Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Трубчевская средняя общеобразовательная школа № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директор:
___________________
Химина М.Н.
Приказ №
от « » августа 2017
Принята на заседании МО учителей
русского языка и литературы
Протокол № 1 от августа 2017
Рук. ШМО: __________________
Сурженко Н. Н.
СОГЛАСОВАНО
замдиректора по УВР
___________________
Алымова В.И.
« » августа 2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8б класс
Авдеева Валентина Николаевна,
учитель первой категории
Трубчевск
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования; Примерной программы основного общего образования по литературе; Авторской программы по литературе 5-11 классов общеобразовательной школы (Автор - составитель: В.Я. Коровина.- М.: Просвещение,2010.); Базисного учебного плана МБОУ Трубчевская СОШ №1 ( Брянской области)
Данная программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю.
На развитие речи-10 часов, из них письменных работ-6; на внеклассное чтение-10 часов.
Содержание рабочей программы полностью соответствует содержанию авторской программы (Автор - составитель Коровина В.Я., М.:2010).
Изменения в структуре не проводились, последовательность изучения учебного материала не изменена.
Учебник «Литература» 8 класс. Учебник для общеобразовательного учреждения в 2-х частях. / В.Я.Коровина В.П.Журавлев, В.И. Коровин/ - М.: Просвещение,2012.
Методическое пособие: Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. К учебникам-хрестоматиям В.Я.Коровиной и др.8 кл. М. «Вако» 2010.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного мышления, творческого воображения, понимания авторской позиции, развитие устной и письменной речи учеников;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
- овладение умениями чтения и анализа отдельных эпизодов художественных произведений, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- овладение умениями находить тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимию, градацию, литоту, оксюморон ) в художественных произведениях;
- овладение умениями анализировать стихотворный текст.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и некоторых теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественных произведений разных жанров;
- различные виды пересказа ( подробный, краткий, выборочный);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- нахождение тропов в произведениях;
- составление простого и сложного плана произведения;
- написание сочинений по литературным произведениям и сочинений-эссе;
- целенаправленный поиск информации под руководством учителя.
Изменения, внесенные в рабочую программу по литературе
8 класса
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов по авторам программы | Кол-во часов по рабочей программе | Причины изменения |
I | Введение | 1 | 1 | |
II | Устное народное творчество | 2 | 2 | |
III | Из древнерусской литературы | 2 | 2 | |
IV | Из русской литературы XVIII в. | 3 | 3 | |
V | Из русской литературы XIX в. | 33 | 34 | Увеличение количества часов по базисному плану |
VI | Из русской литературы XX в. | 20 | 22 | Увеличение количества часов по базисному плану |
VII | Из зарубежной литературы | 7 | 6 | |
| ИТОГО | 68 | 70 | |
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен:
знать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 8 классе: жанры фольклора; предания, былины, пословицы, поговорки; летопись (житие); эпос (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 века;
-образную природу словесного искусства;
-основные черты литературных направлений;
-основные теоретико-литературные понятия.
-уметь:
- видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
- различать особенности сюжета, характеров, композиций, конфликта, приёмов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
- видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
объяснить чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
- видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определённой ситуации, определять смену интонации в речи героев пьесы;
- передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
- видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведениям;
- аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
- выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, пьесы;
- сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
- оценивать игру актёров в пределах законченного эпизода;
- сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
- стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
- написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя;
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-выразительно читать;
-анализировать произведение (тематика, проблематика, пафос, система образов, особенности композиции);
-находить тропы в художественном произведении;
-анализировать текст;
-использовать различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
-отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
-заучивать наизусть стихотворные и прозаические тексты;
-составлять простой и сложный план произведения;
-писать сочинения по литературным произведениям и сочинения-эссе;
-производить целенаправленный поиск информации под руководством учителя;
Содержание учебного материала по литературе в 8-м классе
по учебнику В.Я.Коровиной
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Введение
(1 час)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество
(2 часа)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
(2часа)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги. Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века
(3 часа)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Из литературы XIX века
(34 часа)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В..И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух России. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Из русской литературы XX века
(22 час)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
(6 часов)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Итого: 70 уроков
Учебно - тематический план по литературе
в 8 классе (по программе В.Я.Коровиной)
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Проверочные работы |
1 | Введение. Литература и история. | 1 | Сочинения | Контрольные работы | Тесты |
2 | Устное народное творчество | 2 | | | |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | | | |
4 | Из русской литературы XVIII века | 3 | | | |
5 | Из русской литературы XIX века | 34 | Обучение сочинению-1час; Подготовка к сочинениям 2часа | Контрольные работы-1 | Тестирование-1 . |
6 | Из литературы XX века | 22 | Подготовка к домашним сочинениям-1час; классное сочинение-1час | Контрольная работа-1; | . Тестироание-1 |
7 | Из зарубежной литературы | 6 | | | |
| Итого | 70 | 5 | 2 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание. Вид контроля |
по плану | по факту |
| Введение. Литература и история. | 1 | | | |
1 | Русская литература и история | 1 | | | Беседа |
| Устное народное творчество. | 2 | | | |
2 | Русские народные песни. Частушки как малый песенный жанр. | 1 | | | Выраз. чтение |
3 | Исторические песни. Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» . | 1 | | | Работа с текстом |
| Из древнерусской литературы | 2 | | | |
4 | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии… Александра Невского» | 1 | | | Сообщения обучающихся |
5 | Вн.чт. Повесть о Шемякином суде. | 1 | | | Худож. пересказ |
| Из русской литературы 18 века | 3 | | | |
6 | Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. | 1 | | | Сообщения обучающихся |
7 | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основные правила классицизма в произведении. | 1 | | | Анализ эпизода |
8 | Проблема воспитания истинного гражданина в комедии «Недоросль» | 1 | | | Работа с текстом |
| Из русской литературы 19 века | 30+4 | | | |
9 | И.А.Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя».Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | 1 | | | Выразит. чтение |
10 | И.А. Крылов - поэт и мудрец. Басня «Обоз». Мораль басни. | 1 | | | Выраз. чтение |
11 | К.Ф. Рылеев-автор дум и сатир. Дума «Смерть Ермака» и её связь с русской историей | 1 | | | Работа с текстом |
12 | А.С.Пушкин-историк. «История Пугачёвского бунта» | 1 | | | Сообщения обучающихся |
13 | Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Анализ 1-2 глав. | 1 | | | Анализ эпизода |
14 | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин. Разбор 3-5 глав. | 1 | | | Худож. пересказ |
15 | Пугачёв и народ в повести. Анализ 6-8 глав. | 1 | | | Анализ произведения |
16 | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Разбор 9-11 глав. | 1 | | | Работа с текстом |
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина Анализ 12-14 глав. | 1 | | | Анализ эпизода |
18 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | | | Сочинение |
19 | А. С. Пушкин. Стихотворение «!9 октября». Основные мотивы. | 1 | | | Выраз. чтение |
20 | Стихотворения А. С Пушкина «Туча», «Я помню чудное мгновенье…» | 1 | | | Анализ стихотворений |
21 | Вн. чт. А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Образ Петербурга.. | 1 | | | Анализ эпизода |
22 | М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе Историческая тема в творчестве поэта | 1 | | | Сообщения обучающихся |
23 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 1 | | | Работа с текстом |
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. | 1 | | | Практикум |
25 | P.p. Обучающее сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | | | Сочинение |
26 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к исторической теме в художественном произведении. | 1 | | | Сообщения обучающихся |
27 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии. | 1 | | | Анализ эпизода |
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. | 1 | | | Работа с текстом |
29 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как общественное явление | 1 | | | Тестирование |
30 | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | 1 | | | Худож. пересказ |
31 | Силы обличения социального зла в комедии. | 1 | | | Анализ произведения |
32 | P.p. Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | | | Сочинение |
33 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | | | Сообщения обучающихся |
34 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании | 1 | | . | Худож. пересказ |
35 | М.Е.Салтыков - Щедрин. «История одного города». Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 1 | | | Анализ эпизода |
36 | P.p. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города» | 1 | | | Работа с текстом |
37 | Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» | 1 | | | Сообщения обучающихся |
38. | Л.Н.Толстой. «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. | 1 | | | Лексич. работа |
39. | Художественное своеобразие рассказа «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа | 1 | | | Анализ эпизода |
40. | Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 1 | | | Худож. пересказ |
41. | Вн.чт. Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | 1 | | | Выраз. чтение |
42. | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | | | Работа с текстом |
| Из литературы 20 века | 20+2 | | | |
43. | И.А.Бунин. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина - прозаика | 1 | | | Сообщения обучающихся |
44. | А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье | 1 | | | Анализ произведения |
45. | P.p. «Что значит быть счастливым?» Подготовка к сочинению по рассказам Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна. | 1 | | | Сочинение |
46. | А.А.Блок. Историческая тема в его творчестве. Образ Родины в стихотворении «Россия». | 1 | | | Выраз. чтение |
47. | А.А.Блок. Цикл стихотворений «На поле Куликовом» | 1 | | | Работа с текстом |
48. | С.А.Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. | 1 | | | Работа с текстом |
49. | Р.р. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А.Есенина. | 1 | | | Сообщения обучающихся |
50. | И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству | 1 | | | Сообщения обучающихся |
51 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | | | Работа с текстом |
52 | Журнал Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко | 1 | | | Сообщения обучающихся |
53 | М.Зощенко «История болезни», Тэффи «Жизнь и воротник». Сатира и юмор в рассказах сатириконцев | 1 | | | Худож. пересказ |
54 | А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. | 1 | | | Выраз. чтение |
55 | Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | | | Тестирование |
56 | Василий Тёркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. | 1 | | | Работа с текстом |
57 | Композиция и язык поэмы «Василий Тёркин». Юмор. Фольклорные мотивы. | 1 | | | Выраз. чтение |
58 | А.П. Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | 1 | | | Сообщения обучающихся |
59 | Нравственная проблематика и гуманизм рассказа «Возвращение» | 1 | | | Худож. пересказ |
60 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Творчество М.И.Исаковского, Б. Окуджавы, А.Фатьянова, Л. Ошанина | 1 | | | Выраз. чтение |
61 | В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе | 1 | | | Сообщения обучающихся |
62 | Вн.чт. Русские поэты о Родине, родной природе и о себе | 1 | | | Чтение наизусть |
63 | Вн.чт. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | 1 | | | Выраз. чтьение |
64 | Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | | | Контрольная работа |
| Из зарубежной литературы | 6 | | | |
65 | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета. | 1 | | | Сообщения обучающихся |
66 | Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии | 1 | | | Работа с текстом |
67 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» . Сатира на дворянство и невежественных буржуа | 1 | | | Анализ произведения |
68 | Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | 1 | | | Худож. пересказ |
69 | Вн.чт. Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | 1 | | | Работа с текстом |
70 | Вн.чт. В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | | | Худож. пересказ |
| Итого: | 70 | | | |
Учебно-методическое обеспечение курса:
1. Коровина В.Я. Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. - М.: Просвещение, 2010.
2. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 8 класс. - М.Просвещение, 2006.
3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - М.Просвещение.2000
4. Русский фольклор: Словарь-справочник/ Сост. Т.В. Зуева. -М: Просвещение 1999.
5. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: «ВАКО», 2006
6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 8 класс. -М.: Просвещение, 2003.
7. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001г.
8. Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 8 классе: Урок за уроком; М.: Русское слово, 2003.
9. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. М., «Вако», 2010.
10. Тесты по литературе. 5-11 классы. М., АСТ «Астрель», 2009
11. Э.Л. Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2007.
12. Е.Л. Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. –
М.: Дрофа, 2007.
13. В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс.
М.: Дрофа, 2001.
14. Л.Л.Страхова. Литература. 8 класс. Доклады. Рефераты. Сообщения. – С-П.: Литера, 2006.
Дополнительные обобщающие материалы.
С.Я. Долинина. Литературный турнир. – М.: Наука, 2002.
Л.Л.Бельская Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.
Н.Ю. Буровцева. Кроссворды для школьников. Литература. –Ярославль.: Академия развития, 1998.
Литература в школе от А до Я. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2007.
Компакт – диски по литературе:
- Русская литература от Нестора до Маяковского;
- Русская драматургия от Сумарокова до Хармса;
- Русская поэзия 17 – 20 веков;
- Библиотека школьника. Справочник.
Интернет – ресурсы:
Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.
http://www.debryansk.ru/~lpsch/
Урок литературы: проблемы, методы, подходы
http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html
Литература: универсальная энциклопедия
http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52
Образовательный портал «Учеба».
http://www.posobie.ru/
Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».
http://lit.1september.ru/
Сайт «Кабинет русского языка и литературы»
http://ruslit.ioso.ru/