МБОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова ст. Архонская»
МО – Пригородный район РСО - Алания
| СОГЛАСОВАНО с зам. директора по УВР __________ /Уртаева В.В./ « ____ » ___________ 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ___________/Чернуцкая Н.А./ « ____ » _____________ 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Математика
Уровень общего образования: начальное общее образование
Класс: 1
Количество часов: 123 ч (4 часа в неделю)
Учитель: Бадтиева Ф.Р.
Рабочая программа к учебнику Б.П. Гейдмана, И.Э. Мишариной, Е.А. Зверевой «Математика». 1 класс. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020. (ФГОС. Начальная инновационная школа).
2021/2022 учебный год
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом для общеобразовательных учреждений на образовательную область «Математика» в 1 классе выделено 123 часа (из расчета 4 часа недельной нагрузки).
По плану – 123 ч, по факту – 120 ч, так как 3 урока выпадают на праздничные дни (22.11, 23.02 и 08.03.2022 г.). Выполнение программы будет произведено за счёт уплотнения программного материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В 1 КЛАССЕ
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);
способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математике как науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик;
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
строить алгоритм поиска необходимой информации;
определять логику решения практической и учебной задачи;
умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются:
полученные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
уметь выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий;
способы нахождения величин, приемы решения задач, умение использовать приобретенные знания на практике;
умение решать задачи с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике.
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Начала геометрии
Обучающиеся должны знать/ понимать:
структуру учебника, условные обозначения
понятия «прямые, кривые, точка, отрезок, дуга»
термины «налево, направо, вверх, вниз»; «самый маленький, самый большой»; «следующий и предшествующий»
уметь:
определять форму предмета и противопоставлять их предметам другой формы
ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа), ориентироваться в пространстве
распознавать круг, треугольник, прямоугольник
пользоваться линейкой, чертить прямые и кривые линии
изображать направления отрезков (дуг) с помощью стрелок
сравнивать предметы по форме, размеру
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
ориентироваться в окружающем пространстве (вверх, вниз, влево, вправо и др.)
Числа 0, 1 и 2
Обучающиеся должны знать/ понимать:
термины «один и несколько», «число и цифра»
понятие «пересекающиеся линии», «точка пересечения»
пустое множество, число и цифру 0
расположение линий на плоскости
уметь:
писать цифры 1, 2, 0
составлять пары
сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками ,
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Числа 3, 4 и 5
Обучающиеся должны знать/ понимать:
термины « ломаная», « замкнутые и незамкнутые» линии, «многоугольник»
понятия «раньше, позже»
части суток и времена года
уметь:
писать цифры 3, 4, 5
строить ломаную, замкнутую линии
сравнивать числа, записывать результат сравнения знаками ,
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Сложение
Обучающиеся должны знать/ понимать:
смысл действия сложения и соответствующую терминологию
число и цифру 6, 7, 8, 9 и их состав
понятия «ближе, дальше»; «длиннее, короче»
уметь:
писать цифры 6, 7, 8, 9
ориентироваться на плоскости, используя термины «выше, ниже»
складывать любые числа с числами 1, 2, 3, 4
сравнивать предметы по ширине
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Однозначные числа
Обучающиеся должны знать/ понимать:
все числа и цифры, состав чисел
понятие «однозначное число»
понятие «десяток»
уметь:
прибавлять число 5
писать число 10
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Вычитание
Обучающиеся должны знать/ понимать:
смысл действия вычитания
термины «вычитание, разность»
переместительное свойство сложения
единицу длины – сантиметр
уметь:
прибавлять число 5
писать число 10
выполнять вычитание и записывать результат
вычитать число 1 из любого числа в пределах 10
измерять длину предметов в сантиметрах
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Двузначные числа
Обучающиеся должны знать/ понимать
состав двузначных чисел
понятие пересечение под прямым углом
порядок выполнения действий в выражениях, содержащих более одного действия
уметь:
складывать числа 1, 2, 3, 4 с однозначными числами
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Задачи
Обучающиеся должны знать/ понимать:
понятие «задача»
как образуются числа второго десятка
представлять многозначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
правило прибавления числа к сумме
уметь:
находить условие и требование в задаче
составлять задачу по рисунку
воспроизводить правило прибавления числа к сумме
находить решение задачи и записывать его в тетрадь
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Таблица сложения
Обучающиеся должны знать/ понимать:
правило прибавления суммы к числу
понятия «четырёхугольник, прямоугольник»
состав числа 10
уметь:
складывать числа 5, 6, 7 с однозначными числами
прибавлять по частям, сумму к сумме
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
Разностное сравнение
Обучающиеся должны знать/ понимать:
термины «больше на…», «меньше на…»
знать таблицу сложения
единицы длины-см и дм и новую величину «масса»
смысл терминов «тяжелее и легче», «дороже и дешевле»
уметь:
составлять равенства на увеличение и на уменьшение
выполнять сложение чисел с переходом через десяток
находить число, которое на несколько единиц больше или меньше данного
вычитать сумму из числа
сравнивать по массе, по стоимости
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы:
выделять из множества один или несколько предметов, обладающих или не обладающих указанным свойством;
пересчитывать предметы и выражать результат числом;
определять, в каком из множеств больше предметов; сколько предметов в одном множестве, сколько в другом.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 1 КЛАССЕ
Тема | Количество часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся |
Сравнение предметов и групп предметов | 9 | Объекты живой и неживой природы, признаки сходства и отличия. Простейшие геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. Работа с информацией Работа с простейшими таблицами. Установка закономерности | Группировать предметы по признакам, объединять в пары. Сравнивать предметы по размеру, форме и цвету. Работа с информацией Работать с таблицей. Устанавливать закономерность |
Пространственные и временные представления | 4 | Расположение предметов вверху, внизу, между, на — под, над — под, по — под, за — перед. Движение предметов налево, направо, сверху вниз, снизу вверх. Изменения в природе со сменой времен года. Что было раньше, что стало позже | Определять положение предметов в пространстве. Указывать направление движения объекта. Выстраивать события в логическом порядке |
Больше, меньше, столько же | 3 | Сравнение предметов по их количеству. Взаимно однозначное соответствие между предметами двух совокупностей | Сравнивать совокупности предметов по их количеству. Устанавливать взаимно однозначное соответствие между предметами двух совокупностей |
Числа 1,2. Цифры 1,2. Пара, оба, обе | 4 | Числа 1 и 2 как количественные характеристики совокупностей, состоящих из одного или двух предметов. Понятие «число», «цифра». Работа с информацией Выстраивание цепочек из предметов. Установка закономерности. Отличие предметов по признакам | Решать простейшие задачи с использованием чисел 1 и 2. Использовать прописи для написания цифр 1 и 2. Работа с информацией Выстраивать логические цепочки. Устанавливать соответствие предметов по цвету, размеру, чтобы каждый последующий отличался от предыдущего только одним признаком |
Знаки сравнения . Знаки действий Знак равенства | 2 | Применение знаков сравнения для обозначения слов «больше» или «меньше». Применение знаков + и — для обозначения действий сложения и вычитания. Применение знака равенства при получении результата при сложении или вычитании | Использовать знаки для сравнения чисел. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий (сложение и вычитание). Использовать знаки действий и равенства для записи сложения и вычитания чисел. Использовать прописи для написания знаков сравнения, знаков действий и равенства |
Число 3. Цифра 3. Числа 1, 2, 3 | 8 | Образование числа 3. Сравнение числа 3 с числами 1 и 2. Число 3 и треугольник. Решение простейших задач с записью соответствующего действия | Решать простейшие задачи на сложение и вычитание чисел 1, 2 и З. Сравнивать числа 1 и 2, 2 и 3, 1и 3. Строить треугольник по трем вершинам |
Числа от 1 до 5 | 14 | Образование чисел 4 и 5. Сравнение чисел от 1 до 5. Число 4 и четырехугольник. Число 5 и пятиугольник. Состав числа 4 и числа 5. Слагаемые и сумма. Решение простейших задач с записью соответствующих действий | Решать простейшие задачи на сложение и вычитание чисел от 1 до 5. Записывать соответствующее действие. Сравнивать числа от 1 до 5. Строить многоугольники по их вершинам. Знать состав чисел 4 и 5. Свободно пользоваться терминами «слагаемое» и «сумма» |
Числа от 1 до 9 | 34 | Образование чисел от 6 до 9. Сравнение чисел от 1 до 9. Состав чисел от 6 до 9. Переместительный закон сложения. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Таблица сложения. Решение простейших задач с записью соответствующих действий. | Решать простейшие задачи на сложение и вычитание чисел от 1 до 9. Записывать соответствующее действие. Сравнивать числа от 1 до 9. Знать состав чисел от 4 до 9. Применять переместительный закон при сложении чисел. Находить значение суммы или разности и проверять полученные результаты по таблице сложения. Свободно пользоваться терминами: «сумма», «слагаемое», «разность», «вычитаемое», «уменьшаемое». |
| | Работа с информацией Умение выстраивать простейший алгоритм. Упорядоченный счет геометрических фигур. Выполнение арифметических действий в заданной последовательности | Работа с информацией Выполнять несколько действий в заданной последовательности. Считать геометрические фигуры в заданной последовательности. Решать «Круговые примеры» в заданной последовательности, когда результат одного действия является началом другого |
Числа от 0 до 10 | 8 | Число 0. Число 10. Состав числа 10. Сравнение чисел от 0 до 10. Решение примеров и задач с записью соответствующих действий. Работа с информацией Работа с таблицей. Выполнение задания по заданному алгоритму . | Вести счет в прямом и обратном порядке от 0 до 10. Знать состав чисел от 4 до 10. Решать примеры и простейшие задачи на сложение и вычитание чисел от 0 до 10. Работа с информацией Решать примеры, расположенные под таблицей. Находить ответ по таблице. Вставить в пустую табличную клетку соответствующую ответу букву. Правильному решению соответствует закодированное слово |
Сравнение выражений | 3 | Сравнение выражения с числом. Сравнение двух выражений | Уметь сравнивать выражения |
Увеличить на... Уменьшить на | 3 | Увеличение числа на несколько единиц. Уменьшение числа на несколько единиц | Понимать смысл операций: «Уменьшить на ...», «Увеличить на...» |
Измерение отрезков | 4 | Длина отрезка. Единица измерения длины — 1 сантиметр. Нахождение длины отрезка. Построение отрезка заданной длины | Уметь находить длину отрезка с помощью школьной линейки. Записывать обозначение отрезка и его длину, читать чертеж. Строить отрезок заданной длины |
На сколько больше? На сколько меньше? | 8 | Простейшие задачи на правило: «Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее» (задачи на разностное сравнение) | Выполнять упражнения, включающие вопросы: «На сколько больше?», «На сколько меньше?» |
Десяток. Счет десятками. Круглые числа | 4 | Круглые числа от 10 до 100. Счет десятками. Сравнение, сложение и вычитание круглых чисел от 10 до 100. Единица измерения длины — 1 дециметр | Знать названия круглых чисел от 10 до 100. Сравнивать, складывать и вычитать круглые числа от 10 до 100. Переводить дециметры в сантиметры и сантиметры в дециметры |
Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток | 12 | Примеры и простейшие задачи на сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток. Работа с информацией Приобретение логического и алгоритмического мышления. Решение задач с геометрическими фигурами | Знать названия двузначных чисел в пределах 20. Уметь складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток. Работа с информацией Развивать логическое мышление. Решать задачи по заданному алгоритму. Находить периметр данных прямоугольников по ранее выстроенному и выученному алгоритму |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Планируемые сроки |
план | факт |
1 | Вводный урок. Чем похожи? Чем различаются? | | |
2 | Чем похожи? Чем различаются? | | |
3 | Большой, маленький | | |
4 | Толще, тоньше. Уже, шире | | |
5 | Длиннее, короче | | |
6 | Выше, ниже. | | |
7 | Какого цвета? | | |
8 | Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник. | | |
9 | Пары и группы предметов. | | |
10 | Вверху, внизу. Справа, слева. | | |
11 | Между, на-над, под, над- под, по- под, за- перед. | | |
12 | Налево, направо. Сверху вниз. Снизу вверх. | | |
13 | Раньше, позже. | | |
14 | Больше, меньше, столько же. Игра «Сравни предметы» | | |
15 | Больше, меньше, столько же. | | |
16 | Число 1. Цифра 1. | | |
17 | Число 1. | | |
18 | Число 2. Цифра 2. | | |
19 | Пара. Оба. Обе | | |
20 | Прямая. Отрезок. | | |
21 | Знаки сравнения | | |
22 | Знаки действий +, -. Знак равенства =. | | |
23 | Числа 1 и 2. | | |
24 | Число 3. Цифра 3. | | |
25 | Число 3. | | |
26 | Число 3. | | |
27 | Число3.Треугольник. | | |
28 | Числа 1 ,2,3. | | |
29 | Числа 1 ,2,3. | | |
30 | Числа 1 ,2,3. Урок закрепления | | |
31 | Число 4. Цифра 4. | | |
32 | Число 4 | | |
33 | Число 4. Четырёхугольник. | | |
34 | Числа 1 ,2,3,4. | | |
35 | Числа 1 ,2,3,4. | | |
36 | Числа 1 ,2,3,4. | | |
37 | Числа 1 ,2,3,4. | | |
38 | Число 5. Цифра 5. | | |
39 | Число 5. Пятиугольник. | | |
40 | Число 5. | | |
41 | Числа 1 ,2,3,4,5. | | |
42 | Слагаемые. Сумма. | | |
43 | Слагаемые. Сумма. | | |
44 | Числа 1 ,2,3,4,5. | | |
45 | Число 6. Цифра 6. | | |
46 | Число 6. | | |
47 | Число 6. | | |
48 | Число 6. | | |
49 | Числа от 1 до 6. | | |
50 | Числа от 1 до 6. | | |
51 | Числа от 1 до 6. | | |
52 | Число 7. Цифра 7. | | |
53 | Число 7. | | |
54 | Число 7. | | |
55 | Числа от 1 до 7. | | |
56 | Числа от 1 до 7. | | |
57 | Числа от 1 до 7. | | |
58 | Числа от 1 до 7. | | |
59 | Число 8. Цифра 8 | | |
60 | Число 8. | | |
61 | Число 8. | | |
62 | Число 8. | | |
63 | Проверочная работа по итогам 1 полугодия. | | |
64 | Числа от 1 до 8. | | |
65 | Числа от 1 до 8. | | |
66 | Число 9. Цифра 9. | | |
67 | Число 9. | | |
68 | Число 9. | | |
69 | Числа от 1 до 9. | | |
70 | Числа от 1 до 9. | | |
71 | Числа от 1 до 9. | | |
72 | Числа от 1 до 9. | | |
73 | Числа от 1 до 9. | | |
74 | Переместительный закон сложения. | | |
75 | Переместительный закон сложения. | | |
76 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | | |
77 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | | |
78 | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | | |
79 | Таблица сложения. | | |
80 | Таблица сложения. | | |
81 | Число 0. Цифра 0. | | |
82 | Числа от 0 до 9. | | |
83 | Числа от 0 до 9. | | |
84 | Число 10. | | |
85 | Число 10. | | |
86 | Числа от 0 до 10. | | |
87 | Числа от 0 до 10. | | |
88 | Числа от 0 до 10. | | |
89 | Сравнение выражений. | | |
90 | Сравнение выражений. | | |
91 | Сравнение выражений. | | |
92 | Увеличить на… . Уменьшить на… | | |
93 | Увеличить на… . Уменьшить на… | | |
94 | Числа от 0 до 10. Проверочная работа. | | |
95 | Измерение отрезков. Длина отрезка. | | |
96 | Измерение отрезков. | | |
97 | Измерение отрезков. | | |
98 | Измерение отрезков. | | |
99 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
100 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
101 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
102 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
103 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
104 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
105 | На сколько больше? На сколько меньше? | | |
106 | Десяток. Счёт десятками. | | |
107 | Круглые числа. | | |
108 | Круглые числа. | | |
109 | Дециметр. | | |
110 | Дециметр. | | |
111 | Числа от 11 до 20. | | |
112 | Числа от 11 до 20. | | |
113 | Числа от 11 до 20. | | |
114 | Числа от 11 до 20. | | |
115 | Сложение чисел в пределах 20. | | |
116 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | | |
117 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | | |
118 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | | |
119 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20. | | |
120 | Итоговая работа. | | |