СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование 7 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование 7 классов»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

«ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

«Рассмотрено»

на заседании м/о учителей предметников


Протокол № 1 от

«30»_08_2023г.

«Согласовано»

на заседании
Педагогического Совета


Протокол №_1__ от

«31»_08_2023г.

«Утверждено»

Директор

ГБОУ ЦППРК


З.М. Бритаева__________




Рабочая программа

(ФАООП для детей с умственной отсталостью вариант 1)

по предмету «Биология»

7 «а» класс


Срок реализации учебной программы 1 год






Учитель:

Малиева Зарина Авдановна

Образование: высшее








Владикавказ, 2023-2024 уч.год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к рабочей программе

по предмету «Биология»

7 «А» класс


Программа по учебному предмету "Биология" продолжает вводный курс "Природоведение", при изучении которого обучающиеся в V и VI классах получат элементарную естественно-научную подготовку. Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала в VII - IX классах позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и полового воспитания обучающихся и подростков.

Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека и человек - часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.

Курс "Биология" состоит из трех разделов: "Растения", "Животные", "Человек и его здоровье".

Распределение времени на изучение тем педагогический работник планирует самостоятельно, исходя из местных (региональных) условий.

Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий - все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию обучающихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

С разделом "Неживая природа" обучающиеся знакомятся на уроках природоведения в V и VI классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, некоторых явлениях неживой природы.

Курс биологии, посвященный изучению живой природы, начинается с раздела "Растения" (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как "Фитодизайн", "Заготовка овощей на зиму", "Лекарственные растения".

В разделе "Животные" (VIII класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в городской местности ("Аквариумные рыбки", "Кошки" и "Собаки": породы, уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию).

В разделе "Человек" (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

Основные задачи изучения биологии:

  1. формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;

  2. показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

  3. формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;

  4. развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.


Структура курса


7 класс

Рабочая программа по биологии  рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Таблица содержания основных тем.


Тема раздела

Итого:

1

Изучаем живую природу

2ч.

2

Знакомство с цветковыми растениями

1ч.

3

Цветок. Плод

4ч.

4

Семя

3ч.

5

Корень

4ч.

6

Лист

6ч.

7

Стебель

3ч.

8

Растение – целостный организм

2ч.

9

Споровые и семенные растения

6ч.

10

Многообразие покрытосеменных растений

15ч.

11

Многообразие бактерий и грибов

4ч.

12

Практические работы с комнатными и садовыми растениями

5ч.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

7 «А» КЛАССЫ

На 2023-2024 учебный год


Программный материал

Кол-во

час.

Дата

Коррекционная работа по развитию

Словарь. Практическая работа. Форма проведения контроля знаний, умений учащихся

Содержание программного минимума знаний, умений, навыков учащихся

План

Факт

Введение

Разнообразие растений.

4.09


зрительно – смыслового восприятия

Дикорастущие, культурные, деревянистые. Бесцветковые. Цветковые

Знать дикорастущие и культурные растения, бесцветковые и цветковые, их значение в природе.

Уметь привести примеры из жизни.

Значение растений.

5.09


мыслительных процессов: сравнения, анализа.

Лен. Хлопчатник. Лекарственные. Декоративные.

Знать о значении растений для человека.

Уметь рассказывать по плану.

Охрана растений.

11.09


Точности запоминания

Красная книга. Конституция Российской Федерации.

Знать, почему и как надо охранять растения.

Уметь узнавать и называть охраняемые растения.

Экскурсия: знакомство с разнообразием растительного мира.

12.09


Умения устанавливать причинно-следственные связи


Умение распознавать растения по внешнему виду.

Общее знакомство с цветковыми растениями

Строение растения. Л.р. №1

18.09


пространственной ориентации

Живой организм. Корень. Стебель, Лист, Цветок. Плод. Семя

Пр.р. Органы цветкового растения

Знать строение цветкового растения, названия органов.

Уметь рассказывать по таблице о строении цветкового растения.

Цветок. Строение цветка.
Л.р.№2

19.09


осмысленного запоминания

Цветоножка. Чашечка. Чашелистик. Венчик. Лепесток. Тычинка. Пестик.

Пр.р. Строение цветка.

Знать строение цветка.

Уметь находить и показывать части цветка на муляже и живом растении.


Виды соцветий.



25.09


точности запоминания

Соцветия: корзинка, зонтик, колос.

Знать виды соцветий.

Уметь находить и определять на растениях

Опыление цветков.

26.09


логического мышления.

Перекрестное опыление. Самоопыление.

Знать, как происходит перекрестное и самоопыление.

Уметь объяснить на таблице связь между строением цветка и способом опыления.

Плоды. Разнообразие плодов.

2.10


познавательной деятельности

Сочные плоды. Сухие плоды. Костянка. Ягода. Семянка. Зерновка. Коробочка. Боб.

Знать, из чего образуется плод, сухие плоды и сочные, названия плодов.

Уметь правильно определять на таблице и муляже.

Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян


3.10


логического мышления, связанной речи

«Парашютики». «Крылышки». Саморазбрасывание

Знать способы распространения семян.

Уметь объяснить, какое значение имеет распространение семян в природе.

Семя. Внешний вид и строение семени фасоли.

Л.р.№3

9.10


осмысленного запоминания

Семенная кожура. Зародыш. Двудольные.

Пр.р. Строение семени с двумя семядолями (фасоль)

Знать двудольные растения, строение семени.

Уметь рассказать о строении семени по таблице.

Строение семени пшеницы.

10.10


логического мышления на основе упр. В установлении причинно- следственных связей.

Зерновка Однодольные.

Пр.р. Строение семени с одной семядолей (пшеница).

Знать строение семени однодольных растений.

Уметь рассказать о строении семени по таблице.

Условия прорастания семян.

16.10


осмысленного запоминания

Влага. Воздух. Тепло.

Демонстрация опыта: Условия, необходимые для прорастания семян.

Знать условия, необходимые для прорастания семян.

Уметь применять знания в жизни.

Определение всхожесть семян.

Правила заделки семян в почву


17.10


точности запоминания

Всхожесть. Глубина заделки семян.

Пр.р. Определение всхожести семян.

Знать влияние величины семени и свойств почвы на глубину их заделки.

Уметь применять на практике

Корень. Виды корней.

23.10


осмысленного запоминания

Главный корень. Боковые корни. Придаточные корни.

Знать различные виды корней, корневые системы, значение корня в жизни растений.

Уметь рассказывать о значении корня, о разнообразии корней и корневых систем по таблице.

Корневые системы.

24.10


умения выделять главное

Стержневая корневая система. Мочковатая корневая система.

Знать стержневую и мочковатую корневые системы.

Уметь отличать их друг от друга.

Значение корня.

9.11


целостного восприятия, связной речи

Корневой чехлик. Корневые волоски.

Знать строение корня, значение корневых волосков.

Уметь рассказывать о строении корня.

Видоизменение корней.

7.11


осмысленного запоминания

Корнеплод. Корневой клубень - корнеклубень.

Тест «Корень. Корневые системы».

Знать, какую роль в жизни растений и человека играют корнеклубни и корнеплоды.

Уметь различать и правильно определять.

Лист. Внешнее строение листа.







13.11


мыслительных процессов: сравнения, анализа

Черешок. Листовая пластинка. Черешковые. Сидячие. Хвоя. Жилкование. Сетчатое. Параллельное. Дуговое. Простой лист. Сложный лист

Знать строение листа, жилкование, простые листья и сложные.

Уметь определять на гербарных листах листорасположение и жилкование.

Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ в растении.
Л.р.№4

14.11


зрительно-смыслового восприятия

Листовая мозаика. Органические вещества. Крахмал.

Демонстрация опыта: Образование крахмала в листьях на свету.

Знать, как образуются органические вещества в листьях, их значение для растения.

Уметь объяснить на опыте.

Испарение воды листьями.

21.11


прочного запоминания

Испарение. Охлаждение. Перегрев.

Демонстрация опыта: Испарение воды листьями.

Знать, как влияют условия жизни растения на испарение воды.

Уметь объяснить движение воды в растении.

Дыхание растений.

27.11


обогащение и уточнение словарного запаса на основе знакомства с новым учебным материалом.

Дыхание растений. Газообмен.

Опыт: Дыхание растений

(поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

Знать, как происходит дыхание и газообмен.

Уметь рассказывать о дыхании растений.

Листопад и его значение.

28.11


мыслительной деятельности

Листопад. Листопадные. Вечнозеленые.

Знать, что листопад - защитное приспособление растений к неблагоприятным условиям жизни.

Уметь рассказывать о значении листопада.

Значение листьев в жизни растений.

4.12


Мыслительной деятельности


Знать о значении листьев для растения.

Уметь рассказывать о значении листьев.

Стебель. Строение стебля.

5.12


мыслительной деятельности

Стебель. Кора. Пробка. Луб. Камбий. Древесина. Годичное кольцо. Сердцевина.

Знать строение стебля.

Уметь отличить стебли травянистых растений от стеблей деревьев и кустарников.

Значение стебля в жизни растения.

11.12


Стебель. Опорное. Транспортное. Запасающее.

Демонстрация опыта: Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.


Знать, каково значение стебля для растения.

Уметь рассказывать о передвижении по стеблю воды с растворенными в ней веществами.

Разнообразие стеблей.

12.12


логического мышления в установлении причинно – следственных связей

Прямостоячий стебель. Лазающие побеги. Подземные побеги. Клубни. Корневище. Луковицы. Усы.

Знать виды стеблей.

Уметь различать на таблице и в природе.

Растение – целостный организм. Взаимосвязь частей растений. Связь растений со средой обитания

18.12


целостного восприятия

Целостный организм. Взаимосвязь.

Знать, что все органы в растении взаимосвязаны.

Уметь объяснять взаимосвязь органов растения.

Многообразие растительного мира

Деление растений на группы. Мхи

19.12


точности запоминания.

Ризоиды. Кукушкин лен.

Торф. Сфагнум.

Знать особенности строения цветковых растений.

Знать, что мхи – многолетние травянистые растения, места их произрастания.

Уметь рассказывать о местах произрастания, размножении мхов, об образовании торфа..

Папоротники.

25.12


концентрации внимания

Папоротник. Каменный уголь.

Знать места произрастания папоротников и их размножение.

Уметь рассказывать об образовании каменного угля.

Голосеменные. Хвойные растения






26.12


точности запоминания

Голосеменные. Хвоя. Хвойные. Хвоинки. Шишка.

Сосна. Сосновый бор. Ель.

Знать признаки основных голосеменных растений, использование древесины в народном хозяйстве.

Уметь рассказывать об использовании древесины в народном хозяйстве.

Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковыхна классы

9.01


мыслительной деятельности

Однодольные. Двудольные.

Семядоли.

Пр.р. с гербарием

Знать характерные различия однодольных и двудольных растений.

Уметь рассказывать об особенностях растений по плану

Однодольные покрытосеменные растения.

Злаковые. Общие признаки злаковых.

15.01


целостного восприятия

Соломина. Зерновка. Злаки.

Знать общие признаки злаковых.

Уметь рассказывать об общих признаках, с опорой на таблицу.

Хлебные злаковые культуры.





16.01


прочного, осмысленного запоминания

Пшеница. Рожь. Овес. Ячмень. Кукуруза.

Пр.р. с гербарием

Знать хлебные злаковые культуры.

Уметь объяснить, почему они относятся к однодольным растениям, различать злаковые культуры.

Выращивание зерновых. Использование злаков в народном хозяйстве.

22.01


мыслительной деятельности: анализа, синтеза

Подготовка почвы. Посев. Уход. Уборка урожая.

Хлебные злаки. Кормовые злаки. Сорняки.

Знать о выращивании и использовании злаков.

Уметь рассказывать, как выращивают и используют злаки с опорой на иллюстрации.

Лилейные. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.

23.01


эмоционально-зрительного восприятия, связной речи

Лилейные.

Цветочно-декоративные растения. Открытый грунт. Закрытый грунт. Детки.

Знать признаки лилейных, значение цветочно-декоративных лилейных.

Уметь узнавать эти растения среди других.

Овощные лилейные.
Л.р.№5

29.01


точности восприятия.

Лук. Чеснок. Донце. Стрелка.

Пр.р.Строение луковицы

Знать строение луковицы лука и чеснока.

Уметь находить признаки сходства и различия, рассказывать, почему люди выращивают эти растения

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

30.01


точности воспроизведения информации

Тест «Однодольные растения»

Знать биологические особенности дикорастущих лилейных.

Уметь рассказывать о ландыше, как представителе дикорастущих лилейных.

Двудольные покрытосеменные растения.

Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Дикорастущие пасленовые. Паслен

5.02


слухового восприятия, связанной речи

Паслен.


Знать общие признаки пасленовых.

Уметь сравнивать пасленовые с другими растениями, используя таблицу учебника.

Овощные и технические пасленовые. Картофель. Выращивание картофеля

Л.р.№6

6.02


развитию прочного, осмысленного запоминания

Клубни. Окучивание.

Пр.р.Строение клубня картофеля

Знать, что картофель одно из важнейших пищевых пасленовых растений, строение клубня.

Уметь рассказывать о выращивании картофеля

Овощные пасленовые. Томат.

12.02


умения устанавливать причинно-следственные связи

Пасынки. Пасынкование.

Пр.р. Выращивание рассады.

Знать, как биологические особенности томата влияют на условия их выращивания.

Уметь рассказывать о выращивании томата

Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

13.02


осмысленного запоминания, связанной речи


Знать, как биологические особенности баклажана и перца влияют на условия их выращивания.

Уметь рассказывать о выращивании баклажана и перца.

Цветочно-декоративные пасленовые.




19.02


эмоций, зрительного восприятия, связанной речи

Петуния. Душистый табак.


Знать, какие биологические особенности петуньи и душистого табака учитываются при выращивании.

Уметь выращивать на своем участке.

Бобовые.

Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения.

20.02


осмысленного запоминания

Мотыльковые. Боб.

Горох посевной.

Знать общие признаки бобовых.

Уметь сравнивать бобовые с другими растениями, используя таблицу учебника.

Фасоль и соя – южные бобовые культуры.

26.02


концентрации внимания

Фасоль. Соя.

Знать, что фасоль, соя – это ценные пищевые растения.

Уметь рассказывать об использовании бобовых человеком

Кормовые бобовые растения.

27.02


умения устанавливать причинно-следственные связи.

Клевер. Люпин.

Знать, почему клевер и люпин относят к бобовым, в чем их ценность для хозяйства человека.

Уметь рассказывать о значении кормовых бобовых растений.

Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник.


4.03


развитию устойчивости внимания

Розоцветные.

Знать биологические особенности строения розоцветных.

Уметь рассказывать об их применении

Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша.

5.03


осмысленного запоминания

Яблоня. Корневая шейка. Крона. Штамб. Прививка.

Груша. Грушевидное яблоко. Саженцы.

Знать биологические особенности яблони и груши.

Уметь рассказывать о строении цветка, особенностях выращивания.

Плодово-ягодные розоцветные.

Вишня. Малина.

11.03


устойчивости внимания.

Вишня. Шаровидная костянка. Корневая поросль

Малина

Знать биологические особенности вишни и малины, о размножении вишни и малины.

Уметь рассказывать о значении розоцветных

Плодово-ягодные розоцветные.

Земляника.

12.03


концентрации внимания.

Земляника. Усы – ползучие побеги.


Знать биологические особенности земляники.

Уметь рассказывать об уходе за растением.

Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры.

18.03


умение устанавливать причинно-следственные связи


Знать биологические особенности персика и абрикоса.

Уметь рассказывать об особенностях выращивания.

Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные растения. Подсолнечник

19.03


слухового восприятия, связанной речи

Однолетние. Двулетние. Соцветие корзинка.

Подсолнечник однолетний. Подсолнечное масло.

Знать общие признаки сложноцветных, биологические особенности подсолнечника.

Уметь определять растения относящиеся к сложноцветным, рассказывать о выращивании подсолнечника.

Календула и бархатцы – однолетние цветочно-декоративные сложноцветные растения.

1.04


долговременной памяти, связной речи

Календула. Бархатцы

Знать биологические особенности строения сложноцветных.

Уметь рассказывать об их выращивании.

Маргаритка и георгин – многолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

2.04


осмысленного запоминания

Маргаритки. Георгин


Тест «Двудольные растения»

Знать биологические особенности строения сложноцветных.

Уметь рассказывать об их выращивании

Уход за комнатными растениями. Перевалка и пересадка комнатных растений. Пр.р.№1

8.04


точности восприятия и воспроизведения информации

Перевалка. Пересадка. Земляная смесь.

Пр.р. Перевалка и пересадка комнатных растений.

Знать основные правила ухода за комнатными растениями.

Уметь делать пересадку и перевалку комнатных растений

Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Осенняя перекопка почвы. Пр.р.№2

9.04


умения устанавливать причинно-следственные связи

Пр.р

Знать о значении растений в жизни человека, об охране зеленых насаждений.

Уметь применять знания в жизни.

Обработка почвы в приствольных кругах плодового дерева. Пр.р.№3

15.04


практической направленности устойчивости внимания.

Пр.р.

Знать способы обработки почвы лопатой.

Уметь на практике применять теоретические знания.

Подготовка сада к зиме. Пр.р.№4




16.04


умения устанавливать причинно-следственные связи

Пр.р.

Уметь на практике применять теоретические знания.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке. Весенний уход за садом. Весенняя обработка почвы

22.04


Умения устанавливать причинно-следственные связи


Знать, какие работы в саду проводятся весной, значение этих работ.

Уметь на практике применять теоретические знания.

Растение – живой организм

23.04


Осмысленного запоминания

Живой организм.


Знать биологические особенности строения растений.

Уметь о них рассказывать

Бактерии

Бактерии. Общее понятие.




6.05


целостного восприятия

Одноклеточные организмы. Спора. Размножаются делением клетки.

Знать, что такое бактерии, споры; болезни, вызываемые бактериями.

Уметь рассказывать о размножении бактерий.

Значение бактерий в природе и жизни человека

7.05



долговременной памяти, связной речи

Гнилостные. Молочнокислые. Кишечные. Болезнетворные.

Знать, какова роль бактерий в природе и для человека, способы борьбы с болезнетворными бактериями.

Уметь обезопасить себя от заражения болезнетворными бактериями.

Грибы

Строение грибов.

13.05


Целостного восприятия

Плодовое тело. Грибница. Шляпочные грибы. Шляпка. Ножка.

Споры.

Знать строение шляпочного гриба.

Уметь рассказывать о размножении грибов.

Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.



14.05


осмысленного запоминания

Съедобные. Несъедобные. Мухомор. Бледная поганка.

Знать съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов.

Уметь распознавать грибы, правильно собирать их.

65

Повторительно-обобщающий урок

20.05


точности запоминания

Тест «Бактерии. Грибы»

Знать строение и биологические особенности грибов и бактерий.

Уметь обобщать знания и делать выводы.

66.

Весенняя экскурсия.

21.05


Умения устанавливать причинно-следственные связи


Знать, какие работы в саду проводятся весной, значение этих работ.

Уметь на практике применять теоретические знания.

67.

Эти удивительные растения. Викторина.

27.05


целостного восприятия


Знать биологические особенности строения растений, значение растений для всего живого на Земле.

Уметь обобщать полученные знания.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!