СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование 6 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка календарно-тематического планирования для 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Планирование 6 класс»



пояснительная записка



В соответствии со структурой школьного образования в общем (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается много­уровневая структура предмета технологий.

Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта и программы начального и основного общего образования "Технология", издательский центр "Вентана-Граф", 2013 год. Авторы: Тищенко А.Т., Симоненко В.Д. представляет собой один из возможных вариантов построения курса изучаемого в 5-8 классах.

Содержание программы строится по принципу обучение в процессе конкретной практической деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников, и предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;

  • овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определённого изделия, технологии его обработки, наладки оборудования, приспособлений и инструментов;

  • освоение компетенций – умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.

Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно предстовляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:

  • освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностного или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, для поиска использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приёмами труда;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

  • получение опыта их применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной и практической деятельности.

В целях реализации умений и навыков рефлексивной деятельности особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовать свою учебную деятельность, оценивать её результаты. Определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

Учащиеся должны

знать:

· что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;

· основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;

· пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;

· особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;

· о разновидностях посадок и уходе за растениями; способы размножения растений;

· виды пиломатериалов; учитывать их свойства при обработке;

· общее устройство слесарного верстака, уметь пользоваться им при выполнении слесарных операций;

· назначение, устройство и принцип действия простейшего слесарного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для клепки; уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;

· основные виды механизмов по выполняемым ими функциям, а также по используемым в них рабочим телам;

· виды пиломатериалов;

· возможности и использование ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;

· источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;

· технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;

· общее устройство и принцип работы деревообрабатывающих станков токарной группы;

· виды неисправностей вентильных головок и пути их устранения; · устройство сливного бачка.

уметь:

· рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;

· осуществлять наладку простейших ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, ножовки по металлу) и токарного станка по дереву на заданную форму и размеры, обеспечивать требуемую точность взаимного расположения поверхностей;

· производить простейшую наладку станков (сверлильного, токарного по дереву), выполнять основные ручные и станочные операции;

· читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;

· понимать содержание инструкционно-технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;

· графически изображать основные виды механизмов передач;

· находить необходимую техническую информацию;

· осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;

· читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;

· выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном и токарном станках по дереву;

· выполнять шиповые соединения;

· шлифовать и полировать плоские металлические поверхности;

· владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);

· применить политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности.

Содержание учебной программы 6 класс

1. Вводное занятие Цели Обучения и его содержание. Образцы изделий изготавливаемые учащимися Организация рабочего места и труда. Правила Внутреннего распорядка Безопасность я гигиена труда в учебной мастерской. Понятие о технологическом Процессе и технологической карте.

2. Элементы машиноведения. Технология обработки древесины Понятие о телах Вращения, Виды поверхностей деталей типа тел вращения. Изображение тел вращения на Чертежах, Выбор видов на чертеже, их число. Нанесение размеров с учетом базовых поверхностей. Процесс резания при механической обработке древесины Виды резцов (стамесок) Для чернового и чистового точения древесины, Выбор инструментов с учетом свойств древесины. Элементы режущей части, способы их контроля. Способы контроля формы и размеров изделия с помощью шаблонов, предельных калибров и универсальных измерительных инструментов. Организация труда и правила безопасности труда при работе на токарном станке по дереву. Рабочее место. Рациональное размещение инструмента, правила бережного обращения с инструментом, приспособлениями и токарным станком. Изготовление изделий из древесины. Выбор видов на чертежах призматических деталей. Нанесение размеров на чертеже. Понятие о номинальном, предельных и действительном размерах, о предельных отклонениях и допуске на размер. Пиломатериалы и их получение. Экономный раскрой древесины, безотходная технология раскроя. Применение пиломатериалов. Конструктивные элементы деталей (шипы, проушины, гнезда и др.) и их назначение. Анализ геометрической формы деталей. Конструктивные элементы деталей различных машин. Выбор формы, материала и размеров заготовки с учетом пороков древесины. Технологическое планирование работы. Составление технологической карты. Условия и приемы наладки ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, лучковой и других пил) и приспособлений для обработки древесины. Заточка и заправка режущих частей деревообрабатывающих инструментов на оселках. Лабораторно-практическая работа. Определение видов пиломатериалов. Технология изготовления деталей, включающих шиповые соединения. Понятие о шиповых соединениях. Виды шиповых соединений и особенности технологии их изготовления. Разметка шипов и проушин. Долота и столярные стамески, их конструкция и назначение. Приспособления для разметки и получения шипов и проушин. Последовательность и приемы разметки, запиливания шипов и проушин. Соединение деталей с помощью шкантов и нагелей. Приемы склеивания деталей с помощью зажимных приспособлений (струбцин, винтового пресса). Организация труда и правила безопасности труда при запиливании шипов, проушин и долблении древесины. Отделка поверхностей детали. Практические работы Составление эскиза, чтение чертежа, чтение технологической карты обрабатываемой детали. Выбор заготовки и планирование работы под руководством учителя. Подготовка заготовки для обработки на токарном станке. Разметка заготовки квадратного сечения. Управление токарным станком по дереву. Установка и закрепление заготовок, черновое и чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой, отрезание. Контроль качества изготавливаемых деталей. Чтение чертежей. Выявление технических требований, предъявляемых к детали. Определение условий получения заданной формы обрабатываемой поверхности (на примере плоскости). Контроль правильности заточки режущих кромок «железок» для шерхебеля и рубанка, их заправка, установка и закрепление в инструменте. Проверка правильности наладки. Изготовление изделий с самостоятельной наладкой инструмента и приспособлений. Чтение чертежей изготавливаемых деталей, сборочного чертежа изделий с шиповыми соединениями. Выбор заготовок. Планирование работы. Наладка ручных инструментов (шерхебеля, рубанка, лучковой пилы) и приспособлений (стусла и др.) для обработки древесины. Запиливание шипов и проушин. Долбление древесины. Сборка деталей на шипах и клее. Художественное оформление изделий (покрытие лаком, выжигание, резьба по дереву и др). Контроль качества.

3. Технология обработки металлов. Основные свойства металлов. Металлы и их роль в развитии цивилизации. Краткая история слесарного искусства и художественной обработки металлов. Черные металлы — стали и чугуны, содержание в них углерода. Конструкционные стали. Сортовой прокат. Виды фасонных профилей и их применение в современных конструкциях. Цветные металлы (медь, алюминий, цинк) и их сплавы (дюралюминий, латунь, бронза). Основные свойства металлов (прочность на разрыв, твердость, хрупкость, пластичность, упругость, жидкотекучесть, свариваемость, возможность соединений пайкой). Целесообразность обработки металла тем или иным способом (резанием, давлением, литьем, электротехническим травлением). Понятие об обработке металлов резанием. Понятие о процессе и основных условиях обработки металлов резанием. Особенности резания металлов. Методы, способы и условия получения различных форм поверхностей движением материальной точки, линии и поверхности. Понятие о шероховатости, классах шероховатости, их условном обозначении на чертежах, способах контроля (По образцам и эталонам) и основных условиях и способах достижения допустимой шероховатости поверхности при обработке резанем. Эскиз детали. Разметка заготовки. Порядок составления эскиза детали. Чтение чертежей изготавливаемых деталей. Разметка деталей по чертежу с помощью линейки, угольника, чертилки, кернера, циркуля и по шаблону. Экономное расходование материала при разметке. Правила безопасной работы при разметке. Рубка и резание металла ножовкой. Назначение и устройство зубила. Приемы рубки на плите и в тисках. Правила безопасности при рубке металла. Назначение и устройство слесарной ножовки. Виды ножовочных полотен, условия их выбора и установки в слесарной ножовке. Правила безопасности при резании металла ножовкой. Опиливание металла. Распиливание отверстий. Основные части напильника и ножовки. Виды напильников по форме и насечке и их назначение. Выбор напильников в зависимости от технических требований, предъявляемых к обрабатываемым поверхностям детали. Условия получения заданной формы, шероховатости и размеров обрабатываемой поверхности детали и их взаимного расположения при опиливании. Приемы опиливания плоскостей. Обработка плоскостей, расположенных под углом 900. Приемы обработки криволинейных поверхностей. Распиливание отверстий (пройм) различной формы. Особенности выполнения этой операции. Разметка пройм. Выбор формы и размеров напильников для распиливания. Инструмент и способы контроля точности формы и размеров обрабатываемых поверхностей и их взаимного расположения на детали. Устройство штангенциркуля. Нониус. Отсчет по нониусу. Приемы измерений штангенциркулем. Сборка и отделка изделия. Сборочный чертеж изделия. Виды соединения деталей (разъемные, неразъемные). Понятие о взаимозаменяемости деталей, ее значение в производстве и эксплуатации изделий. Соединение деталей изделия на болтах и винтах. Соединение заклепками. Последовательность действий по сборке изделия. Подготовка изделия к окраске масляными красками или эмалями. Практические работы Составление эскиза детали. Чтение чертежей изготавливаемых деталей. Определение видов металлов и их сплавов по внешним признакам, Выбор заготовки, определение по чертежу ее формы, материала и размеров. Расчет и распределение припуска на обработку. Экономный раскрой материала. Планирование работы. Чтение (составление) технологических карт. Разметка деталей по чертежу с помощью линейки, угольника, чертилки. кернера, циркуля и по шаблону. Рубка, резание, опиливание металла.

4. Ремонтные работы в быту. Установка и ремонт мебельной фурнитуры. Закрепление настенных предметов. Установка форточек, оконных и дверных петель Ремонтно-строительные работы в жилых помещениях. Инструменты, необходимые для ремонта. Технология закрепления настенных предметов. Технология навешивания форточек, оконных створок и дверей. Правила безопасной работы Устройство и установка дверных замков Виды дверных замков и их устройство. Инструменты для установки дверных замков. Технология установки дверных замков. Правила безопасной работы.

5 Творческий проект Основные требования к проектированию. Элементы конструирования. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Методы поиска информации об изделии и материалах. Последовательность проектирования. Разработка творческого проекта. Выбор и оформление творческого проекта Виды проектной документации. Выбор вида изделия. Разработка конструкции и определение деталей. Подготовка чертежа или технического рисунка. Составление технологической карты. Изготовление деталей и контроль качества. Сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов.

6. Итоговое занятие Подведение итогов работы за год. Повторение пройденного материала. 


Темы

Количество часов в т.ч.

Тема

Контр. работа

Практическая работа

1

Введение

1



2

Технология обработки древесины (32 часов)

29

2

1

3

Технология создания изделий из металла

12

1

2

4

Технология ведения дома

19

2

1







Критерии оценки

Оценка "5" ставится, если ученик:

1) показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2) умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал;

3) самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1) показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2) не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1) усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2) материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3) показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и

Оценка "2" ставится, если ученик:

1) не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2) не делает выводов и обобщений.

3) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Реализация программы осуществляется при использовании:

1. Форм организации образовательного процесса:

• Общеклассные: урок,

• Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

2. Методов обучения:

• Словесные: рассказ, беседа., лекция

• Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

• Практические: практическая работа, работа со справочной литературой.

• Самостоятельные: письменные упражнения, ответы на вопросы

формы контроля: контрольно – обобщающие работы, фронтальный и индивидуальный опрос, творческое задание.

Учебно-методический комплект

  • В.Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П.С. Самородский. Технология. Технический труд. 6 класс. Вариант для мальчиков. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва. Издательский центр "Вентана-Граф", 2009 год.



























Тема

Дата

Домашнее задание

1

Содержание курса технология 6 класс. Правила безопасности. Инструктаж по охране труда.


Стр. 3 – 4, запись в тетради.

Технология обработки древесины (32 часов)

2

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Заготовка древесины


П. 1, стр. 5 - 10

3.

Пороки древесины


П. 3, стр. 12 – 13.

4.

Распознавание древесины, ее виды


П. 3, стр. 12 – 13.

5.

Производство и применение пиломатериалов


П. 4, стр. 14 – 16.

6.

Определение вида пиломатериалов


П.4, стр. 14 - 16

7.

Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности


П. 2, стр. 10 - 11

8.

Контрольно-проверочная работа « Деревообрабатывающая промышленность»


П. 1- 4, стр. 5 - 16

9.

Чертеж детали и сборочный чертеж


П. 5, стр. 17 - 20

10

Определение последовательности сборки изделия по сборочному чертежу


П. 5, стр. 17 - 22

11.

Основы конструирования и моделирования изделий из древесины


П. 6. стр. 23 - 24

12.

Конструирование простейших изделий из древесины


П. 6. стр. 23 - 26

13.

Изготовление деталей из древесины. Соединение брусков


П. 7, стр.26 - 28

14

Соединение брусков


П. 7, стр.28 - 30

15.

Изготовление цилиндрических и конических деталей ручным способом


П. 8, стр. 32 - 35

16

Контроль качества


П. 8, стр. 32 - 35

17.

Составные части машин


П. 9. стр. 36 - 37

18

Чтение и составление кинетических схем


П. 9, стр. 36 - 39

19.

Составные части машин ( чертеж)


П. 9, стр. 36 - 39

20.

Устройство токарного станка


П. 10, стр. 40 - 43

21

Устройство токарного станка


П. 10, стр. 40 - 45

22

Технология точения древесины на токарном станке


П. 11, стр. 46 - 49

23.

Технология точения древесины на токарном станке


П. 11, стр. 51 - 53

24.

Чтение технологической карты «Изготовление Картофелемялки»


П. 11, стр. 50 - 51

25.

Чтение технологической карты «Изготовление Картофелемялки»


П. 11, стр. 50 - 51

26.

Техника безопасности при работе на токарном станке


П. 11, стр. 53 - 54

27.

Окрашивание изделий из древесины красками


П. 12, стр. 55 - 56

28

Создание декоративно – прикладных изделий из древесины


П. 13, стр. 57 - 60

29

Типы стамесок


П. 13, стр. 60 – 62.

30 – 31

Практическая работа №1 «Создание рисунков для художественной резьбы»


П. 13, стр. 57 - 64

32.

Бережное и рациональное отношение к технике, оборудованию


П. 14, стр. 65 - 67

33

Контрольно-проверочная работа « Токарный станок и резьба по дереву»


П. 10 – 14, стр. 40 – 67.

Технология создания изделий из металла (15 часов)

34 – 35.

Свойства черных и цветных металлов


П. 15, стр. 68 - 71

36.

Сортовой прокат


П. 16, стр. 72 - 74

37

Чертежи деталей из сортового проката


П. 17, стр. 74 - 76

38.

Практическая работа №2 «Чтение и выполнение чертежей деталей»


П. 17, стр. 76

39.

Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля


П. 18, стр. 77 - 79

40.

Практическая работа №3 «Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля»


П. 18, стр. 80

41.

Изготовление изделий из сортового проката


П. 19, стр. 81 - 82

42.

Чтение технологической карты «Изготовление нутромера»


П. 19, стр. 83 - 84

43

Чтение технологической карты « Приспособление для изготовления заклепок»


П. 19, стр. 85 - 87

44

Резание металла слесарной ножовкой


П. 20, стр. 88 - 91

45.

Рубка металла


П. 21, стр. 92 - 94

46

Опиливание заготовок из сортового проката


П. 22, стр. 95 – 98

47

Отделка металлических изделий


П. 23, стр. 99 - 100

48.

Контрольно-проверочная работа «Технология создания изделий из металла»


П. 15 – 23, стр. 68 - 100

Технология ведения дома (22 часа)

49.

Введение в технологию ведения дома.


Стр. 101

50

Закрепление настенных предметов


П. 24, стр. 101 - 103

51

Установка форточных и дверных петель


П. 25, стр. 103 - 104

52

Установка форточных и дверных петель


П. 25, стр. 105 - 106

53

Устройство и установка дверных замков


П. 26, стр. 106 - 107

54

Простейший ремонт сантехники


П. 27, стр. 108 – 109,

55

Простейший ремонт сантехники


П. 27, стр. 109 - 111

56

Контрольно-проверочная работа « Мини ремонт дома»


П. 24 – 27, стр. 101 - 111

57

Основы технологии штукатурных работ


П. 28, стр. 112 - 113

58

Практическая работа №4 Штукатурные работы»


П. 28, стр. 114.

59

Техническая эстетика изделий


П. 29, стр. 115 – 116.

60

Основные требования к проектированию изделий


П. 30, стр. 116 - 117

61

Элементы конструирования


П. 31, стр.117 - 118

62

Элементы конструирования


П. 31, стр. 119

63

Творческий проект: выбор и обоснование.


Стр. 120 - 121

64

Морфологический анализ проекта


Стр. 122

65

Материалы для изготовления.


Стр. 122 - 123

66

Технология изготовления. Чтение технологической карты


Стр. 124 - 125

67

Технология изготовления. Чтение технологической карты


Стр. 126 - 127

68

Защита творческих проектов


Проект

69

Защита творческих проектов


Проект

70

Контрольно обобщающий урок


Учебник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!