Согласовано Утверждено
Руководитель МО Приказ №
учителей гуманитарных От 2018г.
предметов
/ Н. П. Монакова/ Директор
Протокол №
от « » 2018г. /А.Н. Ельцова/
Рабочая программа
по литературе
5 класс
учитель:
Журбенко
Инна Юрьевна
МБОУ «Великодубровская ООШ»
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2
от « » 2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв и др.-М.: "Просвещение",2012) с целью планирования, организации и управления образовательным процессом по предемету в рамках выполнения требований Стандарта. В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
Цели и задачи изучения литературы:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 5 классе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты учащихся 5 класса состоят в следующем:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Содержание тем учебного предмета.
Введение (1ч)
Книга как духовное завещание одного поколения другому. Учебник и работа
с ним
Устное народное творчество (9 ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы (3ч.)
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века (2ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века (42ч.)
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений).
Поэты XIX века о Родине и родной природе (1 ч)
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века (23ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе. (7ч)
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Ю.Ч.Ким «Рыба –кит». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы (11 ч.)
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Повторение и обобщение пройденного материала 6 ч
.Практическая работа. Литературный праздник «путешествие по стране Литературии 5 класса».
Тематическое планирование 5 класс
№п/п | Название раздела. Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение 1ч | | П | Ф |
1 | 1.Книга как духовное завещание одного поколения другому. Учебник и работа с ним. | 1 | | |
Устное народное творчество 9 ч |
2 | 1.Фольклор. Малые жанры фольклора: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. | 1 | | |
3 | 2.Сказки как вид народной прозы. Виды сказок. Нравоучительный и философский характер сказок. | 1 | | |
4 | 3. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. | 1 | | |
5 | 4.Иван-царевич-победитель житейских невзгод, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. | 1 | | |
6 | 5. «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»-волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | 1 | | |
7 | 6.Иван-крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Особенности сюжета. | 1 | | |
8 | 7. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»-народные представления о справедливости, добре и зле в сказках животных и бытовых сказках. | 1 | | |
9 | 8. Вн.ч. Сказки народов мира | 1 | | |
10 | 9.Р/р. Сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки» | 1 | | |
Из древнерусской литературы 3 ч |
11-12 | 1.Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | 2 | | |
13 | 2. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | 1 | | |
Из древнерусской литературы XVIII века 2 ч |
14 | 1.М.В.Ломоносов-ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | 1 | | |
15 | 2.Жанр басни, истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). | 1 | | |
Из литературы XIX века 16 ч |
16 | 1.И.А. Крылов. Слово о писателе. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков. Рассказ и мораль басне. Аллегория. | 1 | | |
17 | 2. «Волк на псарне»-отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. | 1 | | |
18 | 3.Р/р. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям). | 1 | | |
19 | 4.В.А. Жуковский. Слово о писателе. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки. | 1 | | |
20 | 5. «Спящая царевна». Герои литературной сказки, особенности сюжета. | 1 | | |
21 | 6. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. | 1 | | |
22 | 7. Контрольная работа по творчеству В.А.Жуковского, И.А. Крылова, М.В. Ломоносова. | 1 | | |
23 | 8.А.С.Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне»-поэтизация образа няни, мотивы одиночества и грусти. | 1 | | |
24 | 9. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушскинского произведения. | 1 | | |
25 | 10. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»- ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. | 1 | | |
26 | 11. Елисей и богатыри. Соколко. | 1 | | |
27 | 12. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность. Вн.ч. Художественный мир пушкинских сказок. | 1 | | |
28 | 13.Р/р. Подготовка к сочинению «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке…»»? | 1 | | |
29 | 14.Р/р. Сочинение по сказке А.С. Пушкина | 1 | | |
30-31 | 15-16.Вн.ч. Художественный мир пушкинских сказов. Проект: составление презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира». | 2 | | |
Русская литературная сказка XIX века 26 ч |
32 | 1.А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | 1 | | |
33 | 2.П.П. Ершов. «Конек- горбунок». Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью. | 1 | | |
34 | 3. В.М. Гаршин. «Attalea Prin-ceps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | 1 | | |
35-36 | 4.М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино»-отклик на 25 годовщину Бородинского сражения. | 2 | | |
37 | 5. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен в стихотворении «Бородино» | 1 | | |
38 | 6.Р/р. Обучение анализу стихотворения. | 1 | | |
39-40 | 7. Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий в повести. | 2 | | |
41 | 8. «Заколдованное место». Сочетание светлого и мрачного, лирического и комического в повести. | 1 | | |
42 | 9. Вн.ч. «Ночь перед Рождеством». Поэтическая картина народной жизни (праздники, гулянья, обряды). | 1 | | |
43 | 10. Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | 1 | | |
44 | 11. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» поэтический образ русской женщины. | 1 | | |
45 | 12. «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей. Мир детства- короткая пора в жизни крестьянина. | 1 | | |
46 | 13. Страна детства. В. Логинов «Витюшкино детство». | 1 | | |
47 | 14. И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму»- повествование о жизни в эпоху крепостного права. | 1 | | |
48 | 15. Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. | 1 | | |
49 | 16. Вн.ч. И.С.Тургенев – мастер портрета и пейзажа. | 1 | | |
50 | 17. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима». | 1 | | |
51 | 18. Тестирование по творчеству И. С. Тургенева. | 1 | | |
52 | 19. А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Весенний дождь», «Чудная картина». | 1 | | |
53 | 20. Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Дина | 1 | | |
54 | 21. Душевная близость людей из враждующих лагерей. | 1 | | |
55 | 22. Р/р. Обучение сравнительной характеристике. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | 1 | | |
56 | 23. А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия»- осмеяние глупости невежества героев рассказа. Юмор ситуации | 1 | | |
57 | 24. Р/р. Обучение художественному пересказу. | 1 | | |
Поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе 1 ч |
58 | 1.Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…», «Весенние воды», А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной», А. Н. Майков «Ласточки», И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне», И.З. Суриков «Зима». | 1 | | |
Из русской литературы XX века 8 ч |
59 | 1.И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы» | 1 | | |
60 | 2.В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучных и обездоленных семей. Образ серого сонного города. Герои рассказа. | 1 | | |
61 | 3. Р/р. Сочинение «Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу?»» | 1 | | |
62 | 4. «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание- основа взаимоотношений в семье. | 1 | | |
63 | 5. Тестирование по творчеству В.Г. Короленко | 1 | | |
64 | 6. С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» . Особенности поэтического языка С. А. Есенина. | 1 | | |
65-66 | 7. Вн.ч. Стихотворения С. Абрамова. Образ малой родины в стихотворениях. Проект: сообщение о поэтах села, об их творчестве, прочтение стихотворений. | 2 | | |
Русская литературная сказка XX века 15 ч |
67 | 1.П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказке. Образ Данилы – мастера. | 1 | | |
68 | 2. Стремление к совершенному мастеру. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонация сказа. | 1 | | |
69 | 3. К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб». Доброта и сострадание в сказке. Реальное и фантастическое в сказке. | 1 | | |
70 | 4. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Доброта и сострадание в сказке. Реальное и фантастическое в сказке. | 1 | | |
71 | 5. С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев » сказка- пьеса. | 1 | | |
72 | 6. Положительные и отрицательные герои, победа добра на злом- традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы- сказки. | 1 | | |
73 | 7. Р/р. С.Я. Маршак. Чтение по ролям. | 1 | | |
74 | 8. А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 | | |
75 | 9. Главный герой рассказа, единство героя с природой. Жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Контрольная работа | 1 | | |
76 | 10. В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. | 1 | | |
77 | 11. «Открытие» Васюткиного озера. Становление характера юного героя через испытания. Тестирование по творчеству В. Астафьева. | 1 | | |
78-79 | 12. Р/р. Сочинение по рассказу «Васюткино озеро». | 2 | | |
80 | 13. А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста.» Война и дети – тема произведений о Вов. | 1 | | |
81 | 14. К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. | 1 | | |
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе 4 ч |
82 | 1.Стихотворные лирические произведения о Родине. И. Бунин «Помню долгий зимний вечер», Д.Б. Кедрин «Аленушка», А.А. Прокофьев «Аленушка», Н.М. Рубцов «Родная деревня», Дон-Аминадо «Города и годы». | 1 | | |
83 | 2. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. | 1 | | |
84 | 3.Р/р. Обучение анализу стихотворения. | 1 | | |
85 | 4.Вн.ч. «Отличные люди, православный край». Стихи о Кубани. | 1 | | |
Писатели улыбаются 3 ч |
86-87 | 1.Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь - Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. | 2 | | |
88 | 2. Контрольная работа. «Изобразительно-выразительные средства (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение) и основы стихосложения» | 1 | | |
Из зарубежной литературы 11 ч |
89 | 1.Р.Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. | 1 | | |
90-91 | 2. Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычные приключения Робинзона Крузо, характер героя. | 2 | | |
92 | 3. Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. | 1 | | |
93 | 4. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды. | 1 | | |
94 | 5.Снежная королева и Герда-противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. | 1 | | |
95 | 6. Ж. Санд. «О чем говорят цветы?» Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. | 1 | | |
96 | 7. М. Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключение Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость. | 1 | | |
97 | 8. Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. | 1 | | |
98 | 9. Д. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише»- сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. | 1 | | |
99 | 10.Д. Лондон. «Сказание о Кише».Характер мальчика- опора в трудных жизненных обстоятельствах. | 1 | | |
Повторение и обобщение пройденного материала 6 ч |
100-101 | 1.Практическая работа. Литературный праздник «путешествие по стране Литературии 5 класса». | 2 | | |
102 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
103 | Р/р. Классное сочинение: «Произведение, которое повлияло на мои взгляды» | 1 | | |
104-105 | Резервные уроки | 2 | | |