СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование уроков по литературе 5 класс по программе Коровиной В.Я. и др.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по новым требованиям, упрощенное.

Просмотр содержимого документа
«Планирование уроков по литературе 5 класс по программе Коровиной В.Я. и др.»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области




Согласовано на заседании МО «Утверждаю

истории , обществознания и искусства к исполнению в

протокол № от образовательном процессе»

Руководитель МО Директор ГБОУ СОШ

______________________ с. Ягодное

_____________________


Ф.А. Дашкевич








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 5 классе








Учитель русского языка и литературы Кузнецова Резида Минихайовна








2017-2018 учебный год













































Пояснительная записка.


Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» для основной школы разработана на основе Федерального Закона об образовании РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Требованиям к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, примерной ООП НОО, ООП НОО ГБОУ СОШ села Ягодное, Примерной программы по литературе и Рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, авторы В. Я Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В.Беляев,М:.Просвещение,2016г.

К учебнику под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. М.:Просвещение, 2017. Данная программа рассчитана на 3 часа в неделю, спланировано 102 часа.

Предметные результаты освоения учебного предмета литература:

      1. понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

      2. понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственнных ценностей и их совеременного звучания;

      3. умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

      4. определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

      5. приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

      6. формулирование собственного отношения к произведениям литератур, их оценка;

      7. собственная интерпретация ( в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

      8. понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

      9. восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

      10. умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

      11. написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

      12. понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений илтературы; формирование эстетического вкуса;

      13. понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Содержание учебного предмета


Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.



Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, частушки, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З. Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросоветсность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И. Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.


Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья…». Няне.

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)

А.А. Фет. Весенний дождь.

М.Ю. Лермонтов. Бородино.

С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).


Список литературы для самостоятельного чтения.


Античные мифы. Вначале был хаос. Зевс на Олимпе.

Из древнерусской литературы

А. Никитин. Из «Хождений за три моря».

Из русской литературы 18 века

А.Д.Кантемир. Верблюд и лисица.

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…»

Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор)

Из русской литературы 19 века

И.А. Крылов (3 - 4 басни на выбор)

К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин.

А.А. Дельвиг. Русская песня.

Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

А. В. Кольцов. Осень. Урожай.

Н. В. Гоголь. Страшная месть.

Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

Д. В. Григорович. Гуттаперчивый мальчик.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.

В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

Я. П. Полонский. Утро.

А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру­жат.......

Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

А. Н. Островский. Снегурочка.

А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.

Из русской литературы XX века

М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

А. И. Куприн. Чудесный доктор.

И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен­ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».

А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

С. А. Есенин. Песнь о собаке.

Дон Аминадо. Колыбельная.

И. С. Соколов-Микитов. Зима.

П. П. Бажов. Каменный цветок.

М. М. Пришвин. Моя родина.

С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

А. Т. Твардовский. Лес осенью.

Е. И. Носов. Варька.

В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.

Из зарубежной литературы

Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор).

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.

М. Твен. Приключения Тома Сойера


Планируемые результаты учебной деятельности по предмету «Литература»


Формирование предметных результатов.


Важнейшими умениями являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитан­ного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к од­ному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драмати­ческие тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемо­го произведения;

  • умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочине­ния на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопо­ставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

умение высказывать собственное суждение об иллю­страциях.


Формирование универсальных учебных действий.


Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути писателей-классиков;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)


Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству.

- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны.

- Различать основные нравственно-эстетические понятия.

- Выражать положительное отношение к процессу познания.

Ученик получит возможность научиться:

- Уважительно относиться к родной литературе.

  • Оценивать свои и чужие поступки.


Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Удерживать цель деятельности до получения её результата.

- Анализу достижения цели.

Ученик получит возможность научиться:

  • Самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.

- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.

  • Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из его частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- первоначальному умению смыслового восприятия текста;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение

нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;

- сочинять сказку (в том числе и по пословице).

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

Ученик получит возможность научиться:

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно

(или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).







































Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2017/2018



Общее количество часов: 102


урока

Тема урока

Кол-во
часов

 1.

Книга в жизни человека.

 2.

Фольклор- коллективное устное народное творчество.

 3.

Малые жанры фольклора.

 4.

Русские народные сказки. "Царевна-лягушка" как волшебная сказка.

 5.

"Царевна-лягушка": Василиса Премудрая и Иван-царевич.

 6.

"Царевна-лягушка": поэтика волшебной сказки.

 7.

"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"-волшебная богатырская сказка героического содержания.

 8.

"Иван-крестьянский сын и чудо-юдо": система образов сказки.

 9.

Сказки о животных. !Лиса и цапля".

 10.

Бытовые сказки. "Солдатская шинель".

 11.

Итоговый урок по теме "Русские народные сказки"

 12.

"Повесть временных лет" как литературный памятник.

 13.

Отзвуки фольклора в летописи. "Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича".

 14.

Вн.чтение. М.В.Ломоносов-ученый, поэт, художник, гражданин.

 15.

Изложение научных истин в поэтической форме в стихотворении М. В. Ломоносова "Случились вместе два астронома в пиру".

 16.

Вн. чтение. Жанр басни в мировой литературе.

 17.

И.А.Крылов. "Ворона и лисица", "Свинья под дубом". Осмеяние человеческих пороков. Аллегория и мораль.

 18.

И.А.Крылов. "Волк на псарне". Аллегория исторических событий. Эзопов язык.

 19.

Вн. чтение. Мир басен И. А. Крылова.

 20.

В.А.Жуковский. "Кубок". Жанр баллады. Благородство и жестокость героев.

 21.

В.Жуковский. Сказка "Спящая царевна". Сходство и различие сюжета сказки В. Жуковского и народной сказки. Характеристика героев сказки.

 22.

А.С.Пушкин "Няне". Поэтизация образа Арины Родионовны.Понятие о лирическом послании. Мотивы грусти и одиночества.

 23.

А.С.Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила". Пролог как собирательная картина русских народных сказок.Пролог как элемент композиции.

 24.

А.С.Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". События сказки. Главные и второстепенные герои. Фольклорная основа.

 25.

Р.речи. А.С.Пушкин. "Сказка о мертвой царевне...". Система образов. Противостояние добрых и злых сил. Общность и различие главных героев. Сравнительная характеристика.

 26.

А.С.Пушкин. "Сказка о мертвой царевне..."Истоки сказки. Сходство народной и литературной сказки. Народная мораль и нравственность. Стихотворная и проз. речь. Рифма.

 27.

Р. речи. "Сказка о мертвой царевне..."Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Подготовка к домашнему сочинению.

 28.

Контрольная работа по творчеству Крылова, Жуковского , Пушкина.

 29.

Вн. чтение. Сказки А. С. Пушкина.

 30.

А. Погорельский. "Черная курица или подземные жители". Писатель как прототип главного героя сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверное в сказке.

 31.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.

 32.

М.Ю.Лермонтов. Историческая основа стихотворения "Бородино". Воспроизведение исторических событий устами рядового солдата.

 33.

Патриотический пафос стих. "Бородино". Сочетание разговорных и торжественных интонаций. Средства художественной выразительности.

 34.

Вн. чтение. М.Лермонтов. "Ашик-Кериб" как литературная сказка. Мотивы любви и коварства. Близость сказки восточному фольклору.

 35.

Н.В.Гоголь. "Вечера на хуторе близ Диканьки". : !Заколдованное место". Сочетание светлого и мрачного, лирического и комического. Фольлорные традиции.

 36.

"Заколдованное место": реальность и фантастика. Развитие представлений о фантастике. Сказочная фантастика.

 37.

Вн. чтение. Н.Гоголь. "Майская ночь или Утопленница", "Ночь перед Рождеством""Страшная месть"Поэтизация картин народной жизни. Язык повестей. Изображение конфликта светлых и темных сил.

 38.

Н.А.Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях..."- отрывок из поэмы "Мороз, красный нос". Поэтический образ русской женщины.Стойкость её характера.

 39.

Мир детства в произведении Н. Некрасова "Крестьянские дети". Мир детства, забавы крестьянских детей. Приобщение к труду взрослых.

 40.

"Крестьянские дети". Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей.

 41.

И.С.Тургенев. "Муму" как повесть о крепостном праве. Реальная основа повести. Жизнь в доме барыни. Облик барыни и её челяди.

 42.

"Муму". Система образов. Литературный герой.

 43.

И. С. Тургенев. Повесть "Муму" . Немота Герасима как символ немого протеста против крепостного права. Смысл названия.

 44.

Р.речи. И.С.Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению.

 45.

А.А.Фет. Лирика. Картины природы в стихотворениях поэта. Краски, звуки и запахи как воплощение красоты жизни.

 46.

Л.Н.Толстой. "Кавказский пленник": русский офицер в плену у горцев. Историческая основа и сюжет рассказа. Быт и нравы горцев. Умение главного героя находить общий язык с горцами.

 47.

"Кавказский пленник": Жилин и Костылин. "Говорящие фамилии" в литературном произведении. Сопоставительная характеристика героев.

 48.

Р.речи. Классное сочинение по повести "Кавказский пленник".

 49.

Контрольная работа по творчеству М. Лермонтова, Н.Гоголя, Н. Некрасова, И. Тургенева, Л. Толстого.

 50.

А.П.Чехов. "Хирургия" как юмористический рассказ. Смех сквозь слезы в рассказах Чехова.

 51.

Р.речи. "Хирургия". Составление киносценария по рассказу.

 52.

Вн. чтение. Юмористические рассказы А. Чехова.

 53.

Образ Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева. Изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Ритм. Рифма.

 54.

Урок-концерт по стихотворениям И. Никитина, И. Сурикова, А.Плещеева.

 55.

Р.речи. Сочинение. Мое любимое стихотворение русских поэтов о природе

 56.

И.А. Бунин. Рассказ "Косцы". Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок.

 57.

Вн. чтение. И Бунин. "Подснежник". Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Приемы антитезы и повтора в композиции произведения. Смысл названия.

 58.

В. Короленко. "В дурном обществе". Изображение жизни детей из богатой и бедной семей. Вася и его отец. Знакомство Васи и Валека.

 59.

Семья Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев. Портрет как средство характеристики.

 60.

В.Короленко. "В дурном обществе". "Дурное общество" и "дурные дела". Изображение серого сонного города и его обитателей. Равнодушие к беднякам. Образ Януша.

 61.

Р. речи. Взаимопонимание- основа взаимоотношений в семье. Смысл финала. Подготовка к домашнему сочинению.

 62.

Лирика С. Есенина. Поэтизация картин малой родины. Особенности поэтического языка С. Есенина. Роль средств выразительности

 63.

П. Бажов. "Медной горы хозяйка". Сказ как жанр литературы. Честность, трудолюбие и талант Степана. Реальность и фантастика в сказе.

 64.

Образ хозяйки Медной горы. Иллюстраторы сказок Бажова.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!