9, 8, 7. Г. м. Квадрат. Вычерчивание треугольника и квадрата по данным вершинам. | 19.09 |
7. | Прибавление чисел 6, 5, 4, 3, 2.Г. м. Вычерчивание прямоугольника по данным вершинам. | 25.09 |
8. | Емкость. Единицы емкости: литр. Обозначение: 1л. Г. м. Измерение сторон квадрата. | 26.09 |
9. | Самостоятельная работа «Сложение в пределах 20 с переходом через разряд». | 02.10 |
10. | Вычитание числа 9, 8, 7. Г. м. Вычерчивание линий, прямых линий, прямых через одну точку. | 03.10 |
11. | Вычитание чисел 6, 5, 4, 3, 2.Г. м. Вычерчивание прямой через две точки. | 09.10 |
12. | Контрольная работа «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через разряд» | 10.10 |
13. | Название компонентов и результата умножения. Таблица умножения числа 2 Г. м. Пересечение линий. | 16.10 |
14. | Контрольная работа «Умножение числа 2, деление на 2». | 17.10 |
15. | Название компонентов и результата деления. Решение примеров на деление на 2. Таблица деления на 2 Г. м. Построение отрезка заданной длины. | 23.10 |
16. | Таблица умножения числа 3. Решение примеров и задач на умножение числа 3 Г. м. Луч. Отрезок | 24.10 |
№ | Тема | Дата |
| II четверть | |
1. | Повторение. Таблица умножения чисел 2, 3. Г. м. Окружность и круг. Сравнение. | 06.11 |
2. | Таблица деления на 3. Решение примеров и задач на деление на 3. Г. м. Радиус. | 07.11 |
3. | Самостоятельная работа «Умножение чисел 2, 3, деление на 2,3» Г. м. Построение окружности с помощью циркуля. | 13.11 |
4. | Таблица умножения числа 4. Г. м. Построение окружности заданного радиуса | 14.11 |
5. | Составление и решение примеров и задач с применением таблицы умножения числа 4. Г. м. Построение окружности. | 20.11 |
6. | Таблица деления на 4. Решение примеров и задач на деление на 4. Г. м. Построение окружности. | 21.11 |
7. | Контрольная работа по теме «Таблица умножения чисел 3, 4 и деления на 3, 4» | 27.11 |
8. | Таблиц умножения числа 5. Решение примеров и задач с применением таблицы умножения числа 5. Г. м. Окружность, круг. | 28.11 |
9. | Таблица деления на 5.Г. м. Решение примеров и задач на деление на 5. Вычерчивание треугольников. Четырехугольник. | 04.12 |
10. | Самостоятельная работа «Таблица умножения числа 5 и деления на 5». Г. м. Вычерчивание прямоугольника. | 05.12 |
11. | Таблица умножения числа 6. Решение примеров и задач с применением таблицы умножения числа 6.Г. м. Вычерчивание квадрата. | 11.12 |
12. | Таблица деления на 6. Решение примеров и задач на деление на 6. Г. м. Виды углов. Определение вида угла с помощью треугольника. | 12.12 |
13. | Контрольная работа по теме «Таблица умножения числа 6 и деления на 6». | 18.12 |
14. | Решение примеров, задач с применением таблицы умножения числа 2, деления на 2. Г. м. Прямая линия. | 19.12 |
15. | Составление и решение примеров, задач с применением таблицы умножения числа 3, деления на 3. Г. м. Луч. | 25.12 |
16. | Решение примеров, задач с применением таблицы умножения числа 4, деления на 4. Г. м. Отрезок. | 26.12 |
№ | Тема | Дата |
| III четверть | |
1. | Нумерация чисел в пределах 100. Г. м. Вычерчивание квадрата. | 15.01 |
2. | Получение, сложение и вычитание ряда круглых десятков. Г. м. Вычерчивание прямоугольника и треугольника. | 16.01 |
3. | Разрядная таблица: единицы, десятки, сотни. Г. М. Распознавание углов. | 22.01 |
4. | Единицы стоимости: рубль. Соотношение: 1р. =100 к. Г. М. прямой угол. | 23.01 |
5. | Единицы длины: метр. Обозначение: 1м. Соотношение 1м =100 см. Г. м. Вычерчивание прямого угла. | 29.01 |
6. | Присчитывание и отсчитывание числа 3 и 4 Г. м. Вычерчивание и сравнение углов. | 30.01 |
7. | Четные и нечетные числа. Г. м. Вычерчивание прямого и острого углов. | 05.02 |
8. | Контрольная работа по теме «Нумерация чисел в пределах 100». | 06.02 |
9. | Меры времени. Соотношение: 1 сут. = 24ч. Соотношение: 1 год- 12 мес. Календарь. Г. м. Вычерчивание прямых линий. | 12.02 |
10. | Скобки. Действия I и II ступеней. Г. м. Пересечение прямых. | 13.02 |
11. | Вычитание и сложение однозначных чисел. Г. м. Вычерчивание пересекающихся прямых линий. | 19.02 |
12. | Самостоятельная работа «Сложение и вычитание круглых десятков и однозначных чисел. | 20.02 |
13. | Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. Г. м. Луч и прямая линия. | 26.02 |
14. | Вычитание двузначных чисел. Г. м. Измерение отрезков. | 27.02 |
15. | Получение сотни сложением двух двузначных чисел. Г. м. Пересечение кривых и прямых линий. | 05.03 |
16. | Самостоятельная работа «Получение круглых десятков и сотни» Г. м. Построение окружности. | 06.03 |
17. | Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков. Г. м. Окружность, центр, радиус. | 12.03 |
18. | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд» | 13. 03 |
19. | Решение примеров и задач на сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. Г. м. Круг. Окружность. | 19.03 |
20. | Числа, полученные при счете и измерении. Г. м. Вершины многоугольника. | 20.03 |
№ | Тема | Дата |
| IV четверть | |
1. | Числа, полученные при измерении одной и двумя мерами стоимости. Г. м. Углы и стороны многоугольника. | 03.04 |
2. | Числа, полученные при измерении одной мерой длины. Г. м. Многоугольник. | 09.04 |
3. | Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении мерами длины. Г. м. Многоугольник и четырехугольник. | 10 .04 |
4. | Определение времени по часам с точностью до 5 минут. Числа, полученные при измерении времени Г. м. Квадрат. | 16.04 |
5. | Контрольная работа по теме «Числа, полученные при счете и измерении». | 17.04 |
6. | Деление на 2 равные части. Деление по 2. Г. м. Вычерчивание квадрата. | 23.04 |
7. | Деление на 3 равные части. Деление по 3. Г. м. Вершины многоугольника. Многоугольник. | 24.04 |
8. | Деление на 4 равные части. Деление по 4. Г. м. Стороны многоугольника. Углы многоугольника. | 30.04 |
9. | Деление на 5 равных частей. Деление по 5. Г. м. Круг. Окружность. | 07.05 |
10. | Самостоятельная работа «Деление на равные части» Г. м. Построение окружности заданного радиуса. | 08.05 |
11. | Порядок выполнения действий 1 и II ступеней в примерах со скобками. Г. м. Прямой угол | 14.05 |
12 | Составление и решение примеров на сложение и вычитание. Г. м. Вычерчивание углов. | 15.05 |
13 | Итоговая контрольная работа. | 21.05 |
14. | Решение задач на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Г. м. Вычерчивание прямых линий. | 22.05 |
15. | Составление и решение задач на вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью. Г. м. Вычерчивание прямых линий. | 28.05 |
16. | Решение примеров и задач в пределах 100 без перехода через разряд. Г. м. Сравнение углов. | 29.05 |
Учебно – методические средства обучения
Литература
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
Эк В. В. Учебник для 3класса специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. М. «Просвещение» 2002.А.Р. Маллер, Г.В. Цикото «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, Москва 2003г.
Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова Развитие сенсорной сферы детей, Москва 2009г.
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. Игровые упражнения.
Наглядный материал
Картинки
Карточки
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Программа по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Содержание программы
Примерная тематика:
-Декоративное рисование
-Рисование с натуры
-Рисование на темы
-Беседы об изобразительном искусстве
Планируемый результат:
- правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
- самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
-ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
-правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- делить лист на глаз на две и четыре равные части;
- анализировать с помощью учителя строение предмета;
-изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
-рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
- в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
- различать и называть цвета и их оттенки;
- узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
- анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Учебно – тематическое планирование уроков по ИЗО Золотарева Бориса (2 часа в неделю)
№ | Разделы (темы) | Кол-во часов |
1. | Декоративное рисование | 11 |
2. | Рисование с натуры | 14 |
3. | Рисование на темы | 7 |
4. | Беседы об изобразительном искусстве | 3 |
| Итого | 35 |
Учебно-методические средства обучения:
1. Грошенков И.А . Уроки рисования в 1-4 классах вспомогательной школы
Дидактический материал
-наборы предметных картинок;
-раздаточный материал;
-природная наглядность.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
№ | Тема | Дата |
| 1 четверть | |
1 | Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И. Хруцкого «Цветы и плоды». | 04.09 |
2 | Рисование с натуры ветки дерева с простыми по форме листьями. | 11.09 |
3 | Рисование узора в полосе из веток с листочками. | 18.09 |
4 | Рисование на тему «Парк осенью». Беседа по картине И. Левитана «Золотая осень» | 25.09 |
5 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета (яблоко, груша, огурец) | 02.10 |
6 | Рисование с натуры морских сигнальных флажков. | 09.10 |
7 | Рисование с натуры доски для резания овощей. | 16.10 |
8 | Рисование шахматного узора в квадрате. | 23.10 |
| 2 четверть | |
1 | Иллюстрирование рассказа, прочитанного учителем. | 06.11 |
2 | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 13.11 |
3 | Рисование игрушечного домика. | 20.11 |
4 | Знакомство с работами гжельских мастеров. Рисование узора для тарелки. | 27.11 |
5 | Рисование с натуры будильника круглой формы. | 04.12 |
6 | Рисование с натуры двухцветного мяча. | 11.12 |
7 | Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). Беседа по картине И. Шишкина «Зима пришла». | 18.12 |
8 | Рисование на тему «Нарядная ёлка». | 25.12 |
| 3 четверть | |
1 | Рисование узора на рукавичке. | 15.01 |
2 | Рисование симметричного узора по образцу. | 22.01 |
3 | Рисование на тему «Елка зимой в лесу». | 29.01 |
4 | Рисование с натуры молотка. | 05.02 |
5 | Рисование с натуры напильника. | 12.02 |
6 | Рисование с натуры теннисной ракетки. | 19.02 |
7 | Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 Марта. | 26.02 |
8 | Рисование по образцу орнамента из квадратов. | 05.03 |
9 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 12.03 |
10 | Рисование с натуры игрушки вертолёта. | 19.03 |
| 4 четверть | |
1 | Рисование узора из растительных форм в полосе. | 09.04 |
2 | Рисование с натуры весенней веточки. | 16.04 |
3 | Рисование на тему «Деревья весной». | 23.04 |
4 | Рисование на тему «Праздник Победы». | 30.04 |
5 | Декоративное рисование на тему «Нарисуй любой узор в квадрате». | 07.05 |
6 | Рисование с натуры куста земляники с цветами. | 14.05 |
7 | Беседа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». | 21.05 |
8 | Рисование на тему «Выросла трава». | 28.05 |
Литература
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.
2. Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. М. «Просвещение» 1993.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2004.
4. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
Коррекционный компонент
Характеристика
Характеристика ученика 3А класса ОКОУ «Курская школа» Золоторева Бориса Николаевича, 2007 года рождения, проживающей по адресу: г. Курск, ул. Нижний план д.24.
Поступил в ОКОУ «Курская школа» 1.09.2016 г по решению ПМПК Курской области. Коллегиальное заключение: ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Рекомендации по обучению: обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Борис активный, доброжелательный мальчик, иногда может проявить агрессию. Очень общительный, дружит не только со старшим братом, но и со сверстниками на улице, любит помогать старшему брату Леониду и маме. С интересом выполняет задания не только свои, также помогает в выполнении задания старшему брату, любознателен. Борис активный мальчик, участвует в трудовой и творческой деятельности на занятиях.
Словарный запас беден, находится на обиходно-бытовом уровне, фразы состоят из простых предложений, отвечает односложно. Нарушение фонематического слуха отсутствует, первый звук в слове выделяет всегда.
Рекомендации: занятия с логопедом, наблюдение невролога, психиатра; занятия с психологом, тесное сотрудничество с родителями.
Директор П.В Сеин
Классный руководитель Е.Ф Карачевцева
Воспитательный компонент
Мероприятия социально – бытового сопровождения (коррекция, реабилитация, консультирование) 2018-2019 год
Фамилия, имя, отчество Золотарев Борис Николаевич
Класс 3А
Виды деятельности | Содержание деятельности | Результат |
1.Коррекция способности к самообслуживанию | Учить ребенка аккуратно обращаться с личными вещами.
| |
2.Коррекция общей и мелкой моторики. | Учить ребенка координировать свои движения при обращении с предметами, сосредотачиваться на нужном предмете, развивать мелкую моторику рук.
| |
3.Формирование представлений о себе. | Беседы, рассказы, дидактические игры.
|
|
Мероприятия социально – бытового сопровождения (коррекция, реабилитация, консультирование) 2018-2019 год
1.Фамилия, имя, отчество Золотарев Борис Николаевич
2. Класс 3А
Дата | Виды деятельности | Содержание деятельности | Результат |
В течении учебного года | 1.Коррекция способности к общению. | Учить ребенка общаться, устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками.
| |
| 2.Формирование коммуникативных навыков. | Учить ребенка слушать, устанавливать контакт со взрослыми.
| |
| 3.Коррекция способности контролировать свое поведение. | Учить ребенка быть добрым в общении с детьми, со взрослыми людьми.
|
|
Заключение и рекомендации
Данная программа призвана создавать условия для формирования адаптированной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающегося и ее родителей, а также современного общества.
Образовательный процесс обучающегося с ограниченными возможностями здоровья постоянно отслеживается, контролируется учителем, администрацией школы. Важно уделять внимание по формированию у обучающейся доступных умений, навыков, представлений, элементов познавательного интереса.
В связи с проведением диагностических исследований, личных наблюдений за обучающейся в процессе обучения, необходимо вносить коррективы в программу, а именно: анализировать процесс обучения, воспитания и развития социальной адаптации на начало учебного года, середину и конец года.
Особое внимание обращать на соотнесение цели и задач обучения с ее планируемым результатом. А результатом является получение планируемого уровня знаний по предметам, адаптированности в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Золотарев Борис
Достижения в сфере жизненной компетенции | На начало учебного года | Промежуточные итоги | На конец учебного года |
Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях (адекватность поведения в быту, использование предметов и вещей в соответствии их функциями, понимание важности помощи взрослых) |
+, |
| |
Последовательное формирование произвольных процессов (умение концентрировать внимание, доводить до конца начатое дело, старательное выполнение всех заданий и просьб учителя) |
+,- | | |
Способность слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту. |
+, - | | |
Владение социально – бытовыми умениями в повседневной жизни (навыки самообслуживания) |
+ | | |
Способность доброжелательно относиться, сопереживать. |
+ | | |
Способность управлять своими эмоциями, поведением, действиями. |
+ | | |